Проверка на выносливость

Проверка на выносливость

Подведены итоги полевых испытаний моторных масел семейства G-Family.

«Полигоном» для испытания масла G-Energy F-Synth EC 5W-30 стали автофургоны Blu-camp Sky 455 на базе Ford Transit

Караван Overland преодолел около 20 тыс. км в различных дорожных и климатических условиях

Подведены итоги полевых испытаний моторных масел семейства G-Family.

Текст: Сергей Орлов

Семейство брендов автомобильных масел G-Family было выведено на рынок весной 2010 года. Для подтверждения высоких эксплуатационных характеристик новой продукции специалисты компании «Газпромнефть — смазочные материалы» организовали ее испытания в условиях реальной эксплуатации: «легковое» масло G-Energy и масло для коммерческой техники G-Profi было залито в двигатели автомобилей, участвовавших в пробеге Overland — известном международном проекте, многократно проводившем свои экспедиции в различных уголках мира.

ЕВРАЗИЙСКИЕ ТЕСТЫ

Маршрут экспедиции Overland-13, стартовавшей в Милане в июле 2010 года, проходил через семь стран Европы и Азии: Словению, Хорватию, Сербию, Венгрию, Украину, Россию и Казахстан. Путешественники преодолели около 20 тыс. км в различных дорожных и климатических условиях, пересекли более десятка границ, посетили 16 российских городов. И все три месяца смазку силовых установок автомобилей, составлявших караван Overland, обеспечивали премиальные масла G-Energy. «Полигоном» для испытания синтетического масла G-Energy F-Synth EC 5W-30 стали автофургоны Blu-camp Sky 455 на базе Ford Transit, оборудованные четырехцилиндровыми дизельными наддувными двигателями Duratorq TDCi объемом 2,4 л. Универсальное масло G-Profi MSI 15W-40 испытывалось в дизелях серии Tector (фургоны Iveco Eurocargo), оснащенных системой впрыска Common Rail и системой селективной каталитической нейтрализации SCR.

Мониторинг состояния смазочных масел, используемых в автомобилях команды Overland, осуществлялся при помощи уникальной мини-лаборатории на базе полнофункционального портативного фурьеспектрометра инфракрасного излучения iPAL. Это оборудование позволяет на месте в течение нескольких минут проанализировать ряд критически важных параметров масла: содержание воды, сажи, присадок, степень окисления, степень разбавления топливом и охлаждающей жидкостью. Для проведения исследования, занимающего не более минуты, необходимо лишь несколько капель (менее 1 мл) масла. Лаборатория была установлена в одном из автомобилей, участвовавших в автопробеге. Периодический отбор образцов и их анализ позволил определить динамику изменения параметров масла в процессе эксплуатации. Оценка проводилась инфракрасной спектрометрией по методике ASTM E2412.





ФАКТОРЫ ДОЛГОЛЕТИЯ

Запас работоспособности масла определялся по таким показателям, как окисление и срабатывание присадок. Первый представляет собой процесс старения масла в условиях высоких температур и присутствии кислорода из воздуха. В результате окисления повышается вязкость масла, увеличиваются коррозионная агрессивность и склонность к образованию отложений.

Показатель «срабатывание присадок» характеризует истощение противоизносных свойств масла, связанный с расходом присадок (дитиофосфаты цинка), предотвращающих интенсивный износ деталей. Содержание противоизносных присадок должно быть достаточным для обеспечения низкого износа деталей. При этом для масел класса GF-3, к которым относится G-Energy F-Synth EC 5W-30, есть еще одно ограничение: содержание фосфора в масле не должно превышать 0,1% масс. Это требование автопроизводителей направлено на предотвращение загрязнения фосфором системы каталитической нейтрализации, которое может привести к ее отказу. Поэтому самый простой способ обеспечения необходимого запаса противоизносных свойств масла — увеличение содержания противоизносных присадок — сегодня неприменим. Соответственно, в производство масел класса GF-3 должны вовлекаться противоизносные присадки, обладающие высокой стабильностью и эффективностью даже при невысоких начальных концентрациях.

РЕСУРСНЫЙ ЗАПАС

По показателям, характеризующим исправность работы систем питания и охлаждения двигателя, и G-Energy F-Synth, и EC 5W-30G-Profi MSI 15W-40 продемонстрировали 100%-ный результат: случаев загрязнения моторного масла охлаждающей жидкостью, топливом или сажей в ходе автопробега выявлено не было. Что касается степени окисления, то у обоих масел вплоть до наработки 20 тыс. км наблюдалось ее монотонное изменение, и к окончанию автопробега масла сохранили существенный запас свойств по этому показателю, что свидетельствует о высокой стабильности базовых компонентов. Результат мониторинга показал, что у обоих масел срабатывание противоизносных присадок имеет достаточно низкую интенсивность и к наработке 20 тыс. км сохраняется необходимый запас эксплуатационных свойств. Более того, построенный методом экстраполяции прогноз позволяет утверждать о сохранении работоспособности масла G-Profi MSI 15W-40 при наработке свыше 40 тыс. км в условиях, аналогичных условиям автопробега. Достоверность информации, полученной в полевых условиях, была подтверждена результатами стационарного лабораторного контроля состояния G-Profi MSI 15W-40 по основным показателям.

Важным показателем работоспособности моторного масла является кинематическая вязкость при 100° С, которая определяет способность обеспечивать гидродинамический режим смазки, необходимый для долговечной работы подшипников скольжения двигателя. Результаты измерений показали, что вязкость масла находится в диапазоне допустимых значений с необходимым запасом для продолжения работы. Об увеличенном ресурсе работоспособности моторного масла G-Profi MSI 15 W-40 говорит и наличие существенного запаса щелочного числа относительно установленного предельного значения. Щелочное число масла является показателем диспергирующих и нейтрализующих свойств. В ходе работы масла щелочное число снижается вследствие срабатывания детергентнодиспергирующих присадок и накопления продуктов с кислотными свойствами (продукты окисления масла, продукты неполного сгорания топлива). Не стоит забывать о том, что столь высокие результаты были продемонстрированы при эксплуатации в сложных условиях постоянной смены климатических и температурных зон. Кроме того, большая часть экспедиции прошла по территории России и Казахстана, а значит, использовалось топливо с высоким содержанием серы. Тем не менее, тестирование подтвердило способность моторных масел G-Energy обеспечивать надежную работу современных двигателей и сохранять запас эксплуатационных свойств даже при больших пробегах.

G-ENERGY F-SYNTH EC 5W-30

Полностью синтетическое моторное масло высших эксплуатационных характеристик, предназначенное для легковых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, микроавтобусов и внедорожников, где требуется масло с энергосберегающими свойствами. Рецептура, разработанная совместно с лидирующими присадочными компаниями, позволила обеспечивать этому продукту уровень свойств ILSAC GF-3, ACEA A5/B5, Ford WSS-M2C913-C. Основной особенностью моторного масла класса GF-3 являются энергосберегающие свойства, оцениваемые по методу Sequence VI-B. В соответствии с этим методом экономия в сравнении с эталонным маслом уровня GF-1 составляет 1,25% расхода топлива. Кроме того, в маслах GF-3 существенно улучшены антиокислительные и противоизносные характеристики, что обеспечивает надежный запас эксплуатационных свойств.

G-PROFI MSI 15W-40

Универсальное моторное масло высших эксплуатационных характеристик с уникальным составом базового масла и специально подобранной композицией присадок. Разработано в соответствии с самыми современными требованиями производителей техники, обладает повышенным запасом эксплуатационных свойств. Состав масла позволяет обеспечивать уровень свойств API CI-4/SL, ACEA E7 A3/B4, МB 228.3, MAN 3275, Volvo VDS-3, Renault RLD-2, Cat. ECF-1, Deutz DQC III-05. Масло предназначено для тяжелонагруженных дизельных двигателей, в том числе с рециркуляцией отработавших газов, грузовых автомобилей, автобусов, специальной и внедорожной техники ведущих европейских, американских и японских производителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ