Диалог без галстуков

Диалог без галстуков

В «Газпром нефти» прошел первый Корпоративный Форум.











В «Газпром нефти» прошел первый Корпоративный Форум.

Текст: Сергей Орлов. Фото: Евгений Уваров

Каждая компания в своем развитии проходит несколько этапов. Здесь вполне уместна пусть и достаточно банальная параллель с развитием общества. Становление, активный рост, обретение самосознания — законы развития общеприменимы. И всегда наступает этап, на котором дальнейшее движение становится практически невозможным, если процесс достижения целей не поддерживается большинством его участников. Всеобщее воздействие участников на исход процесса или на его существенные стадии — один из ключевых принципов демократии. Применительно к бизнесу речь, разумеется, идет о формировании корпоративной культуры, и только осознанная лояльность коллектива к компании — база для роста производственной эффективности.

Судя по двум важным событиям минувшего года — разработке Кодекса корпоративной этики и проведению первого Корпоративного Форума — «Газпром нефть» вышла на этот рубеж.

ОЖИДАНИЯ РОСТА

Наверное, говорить о Корпоративном Форуме как о точечном событии — неправильно. Отбор делегатов от предприятий — это тоже форум. Форум — это и несколько месяцев сбора вопросов, разных, но самых острых и актуальных для людей, работающих в конкретном подразделении конкретного региона. А день, когда около 400 представителей всех «дочек» группы «Газпром нефть» собрались в конференц-зале столичной высотки гостиницы «Украина», — это кульминация процесса. Которая, впрочем, получилась очень яркой и запоминающейся.

«Форум — это еще один инструмент, который дает нам дополнительную возможность информировать сотрудников о том, что происходит в компании, соответственно, получать обратную связь, дискутировать по проблемным вопросам и в ходе этих дискус сий находить наиболее правильные и оптимальные решения», — в одну фразу председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков вместил всю концепцию новой формы коммуникации. И сразу же реализовал ее первую составляющую: выступление руководителя компании было посвящено стратегии развития до 2020 года.

Как устанавливались цели; как шла работа над долгосрочным планом развития группы; каковы приоритетные задачи для каждого направления бизнеса; за счет чего предполагается достичь целевых показателей — ответы на эти вопросы позволяют составить объемную картину движения «Газпром нефти» из настоящего в будущее, что, по словам Александра Дюкова, и было основной задачей. «Я думаю, в разговорах о стратегии слишком редко даются комментарии «почему и зачем», — пояснил он, подчеркнув, что сама компания — это, в первую очередь, сотрудники, интересы которых не оторваны от ее окружения. «Нашим акционерам нужен конкурентный доход на вложенные ими инвестиции, акционеры ждут от нас растущей капитализации, — пояснил свою мысль председатель правления „Газпром нефти“. — Мы с вами кроме стабильности, безусловно, заинтересованы и в персональном развитии, нам нужен успех, рост благосостояния, и значит, мы просто вынуждены расти вместе с компанией. Этого же ждет от нас государство, общество, наши клиенты, партнеры, потому что наш эффективный рост позволит им удовлетворять свои потребности в той продукции, которую мы производим».

От задач, поставленных перед компанией в рамках стратегии развития до 2020 года, Александр Дюков перекинул логический мост к развитию корпоративных процессов. «Именно корпоративная культура — то, какими ценностями и принципами мы руководствуемся, как мы относимся к компании, к активам, за управление которыми отвечаем, как построены наши отношения с коллегами, подчиненными, партнерами, — будет определять и темпы нашего роста и уровень операционной и организационной эффективности», — выразил уверенность Александр Дюков. Эта идея была главной и в выступлении первого заместителя генерального директора «Газпром нефти» Вадима Яковлева. По его оценке, для достижения к 2020 году стратегических целей показатели компании должны расти примерно на 7% в год. На этот уровень предполагается выйти уже в 2011 году. «Важнее не цифры и показатели, а динамика, те изменения, которые необходимо проводить в очень многих направлениях нашей деятельности, — отметил господин Яковлев. — Я буду считать успешным 2011 год, если мы выдержим тот темп роста бизнеса, который задали и который соответствует нашим стратегическим целям. Я буду считать его успешным, если мы сделаем серьезный шаг вперед в повышении эффективности. Я буду считать его успешным, если в формировании корпоративной культуры мы уйдем от декларации к тому, что станет нашей реальной поведенческой нормой. И, наконец, я буду считать его успешным, если мы сможем добиться положительных изменений в организационной эффективности, так как именно она показывает, как мы работаем, как управляем бизнесом». По мнению Вадима Яковлева, именно наличие изменений в организационной эффективности — индикатор наличия в компании реальной корпоративной культуры.

Для непосредственного разговора о которой участникам форума, по крайней мере мужчинам, пришлось избавиться от галстуков.

КОДЕКС ДЛЯ БИЗНЕСА

Действительно, наблюдать за выступлением команды КВН «Газпром нефти», которое предваряло рассказ заместителя генерального директора компании по организационным вопросам Виталия Баранова о новом Корпоративном кодексе, без галстуков было гораздо удобнее. Точнее, с тем действом, которое развернулось на сцене, галстуки были просто несовместимы. «Корпоративная культура — это мы, это наша жизнь, а я думаю, что она у нас не такая грустная, не такая серьезная, и группа поддержки продемонстрировала нам эпизоды из нее», — объяснил появле ние на сцене кавээнщиков Виталий Баранов.

Ну а сохранению созданного настроения способствовало оформление презентации проекта Кодекса корпоративной этики, все слайды и ключевые положения которого были проиллюстрированы рисунками известных российских художников-карикатуристов. Впрочем, вопросы замгендиректора компании затронул более чем серьезные, а если вернуться к выступлению Александра Дюкова — определяющие.

Значимость готовящегося документа для компании, по словам Виталия Баранова, заставила очень тщательно отнестись к проработке как его основных смыслов, так и деталей: «Структурирование того, что у нас давно есть в головах и сердцах, о чем мы думали, что обсуждали, заняло три месяца». В результате документ получился логичным и простым, но при этом полностью охватывающим все аспекты «общественной жизни» компании.

Миссия, отраженная в кодексе, предельно ясна, но при этом полностью отвечает бизнес-задачам «Газпром нефти»: предоставлять потребителям энергоресурсы высокого качества, вести бизнес честно и ответственно, заботиться о сотрудниках и быть лидером по эффективности, обеспечивая долгосрочный и сбалансированный рост компании.

Большая часть качеств, вошедших в список ценностей компании, является основой при воспитании любого ребенка: честность, взаимное уважение и доверие, лидерство. Но есть и специфические «заповеди»: менталитет победителя, менталитет ответственного собственника. Говоря о первой ценности, Виталий Баранов обратился к спорту: «Давайте сравним занятие физкультурой и профессиональное занятие спортом. Занимаются физкультурой многие, а чемпионами ста новятся единицы. Так вот, мы не физкультурники, мы хотим быть в спорте высших достижений, мы не просто идем в гору, мы достигаем вершин, мы хотим быть лучшими». Для объяснения понятия «менталитет собственника» замгендиректора по оргвопросам также использовал простое сравнение: «Для многих из нас понятна разница, когда мы живем в съемной квартире или живем в своем доме, как мы относимся к вещам, к уюту, к обстановке. Так вот, наша компания — это наш дом, и давайте также к этому и относиться».

Еще несколько разделов кодекса показывают, как эти ценности объединяют сотрудников компании, определяют их взаимоотношения, очерчивают единые цели. «Наш опыт показал, что краеугольным камнем в наших отношениях должно стать сотрудничество, и, наверное, это одна из самых главных мыслей — то, о чем мы хотели сказать, — подвел итог господин Баранов. — Жизнь — сложная штука, и, конечно, не все возможно прописать в кодексе. В жизни мы сталкиваемся с самыми различными ситуациями, и тогда важно задавать себе вопрос: как бы я хотел, чтобы поступили со мной? Или: если бы я был хозяином этого бизнеса, что бы я сделал? Ну и конечно, принимая сложные решения, надо руководствоваться просто здравым смыслом, логикой и общепринятой моралью».

С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ

На презентации Виталия Баранова, собственно, деление аудитории на докладчиков и слушателей завершилось. Две трети времени форума было отведено на диалог в режиме вопрос-ответ. Причем если сначала руководители компании отвечали на заранее собранные вопросы, то следующие полтора часа разговор шел с глазу на глаз — вопросы задавались из зала, «вживую».

Спектр вопросов был крайне широк: от перспектив распространения альтернативных видов энергоносителей до стоимости бренда «Газпром нефть»; от энергетической стратегии России до планов по переезду центрального офиса компании в СанктПетербург; от целей футбольного клуба «Зенит» на предстоящий сезон до сокращения объемов документооборота и отчетности в подразделениях компании. Процесс получился таким живым, что Александр Дюков, заранее извинившийся перед собравшимися за то, что не сумеет присутствовать в зале до окончания общения, настолько увлекся, что достаточно долго не мог отправиться в Белый дом на заседание правительственной комиссии по ТЭК. «Газпром нефть» — молодая компания, в которой вместе с динамичным ростом масштабов бизнеса идет активный процесс формирования корпоративной культуры. Столь масштабный и открытый диалог сотрудников и руководителей состоялся впервые, — оценивая результаты работы форума, отметил он. — Активность людей при подготовке форума и в ходе его работы показывает, что мы на верном пути и такое общение действительно востребовано«.

Уже решено, что подобные встречи будут проводиться два раза в год: в середине года и уже тра диционно — перед новогодними праздниками. Кстати, такой «предпраздничный» формат не только логичен, но еще и очень удобен. Большинство галстуков, снятых перед выступлением Виталия Баранова, так и не вернулось на шеи владельцев, проведя остаток дня во внутренних карманах пиджаков и сумках. Согласитесь, это лишняя деталь гардероба для человека, отправляющегося на корпоративное празднование Нового года, которое началось всего через пару часов после окончания форума.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ