Экономия в кубе

Экономия в кубе

«Газпром нефть» вывела на рынок эксклюзивную технологию упаковки и транспортировки битума.



Использование среднетоннажных кубовых контейнеров для перевозки битума — эксклюзивное предложение «Газпром нефти»

Организация производства на ОНПЗ ПБВ и битумных эмульсий — один из этапов реализации стратегии развития этого бизнессегмента





Оптимальные форма и объем «Кловертейнеров», максимально адаптированные к европейским стандартам, обеспечивают удобство их транспортировки всеми видами транспорта

«Газпром нефть» вывела на рынок эксклюзивную технологию упаковки и транспортировки битума.

Текст: Татьяна Дмитриева

Встратегии развития битумного производства «Газпром нефти» немало передовых для отечественной отрасли решений. Это и организация производства на Омском НПЗ полимерно-битумных вяжущих и битумных эмульсий — высокотехнологичных материалов, способных вывести на новый уровень качество строительства автодорог. Это и проекты создания региональных заводов, призванных обеспечить качественным битумом регионы России с высоким потреблением этого продукта. При этом основной фактор, которым руководствуется компания при принятии того или иного бизнес-решения, — его соответствие современным рыночным требованиям и интересам потребителей продукции, в первую очередь дорожников. Соответствующее соглашение о сотрудничестве в сфере развития технологий для дорожного строительства заключено у «Газпром нефти» с Министерством транспорта РФ. Высокую оценку руководителей Минтранса, федерального дорожного агентства «Росавтодор» и госкомпании «Автодор» получило и «логистическое» ноу-хау компании. «Газпром нефть» совместно с «Грайф-Ярославль» предложил рынку новый эксклюзивный способ транспортировки битума производства «Славнефть-ЯНОСа» и Омского НПЗ — в кубовых контейнерах Greif Clovertainer («Кловертейнер»).

По оценкам специалистов, доля логистики в конечной стоимости битума порой достигает 25%. Самый распространенный сегодня в России способ перевозки битума — с помощью цистерн или битумовозов, — при этом далеко не самый эффективный. Платить приходится за транспортировку, эксплуатацию битумохранилищ, бьют по карману и потери продукта за счет невыбираемых остатков. «Газпром нефть» применяет принципиально новый подход к транспортировке битума. Он основан на использовании кубовых картонных среднетоннажных контейнеров — «Кловертейнеров» (емкость 1 тыс.л), которые изготавливаются на заводах «Грайф-Ярославль» в Ярославле и Омске.

Схема их применения выглядит следующим образом: на НПЗ битум сразу разливается в «Кловертейнеры», которые транспортируются на склад промежуточного хранения. По мере необходимости битум отгружается конечным потребителям, которым остается лишь распаковать его и разогреть. Битум легко извлекается в полном объеме, использованная тара утилизируется.

Факторы снижения затрат при использовании такой технологии и, соответственно, удешевления дорожного строительства видны невооруженным взглядом. Из смет полностью исключаются расходы на возведение и содержание битумохранилищ, поскольку для складирования контейнеров достаточно обычной площадки под навесом. На 100% решается и проблема недовыгруза битума из железнодорожных цистерн, особенно актуальная зимой. Кроме того, из логистических затрат можно вычесть стоимость перевалки битума из цистерн в пункте назначения и затраты на пропарку порожних цистерн. Таким образом, технология, применяющаяся «Газпром нефтью», не отменяет, а скорее дополняет уже сформированную транспортную инфраструктуру, исключая лишние затратные звенья в цепи «производитель — потребитель».

Если сравнивать стоимость транспортировки битума в среднетоннажных контейнерах с перевозкой в металлических бочках, то здесь положительный эффект достигается за счет сокращения массы тары, а также более оптимальной формы и объема инновационной упаковки, максимально адаптированных к европейским стандартам. Снижение транспортных расходов на тонну битума при перевозке в «Кловертейнерах» в универсальных транспортных контейнерах достигает 15% по сравнению с альтернативными видами упаковки битума.

ДОРОЖНЫЙ РАЗОГРЕВ

Оптимизация и модернизация логистических схем, безусловно, положительно влияет на бизнес как производителей, так и потребителей битума. Однако не стоит забывать, что это еще и фактор, позволяющий снизить стоимость строительства дорог и повысить их качество — благодаря сохранению характеристик материала на уровне, заложенном при изготовлении. Многократные циклы разогрева битума при погрузке-выгрузке, без которых невозможно обойтись при «традиционной» транспортировке, не только требуют использования дополнительных энергоресурсов (а значит, и дополнительных средств), но и провоцируют ускоренное окисление материала, негативно влияющее на его свойства. В результате использование неоднократно разогрето го битума сокращает срок службы дорожного полотна с возможных 4–5 лет, до 2–3. При применении же «Кловертейнеров» битум плавится лишь один раз — непосредственно перед приготовлением асфальтобетона. Это позволяет полностью сохранить свойства битума, заложенные при его производстве, что положительно сказывается на качестве дорожного полотна и, как следствие, дает возможность продлить гарантийный срок его службы, а значит, существенно сократить расходы при эксплуатации автомобильных дорог. Как «результативное инновационное событие» в дорожной отрасли охарактеризовали появление на рынке предложения «Газпром нефти» по оптимизации транспортировки битума в «Кловертейнерах» и в Министерстве транспорта РФ, где в конце декабря прошла конференция «Инновационные технологии — российским автодорогам». По оценке руководства ведомства, сочетание удешевления производства и роста качества дорожного полотна, которое обеспечивают такие проекты, как реализованный «Газпром нефтью», является важным условием исполнения целевых программ и приведения российских дорог к мировым стандартам.

ОТРАСЛЕВАЯ ОЦЕНКА

В конце декабря руководитель комОптимальные форма и объем «Кловертейнеров», максимально адаптированные к европейским стандартам, обеспечивают удобство их транспортировки всеми видами транспорта комерческой дирекции «Газпром нефти» Леван Кадагидзе и начальник управления битумных материалов Владимир Кандрашин провели встречу с заместителем министра транспорта РФ Олегом Белозеровым, руководителем государственной компании «Автодор» Сергеем Костиным и заместителем руководителя ФДА «Росавтодор» Николаем Быстровым. Состоявшиеся переговоры были посвящены обсуждению вопросов развития битумного бизнеса «Газпром нефти».

Руководство Министерства транспорта РФ высоко оценило работу «Газпром нефти» в этом направлении и поблагодарило компанию за своевременную реализацию мероприятий по расширению ассортимента и повышению качества битумов, а также за активное участие во всех отраслевых дорожных организациях и рабочих группах.

По итогам встречи была достигнута договоренность о продолжении начатой «Газпром нефтью» комплексной программы модернизации битумных производств, строительстве новых объектов производства битумных материалов с учетом интересов дорожного хозяйства РФ, разработке и реализации мероприятий по улучшению качества дорожно-строительных работ, производстве новых марок битумов в соответствии с современными требованиями рынка. Особое внимание было уделено продолжению работ по привлечению к сотрудничеству по поставкам битумов конечных потребителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ