Транспортное перестроение

Транспортное перестроение

Отгрузкой нефтепродуктов с НПЗ займется новое дочернее общество «Газпром нефти».





Отгрузкой нефтепродуктов с НПЗ займется новое дочернее общество «Газпром нефти».

Текст: Егор Ухов

«Газпром нефть» — компания с высокой долей переработки нефти. Эта стратегическая направленность сохраняется и в 2010 году: объем переработки нефти на всех нефтеперерабатывающих заводах группы был доведен до 37,9 млн тонн против 33,7 млн тонн в 2009-м. Соответственно, усложняется организация такого ключевого процесса, как отгрузка и транспортировка нефтепродуктов, отстроенность и ритмичность которого напрямую влияет и на стабильность работы НПЗ, и на выполнение планов развития сбытовых бизнес-единиц.

С конца 2008 года управлением транспортными потоками занимался департамент логистики и транспорта, а в октябре 2010 года наступил новый этап в развитии системы управления — было зарегистрировано дочернее общество «Газпромнефть-Логистика».

ПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА

Путь, по которому пошла «Газпром нефть» при создании «логистической дочки», не уникален: функционал, не связанный с основной производственной деятельностью, в специализированные дочерние общества выделяют многие российские вертикально интегрированные нефтяные компании. Что касается непосредственно отгрузки нефтепродуктов, то, например, в «Роснефти» этим занимается «РН-Логистика» (бывший «Юкостранссервис»), выполняющая эти функции на всех семи НПЗ компании. По этому же пути совсем недавно последовал и СИБУР. В конце 2010 года крупнейший российский нефтехимический холдинг приобрел логистическую инфраструктуру на заводах компании, управление которой было передано в специализированную дочернюю структуру «СИБУР-Транс», до этого специализировавшуюся на железнодорожных перевозках.

По словам генерального дирек тора Sibir Energy, советника заместителя генерального дирек тора «Газпром нефти» по логистике и транспорту Дмитрия Иванова, «идея создания специализированной дочерней логистической компании в структуре „Газпром нефти“ витала в воздухе давно». «Толчком для принятия решения стало получение контроля над компанией Sibir Energy в 2010 году, — рассказал господин Иванов. — Sibir Energy является акционером Московского НПЗ и „НК Магма“ (давалец МНПЗ. — „СН“). Сложившаяся к тому моменту схема организации процесса отгрузки была громоздкой и запутанной, что не позволяло организовать оптимальную, с точки зрения как затрат, так и организации процесса, схему работы завода». Создание «ГПН-Логистики» позволит оптимизировать процессы.

ВНУТРЕННИЙ АУТСОРСИНГ

Новая компания приступила к работе с начала 2011 года, а к его середине «Газпромнефть-Логистика» уже должна выполнять функции Единого центра отгрузки на Московском и Омском НПЗ. Логика такого решения прозрачна: передавая логистический функционал на внутренний аутсорсинг, «Газпром нефть» сохраняет существующую интеграцию бизнес-процессов и контроль над отгрузками, при этом не отвлекая ресурсы от развития ключевых направлений бизнеса.

Напомним, что «Газпромнефть-Логистика» не первое дочернее общество, созданное в рамках реализации стратегии развития бизнес-единиц в блоке логистики, переработки и сбыта (БЛПС). Уже достаточно давно и успешно работают «Газпромнефть — смазочные материалы», «Газпромнефть Марин Бункер», «Газпромнефть-Аэро». Вместе с тем, задачи «ГПН-Логистики» заметно отличаются от задач продуктовых «дочек» — это «центр контроля над издержками» в его классическом понимании, структура, не нацеленная на получение прибыли за счет выхода на новые рынки сбыта, поиска новых клиентов и развития новых видов продуктов. Основная цель ее создания — обеспечение потребностей сбытовых подразделений «Газпром нефти» в отгрузке нефтепродуктов, повышение операционной эффективности и контроль над затратами при осуществлении этих операций. Соответственно, клиенты «ГПН-Логистики» — сама материнская компания и ее дочерние общества.

ЦЕНТР ОТГРУЗОК

Планируется, что после «выхода на проектную мощность» новая структура будет оказывать компании услуги, связанные с отгрузкой всеми видами транспорта, в том числе грузоотправление, учет отгружаемой продукции, обеспечение взаимодействия с экспедиторами и другими поставщиками логистических услуг. Сейчас принципы организации отгрузки на НПЗ различны. Например, на Омском заводе отгрузкой, оформлением документов и диспетчеризацией занимаются две организации: «Газпромнефть-Омский НПЗ» и Омский центр отгрузки «Газпром нефть». В то же время на МНПЗ за это отвечают шесть организаций: Московский центр отгрузки «Газпром нефть», «Газпромнефть-Центр», «НК Магма», Московский НПЗ, Московская нефтебаза ОАО «Моснефтепродукт» и МГОАО «Промжелдортранс».

При таком количестве участников любой сбой в выполнении операций одним из операторов оказывает влияние на весь процесс. В то же время ответственность за конечный результат размыта. Унификация принципов организации отгрузки на НПЗ позволит стандартизировать процессы и внедрить единые инструменты управления; упростить документооборот; исключить не свойственный для предприятий нефтепереработки функционал, связанный с организацией отгрузки; оптимизировать численность персонала; исключить дублирование функций; внедрить единое ИТ-решение для всех участков отгрузки.

ЭФФЕКТ РОСТА

Производственный и административный персонал «ГПН-Логистики» формируется из числа сотрудников организаций и подразделений компании, участвующих в процессе отгрузки: Московского и Омского НПЗ, Московского и Омского центров отгрузки «Газпром нефть», «Магмы», «Газпромнефть-Центра», «Моснефтепродукта». Общая численность персонала двух обособленных территориальных подразделений в Омске и Москве составит около 250 человек.

Омский функционал новой структуры на первом этапе — все работы, связанные с отгрузкой продукции в качестве грузоотправителя, включая налив на железнодорожных эстакадах ОНПЗ. На Московском НПЗ «ГПН-Логистика» возьмет на себя аналогичные функции, связанные с отгрузкой нефтепродуктов автотранспортом, а также роль грузоотправителя при отгрузках по железной дороге. Следующим этапом развития логистической «дочки» станет создание в Омске подразделения для управления ж/д инфраструктурой завода.

«Основной эффект от создания „ГПН-Логистики“ — выделение логистических затрат из общих затрат компании, в связи с чем появляется возможность анализа и принятия решений по их снижению, — отметил руководитель департамента логистики и транспорта „Газпром нефти“ Вадим Симдякин. — Мы ожидаем, что за счет этого в 2011 году производительность труда по сегменту вырастет на 13%. Также на текущий год запланирована реализация нескольких организационных проектов повышения эффективности — увеличения наполняемости ж/д цистерн, снижения затрат на подготовку и подачууборку ж/д цистерн, — которые позволят получить дополнительный экономический эффект в сотни миллионов рублей. Продолжим мы и выполнение мероприятий по оптимизации работы наливных эстакад, которые повысят их пропускную способность, причем без значительных инвестиций».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ