Предел нагрузки

Предел нагрузки

Рост расходов российского бюджета планируется компенсировать повышением налогов на нефтегазовую отрасль.









Инфографика: Станислав Сырецких.
Иллюстрация: Дмитрий Коротченко

Рост расходов российского бюджета планируется компенсировать повышением налогов на нефтегазовую отрасль.

Текст: Евгений Третьяков

1 октября правительство России внесло на рассмотрение в Государственную думу проект федерального бюджета на 2011-й и 2012/13 год. Бюджет на все три года верстается с дефицитом, который составит около 1,8 трлн рублей ежегодно. При этом федеральные расходы будут постоянно расти: с 10,7 трлн рублей в 2011-м до 12,2 трлн рублей в 2013-м.

Основной статьей расходов остается социалка. На эти цели в следующем году будет направлено 3 трлн рублей, а к 2013 году эта сумма вырастет еще почти на 500 млрд рублей. На втором месте в графе «расходы» значится «национальная экономика» — по этой статье в 2011 году планируется потратить 1,7 трлн рублей. При этом каждый год планируется занимать деньги на внутреннем и, возможно, внешнем рынке.

Российские власти ожидают роста ВВП в среднем на 4% в ближайшие три года и сохранения достаточно высоких цен на нефть. Бюджет 2011 года сверстан из расчета среднегодовой стоимости черного золота на мировом рынке в $75 за баррель.

ФИСКАЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ

Помимо займов один из важнейших источников финансирования растущей расходной части бюджета — повышение налоговой нагрузки. Со следующего года увеличивается размер страховых взносов (ЕСН) с 26 до 34% от фонда заработной платы. Кроме того, правительство в очередной раз повысило фискальную нагрузку на нефтегазовый сектор, проиндексировав налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Согласно планам кабинета министров, ставку НДПИ для нефти с 1 января 2012 года предлагается повысить с нынешних 419 рублей за тонну до 446 рублей, а к 2013 году довести ее до 470 рублей за тонну. Ставки НДПИ на добычу горючего природного газа предлагается установить с 1 января 2011 года в размере 237 рублей за тысячу кубометров, с 1 января 2012 года — 251 рубль и с 1 января 2013 года — 265 рублей. Сейчас ставка налога составляет 147 рублей за тысячу кубометров. По расчетам Министерства финансов России, от повышения НДПИ бюджет дополнительно получит за три года около 450 млрд рублей. При этом запланирован и рост акцизов на нефтепродукты.

В частности, акциз на бензин в ближайшие три года предполагается повышать на 1 рубль ежегодно. За счет акцизов планируется профинансировать значительную часть программы строительства и реконструкции дорог. По словам заместителя министра транспорта Олега Белозерова, в 2011 году дорожникам должно быть выделено почти 500 млрд рублей, из которых 387 млрд — средства федерального бюджета, а остальное планируется добрать, в том числе за счет проиндексированного «бензинового» акциза.

В качестве «компенсации» за увеличение НДПИ нефтяникам сохранят льготы при добыче нефти в отдельных регионах. Ключевой (по финансовому объему) вопрос — сохранение льгот по экспортной пошлине для нефти Восточной Сибири — на момент подготовки материала решен не был. Но уже принято принципиальное решение о предоставлении льгот для каспийских месторождений. Кроме того, Минфин предложил ввести льготы для ряда месторождений ЯмалоНенецкого автономного округа (ЯНАО).

Предлагается распространить нулевую ставку НДПИ на нефть, добытую на участках недр, расположенных севернее 65 градусов северной широты в границах ЯНАО, за исключением участков недр, расположенных полностью или частично на территории полуострова Ямал в границах ЯНАО, до достижения накопленной добычи нефти в 25 млн тонн. Льгота распространяется на участки недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2011 года со степенью выработанности запасов на 1 января 2011 года меньшей или равной 0,05. Также определены ограничения по срокам разработки месторождений (10 лет) и прав пользования участками недр (15 лет).

Впрочем, на предоставление этой льготы Минфин пошел достаточно легко: по расчетам ведомства, выпадающие доходы бюджета составят всего около 1,6 млрд рублей. Цифра, несопоставимая с дополнительными средствами, которые предполагается получить от индексации ставки НДПИ.

ОТРАСЛЬ ПОД ПРЕССОМ

Эксперты уверены, что повышение нефтяного НДПИ — фактор, негативный для отрасли. По прогнозу аналитиков компании «Тройка Диалог», повышение НДПИ на 6,4% в 2012 году и на 5,4% в 2013-м может привести к тому, что EBITDA нефтяной отрасли сократится примерно на 4–5 и 8–11% соответственно. Аналитики «Банка Москвы» рассчитали, что при цене нефти в $80 за баррель налоговая нагрузка вырастет на $1,6 с каждого барреля. По мнению аналитиков компании «ТКБ Капитал», нефтяные компании пострадают и от повышения НДПИ на газ, так как «из-за более низких внутренних цен на газ независимые производители газа и нефтяные компании (которым не разрешено экспортировать газ) более чувствительны к повышению НДПИ, чем «Газпром».

При этом практически все рыночные аналитики и эксперты сходятся во мнении, что налоговая нагрузка на российских нефтяников сегодня находится, пожалуй, на пределе возможного. Размер изъятий один из самых высоких в мире, и дальнейшее увеличение налогов будет вести к снижению инвестиций и объемов добычи. Аналитики «Банка Москвы» Денис Борисов и Сергей Вахрамеев провели специальное исследование, в котором сравнивали уровень налоговой нагрузки российских и 12 зарубежных нефтяных компаний. По их оценке, «сегодня удельная налоговая нагрузка на нефтяной сектор (прежде всего в сегменте upstream) существенно превосходит уровень фискальных изъятий из доходов мировых majors ». Господа Борисов и Вахрамеев вычислили, что с 1999 по 2008 год налоговая нагрузка на выручку российских нефтяных компаний выросла с 20 до 55%, на прибыль — с 32 до 81%. Сегодня отечественным нефтяникам с каждого дополнительного доллара цены нефти свыше уровня $25 за баррель достается всего 13–30 центов, остальное уходит государству. Столь высокая доля налогов в выручке (на уровне 50–60%) только у итальянской ENI, добывающие активы которой расположены преимущественно в Африке. У остальных лидеров мировой нефтяной отрасли средний уровень налоговой нагрузки к выручке составляет от 15 до 45%. С учетом сегментов downstream доля налогов в выручке у иностранных компаний значительно ниже, чем в России, — в среднем от 5 до 15%. «Именно последний фактор (высокая налоговая нагрузка на отрасль. — „СН“), по нашему мнению, является ключевым риском для перспектив развития нефтяных компаний и ограничителем для роста их капитализации», — полагают аналитики и отмечают, что налоговое регулирование нефтяной отрасли в России преследует собой только одну цель — пополнение доходной части бюджета. Однако высокая налоговая нагрузка ведет к тому, что российские компании не спешат интенсифицировать добычу, поскольку при действующей фискальной системе и на фоне ухудшения горно-геологических условий разработки месторождений это не приведет к получению нефтяниками маржинальных доходов.

По мнению аналитиков «Тройки Диалог», текущее повышение НДПИ, весьма вероятно, приведет к снижению объемов добычи, поскольку норма доходности окажется значительно ниже стоимости капитала. По одному из прогнозов Министерства энергетики России, повышение НДПИ вкупе с укреплением рубля может привести к сокращению добычи нефти на 2,5 млн тонн в год.

Рост бюджетных расходов и планы по увеличению налоговой нагрузки на нефтегазовые компании фактически ставят крест на том, что в ближайшие годы фискальная система по отношению к нефтяникам будет реформирована. Хотя вариант, который мог бы устроить и государство и бизнес, найден уже достаточно давно: введение налога на дополнительный доход. Этот механизм позволяет взимать налоги с финансового результата работы предприятия, а не с выручки. Доходы государства от такой инновации не пострадали бы существенным образом, а компании получили бы стимулы и ресурсы для освоения новых участков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ