Регламентное опережение

Регламентное опережение

НПЗ «Газпром нефти» переходят на новые экологические стандарты.

Московский НПЗ выпускает порядка 200 тыс. тонн высокооктановых бензинов класса 4 в месяц

Пуск установки изомеризации серьезно продвинул ОНПЗ на пути повышения качества моторных топлив

Транспортировка колонны для установки изомеризации на «Славнефть-ЯНОС»

НПЗ «Газпром нефти» переходят на новые экологические стандарты.

Текст: Сергей Орлов, Вячеслав Фролов, Маргарита Свириз

Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» вступил в действие в 2008 году. Согласно документу полностью на выпуск топлива четвертого экологического класса (соответствует «Евро-4») российские НПЗ должны перейти с 2012 года, пятого класса (соответствует «Евро-5») — с 2015-го. «Газпром нефть» начала реализацию стратегии развития своих нефтеперерабатывающих предприятий в период с 2010 по 2020 годы в 2007-м. Сегодня, за год до обозначенных правительством сроков, все российские НПЗ «Газпром нефти» освоили выпуск топлива четвертого экологического класса.

ОМСКИЙ НПЗ

Топливо, соответствующее классу 4 технического регламента, на Омском НПЗ стали выпускать с начала 2011 года. Теперь весь омский бензин марки «СуперЕвро-98» полностью укладывается в требования «Евро-4».

Реализация одного из ключевых проектов, направленных на повышение качества моторного топлива, — строительство установки изомеризации «Изомалк-2», — была завершена осенью 2010 года. Внедрение российской технологии переработки низкооктановых легких бензиновых фракций в высокооктановый компонент товарного бензина на ОНПЗ позволило увеличить выпуск бензинов экологического класса 4 до 30%. «Установка получилась уникальная: достигнуты проектные показатели по октановым характеристикам получаемых продуктов, — подчеркнул генеральный директор Омского НПЗ Александр Мелинг. — Для нас пуск этой установки стал одним из этапов, элементом решения задачи по повышению качества моторных топлив, поставленной российским правительством».

Плановый объем выпуска бензина «СуперЕвро-98» — свыше 56 тыс. тонн в год. А возможность перехода на более высокие экологические классы других марок бензина, соответствующие требованиям технического регламента и пользующихся повышенным спросом — «ПремиумЕвро-95» и особенно Аи-92, обеспечит ввод в эксплуатацию установки гидроочистки бензина каталитического крекинга (БКК) мощностью 1,2 млн тонн в год. Установка гидроочистки дизельного топлива мощностью 3 млн тонн в год предназначена для производства товарного дизельного топлива с низким содержанием серы (класс 5). Завершение строительства двух установок проводится единым комплексом.

Вывод комплекса на проектную мощность позволит уже в 2012 году перевести 100%-ный объем автобензинов и дизельного топлива производства ОНПЗ на соответствие классам 4 и 5. Это позволит не только улучшить экологическую ситуацию в регионах поставок ОНПЗ, в первую очередь Сибирском и Уральском федеральных округах, но и решит стратегическую задачу по увеличению доли нефтепродуктов Омского НПЗ на региональных рынках.

МОСКОВСКИЙ НПЗ

По подсчетам экологов, при переходе с класса 3 на класс 4 только по уровню содержания соединений серы экологические характеристики топлива улучшаются в пять раз. По данным столичного Департамента природопользования, 87% загрязняющих веществ поступает в московский воздух именно от автотранспорта. Для задыхающейся от выхлопных газов столицы исполнение требований техрегламента актуально как ни для какого другого российского региона.

Московский НПЗ с нынешнего года также приступил к выпуску автомобильного бензина и дизельного топлива класса 4. Правда, на Московском заводе к этому результату пришли несколько иным путем — за счет модернизации существующего оборудования. В январе 2011 года на МНПЗ была проведена регенерация катализатора установки каталитического риформинга ЛЧ-35—11/1000, что позволило стабильно получать высокооктановые компоненты бензинов. Производство дизельного топлива с содержанием серы до 50 ppm было обеспечено загрузкой катализатора компании Haldor Topsoe на установке гидроочистки.

«Начало производства на Московском НПЗ автобензинов, соответствующих стандарту класса 4, — важный этап в развитии завода», — отметил генеральный директор Московского НПЗ Аркадий Егизарьян.

Сейчас Московский НПЗ выпускает порядка 200 тыс. тонн высокооктановых бензинов класса 4 в месяц. Сортовых дизельных топлив — около 100 тыс. тонн в месяц.

Правда, в нынешнем году роста объемов выпуска «евротоплива» не предвидится — для этого пока просто нет необходимых мощностей. Однако на площадке завода уже ведется строительство установки изомеризации легких бензиновых фракций Penex и установки гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга. С вводом их в эксплуатацию в 2013 году все выпускаемые заводом автомобильные бензины будут соответствовать классам 4 и 5.

Перевод производства дизельного топлива на соответствие стандартам класса 5 будет проходить в два этапа. Уже сейчас на столичный рынок поставляется дизельное топливо только четвертого класса. В 2012 году после завершения реконструкции действующей установки гидроочистки дизельных топлив ЛЧ-24/2000 50% дизельных топлив будет производиться по пятому классу. А после завершения строительства новой установки гидрооблагораживания дизельного топлива в 2014 году все ДТ производства МНПЗ будет соответствовать классу 5.

СЛАВНЕФТЬ-ЯНОС

Третий российский НПЗ «Газпром нефти» — «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», которым компания управляет совместно с ТНК-ВР, на производство дизельного топлива класса «Евро-4» вышел первым из российских нефтеперерабатывающих заводов. В 2005 году предприятие освоило выпуск дизельного топлива с содержанием серы 50 ррм, а с января 2007 года приступило к производству экологически чистого дизтоплива с ультранизким содержанием серы 10 ррм (в соответствии со спецификацией ЕN 590). Работа по повышению качества моторных топлив на предприятии продолжается. На 2011 год запланировано завершение строительства двух новых технологических установок — изомеризации прямогонных бензиновых фракций и установки гидроочистки бензина каталитического крекинга, что даст возможность производить высокооктановые компоненты — изомеризат и бензин каталитического крекинга с низким содержанием серы, соответствующим требованиями технического регламента не только класса 4, но и класса 5. Установка изомеризации имеет расчетную производительность по сырью 718,3 тыс. тонн в год, а мощность установки гидроочистки бензина каталитического крекинга — 870 тыс. тонн в год. В начале 2013 года на ЯНОСе планируется завершить строительство первого блока новой, 3-миллионной установки гидроочистки дизельного топлива, мощностью 1,5 млн тонн в год, предназначенной для производства товарного дизельного топлива класса 5.

Около 65 млрд рублей по трем заводам — такова стоимость программы модернизации, реализация которой позволит перейти на выпуск моторных топлив классов 4 и 5 в сроки, установленные российским правительством. «Газпром нефть» последовательно реализует масштабную программу модернизации своих нефтеперерабатывающих активов, одной из важнейших целей которой является улучшение качества моторных топлив«, — отметил заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер. Одной из важнейших, но не единственной. Программа модернизации включает в себя мероприятия, направленные на повышение эффективности производств, повышение глубины переработки. По оценке председателя правления компании Александра Дюкова, именно в этом заключен основной потенциал роста переработки.

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХРЕГЛАМЕНТА

В соответствии с техническим регламентом автомобильный бензин классов 4 и 5 должен иметь октановое число не менее 95 и содержание серы соответственно не более 50 и 10 мг/кг. Дизтопливо классов 4 и 5 — не более 50 и 10 мг/кг соответственно.

Согласно техрегламенту выпуск в оборот автомобильного бензина стандарта «Евро-3» допускается до 31 декабря 2011 года, «Евро-4» — до 31 декабря 2014 года. Выпуск в оборот дизтоплива классов 2 и 3 допускается до 31 декабря 2011 года, класса 4 — до 31 декабря 2014 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ