Второй контур

Омские нефтепереработчики закрыли потребности «Газпром нефти» в зимнем дизельном топливе.

Теперь сырье подается в реакторы Л-24/7 сверху. Демонтаж центральных труб позволил произвести плотную загрузку катализаторов, повысив качество очистки топлива

Увеличение в северной России количества иностранных автомобилей, оснащенных современными дизельными двигателями, ведет к росту спроса на зимнее ДТ

Фото: Сергей Сапоцкий

Омские нефтепереработчики закрыли потребности «Газпром нефти» в зимнем дизельном топливе.

Текст: Вячеслав Фролов

СЕЗОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Территория России огромна, и большую часть ее площади занимают северные регионы — с долгой зимой и значительными отрицательными температурами в это время года. Да и на российском юге с декабря по февраль, в общем-то, не жарко. Соответственно, круглый год использовать летнее дизельное топливо, мутнеющее при пяти градусах ниже нуля, невозможно. Метеорологическая ситуация усугубляется увеличением в России количества иностранных автомобилей, оснащенных современными дизельными двигателями, требовательными к качеству топлива. По статистике, натуральный объем реализации дизельного топлива в России в 2006–2010 годах вырос на 4,2 млн тонн, достигнув 31,6 млн тонн. Основная часть продаж приходилась на летнее дизельное топливо — в среднем его доля в общем объеме реализации составляла 82%. Доля зимнего дизеля — порядка 15%, а оставшиеся 3% — это арктическое дизельное топливо (ДТА).

Однако спрос на зимнее ДТ растет с каждым годом, и многие отечественные нефтеперерабатывающие заводы оказались не готовы к такому изменению тенденций. Для сохранения конкурентоспособности в этом сегменте требовалось принятие срочных мер. На Омском НПЗ большие планы по производству сезонного топлива связывают с готовящейся к пуску установкой гидроочистки дизельных топлив, входящей в состав строящегося комплекса гидрооблагораживания. Ее запуск намечен на весну 2012 года, однако на предприятии «Газпром нефти» пришли к выводу, что объем выпуска зимнего дизтоплива можно увеличить и за счет реконструкции старых мощностей гидроочистки. Результатом работы в этом направлении стал проект с реализацией процесса депарафинизации и производством зимнего дизтоплива из летнего на установке Л-24/7, реализованный в период предзимнего капитального ремонта.

БАЛАНСОВАЯ ЛОГИКА

Проект модернизации установки Л-24/7 для обеспечения возможности производства на ней зимнего дизтоплива из летнего основан на том, что потенциал фракций летнего ДТ в нефти гораздо выше зимнего. Если абстрагироваться от потребностей рынка, то для нефтеперерабатывающих предприятий производство летнего топлива выгоднее, чем зимнего: сырье используется более эффективно. На Омском НПЗ при существующем наборе производственных мощностей увеличению производства зимнего ДТ препятствовало еще одно важное обстоятельство: зимнее дизтопливо — продукт, балансовый с авиакеросином ТС-1. То есть увеличение объема производства одного из этих продуктов приводило бы к сокращению выпуска другого, не менее востребованного на рынке.

Решение омских нефтепереработчиков позволило уйти в более логичный баланс летнего и зимнего ДТ. «После проведенных работ один из двух блоков установки — Блок гидроочистки, — как и раньше, вырабатывает летнее гидроочищенное дизтопливо, — рассказал главный специалист-технолог ОНПЗ Александр Филиппов. — С этого потока летнее топливо подается на второй блок — депарафинизации, где заменен катализатор. Новый эффективный катализатор Criterion крекирует находящиеся в летнем дизельном топливе высокомолекулярные парафины, имеющие высокую температуру застывания (именно по этой причине летнее дизтопливо застывает уже при температуре -10 и -15 °C. — СН). Остаются лишь разветвленные и низкомолекулярные парафиновые углеводороды с более низкой температурой застывания».

Этот процесса позволяет производить из летнего дизельного топлива зимнее, с предельной температурой фильтруемости (ПТФ) —38°C. По отдельным параметрам оно соответствует экологическому стандарту категории «Евро-4» (в частности, по содержанию серы — до 50 ppm), а по другим — даже «Евро-5» (ПТФ).

В ходе капитального ремонта была изменена схема подачи сырья во все четыре реактора. До этого оно поступало по центральным трубам снизу, а после проведенных изменений подается более привычным способом сверху, для чего смонтированы новые распределительные тарелки. Демонтаж центральных труб позволил произвести плотную загрузку катализаторов, что положительно сказывается на качестве очистки топлива.

СКОРРЕКТИРОВАННЫЙ ОПЫТ

Техническое решение по модернизации седьмой гидроочистки с реализацией процесса депарафинизации — не ноу-хау Омского НПЗ. Аналогичная схема используется на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе (Украина). Принятый на вооружение омскими специалистами опыт был применен в 2009 году при реализации проекта внедрения двухпоточной схемы на установке гидроочистки Л-24/6. Однако между решениями, использованными на шестой и седьмой гидроочистках, есть существенное различие. На Л-24/6 также возможна параллельная выработка летнего и зимнего ДТ, однако по проекту двухлетней давности зимнее топливо получали путем очистки от сернистых соединений прямогонного ДТ зимнего. Измененная же схема, примененная на Л-24/7, позволяет увеличить выработку зимнего дизельного топлива за счет привлечения прямогонных компонентов дизельного топлива летнего.

Реализация проекта депарафинизации на седьмой гидроочистке расширяет возможности предприятия по увеличению выработки бензинов и авиакеросина ТС-1 за счет перевода установок первичной переработки АВТ на новый вариант работы, увеличивающий их производство. А с учетом применения технологии депарафинизации с использованием современных катализаторов повысятся качественные характеристики производящихся на ОНПЗ топлив. Рыночное значение модернизации Л-24/7 — в повышении гибкости работы предприятия по выпуску дизельных топлив исходя из сезонности спроса — модифицированная гидроочистка полностью обеспечивает потребности компании в зимнем ДТ, что немаловажно для выполнения четырехстороннего соглашения между «Газпром нефтью», Федеральной антимонопольной службой России, Ростехнадзором и Ростехрегулированием по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов.

У установки Л-24/7 солидный производственный стаж — 44 года, и проведенная нынешней осенью реконструкция — лишь первый этап ее модернизации. В планах завода на среднесрочную перспективу заложена коренная реконструкция Л-24/7, технические решения которой еще определяются. В числе возможных вариантов, например, дооборудование установки Блоком депарафинизации, который будет работать на гидрогенизате соседней Л-24/9 или находящейся в стадии строительства установки гидроочистки дизельного топлива. Цели будущей реконструкции Л-24/7 — обеспечение выпуска с 2015 года всего пула дизельных топлив по требованиям класса 5 с сохранением проектной мощности 1,2 млн тонн в год. Предполагается также производство дизельных топлив зимних марок из дизельного топлива летнего с расширением возможностей сезонного регулирования выпуска топлив: ТС-1 — ДТ «З» (зимнее) — ДТ «Л» (летнее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ