Рапсовые перспективы

Рапсовые перспективы

Биодизель завоевывает белорусский топливный рынок.

Текст: Наталья Короткая

Биодизель завоевывает белорусский топливный рынок.

По экспертным прогнозам, к 2020 году потребление биодизельного топлива в Европе должно составить 20% от общего оборота транспортных энергоносителей. Топливный рынок Республики Беларусь развивается в русле европейских тенденций, что неудивительно — ситуация на энергети ческом рынке страны сформирована теми же факторами, что и в большинстве других государств Старого Света, не располагающих собственными запасами углеводородов. Производство биодизеля позволяет сократить зависимость страны от поставщиков нефти, улучшить экологическую ситуацию. Поэтому за три года производства популярность «зеленого» топлива в Беларуси значительно выросла.

БИОСТИМУЛЫ

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2010 году было произведено 805,7 тыс. тонн биодизельного топлива. Это на 55,7% больше в сравнении с аналогичным периодом 2009-го. А за два последних года производство биодизельного топлива в стране увеличилось почти в пять раз. Главный стимул продвижения биодизеля на республиканском рынке — возможность снижения за счет этого импорта углеводородного сырья. Учитывая регу лярно возникающие проблемы и с объемами поставок углеводородов в страну, и со стоимостью энергоресурсов, стимул более чем весомый. Если прибавить к этому относительную безопасность этого вида топлива для окружающей среды по сравнению с натуральными нефтепродуктами, становится ясно, почему белорусское правительство уделяет повышенное внимание вопросам произ водства биодизеля. К тому же использование собственных биологических возобновляемых источников для производства топлива создает и предпосылки для развития аграрного сектора. Исходя из этого три года назад была принята Государственная программа по обеспечению производства дизельного био топлива в Республике Беларусь на 2007–2010 годы, стоимостью порядка $30 млн. Для успешной реализации программы белорусские власти ввели серьезные налоговые льготы для производителей: дизельное топливо, использующееся при изготовлении биоди зеля, не попадает в разряд подакцизных товаров, что определяет более низкую розничную стоимость конечного продукта (на 10–16% по сравнению с обычным дизельным топливом).

НЕУРОЖАЙНЫЙ ГОД

Планировалось, что в 2010 году объем производства биодизельного топлива в Беларуси достигнет 1 млн тонн. Одна из основных причин невыполнения плана — низкая урожайность рапса. Одержать победу в традиционной для стран постсоветского пространства «битве за урожай» не удалось из-за сложных условий зимовки (погибло свыше 30% посевов) и аномальной жары в период налива и созревания посевов озимого и ярового рапса. В итоге валовой сбор маслосемян рапса составил немно гим более 465 тыс. тонн против 612,4 тыс. тонн в 2009-м. В результате загрузка производственных мощностей белорусских предприятий была обеспечена лишь на 40–45%.

Впрочем, объективно, переработать весь рапс, который предполагалось вырастить в 2010 году, все равно бы не удалось из-за нехватки производственных мощностей. Что говорит больше о нестабильности в отрасли, а не о снижении в стране интереса к биодизелю.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ТОВАР

Сегодня в Беларуси 30% от всего объема реализуемого дизтоплива приходится на биодизель. Топливо с 5%-ной биодобавкой предлагают 43 склада нефтепродуктов и 241 автозаправочная станция. При этом самый мощный игрок на белорусском топливном рынке — государство. В планах госконцерна «Белнефтехим» практически полная замена в течение 2–3 лет всего реализуемого дизельного топлива на продукцию с 5%-ной биодобавкой. Если учесть, что две трети дизтоплива в республике реализуется через систему государственных предприятий ПО «Белоруснефть», входящего в «Белнефтехим», становятся ясны масштабы предстоящей «биореволюции».

Впрочем, реализацией дизеля и биодизеля на территории Республики Беларусь занимается не только государственный гигант, но и частные сети, в том числе ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт». По оценке заместителя директора предприятия по коммерческим вопросам Сергея Солодовникова, для «ГПН-Белнефтепродукта» дизельное топливо является «стратегическим товаром»: в общей структуре реализации его доля составляет около 30%. «Если смотреть с точки зрения среднезаправочной продажи, то на нашем предприятии процент реализации биодизельного топлива выше, чем у конкурентов, — отметил он. — Месячный план по закупке биодизеля может достигать 3–4 тыс. тонн. Из них не менее 1 тыс. тонн закупается под дальнейшую розничную реализацию через сеть наших автозаправочных станций».

Стоит отметить, что объемы биодизельного топлива, попадающего в свободную продажу, крайне ограничены: приоритет при отгрузках отдается «Белоруснефти». Однако, у «Газпромнефть-Белнефтепродукта» в 2010 году проблем с доступом к биоресурсам не было за счет партнерства российской нефтяной компании с одним из производителей биодизеля — объединением «Могилевхимволокно». «Газпром нефть» поставляет предприятию химическое сырье — параксилол, получая взамен необходимую продукцию. Сергей Солодовников не сомневается, что перспективы биодизеля в Республике Беларусь достаточно радужны: «Потребитель уже прочувствовал этот продукт и с экономической точки зрения, и в вопросе качества. Наши покупатели — крупные транспортные организации, транзитный транспорт, популярен биодизель и у зарубежных автоперевозчиков». Что касается качества, то производимое в стране дизельное и биодизельное топливо соответствуют стандарту «Евро-4» (EN 590:2004), а в 2011 году качество планируется довести до стандарта «Евро-5». При этом, по оценке специалистов, для использования биотоплива не требуется специальной адаптации дизельных двигателей. Более того, МЭЖК (метиловые эфиры жирных кислот) рапсового масла значительно улучшают смазывающую способность топлива, а значит, положительно влияют на ресурс двигателей.

УГЛЕВОДОРОДНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ

Использование дизтоплива с 5%-ной биодобавкой — это экономия для страны порядка 300 тыс. тонн нефти ежегодно, но, конечно, не панацея от энергетических неурядиц. Проблему зависимости от государств — крупных поставщиков энергоресурсов производство этого вида топлива может решить только отчасти. Собственно, до прошлого года география этой зависимости ограничивалась одной страной — Россией. Однако ряд разногласий между правительствами двух государств по поводу условий поставок нефти заставили Беларусь искать нефть для переработки в других странах. В результате на заводах республики появилась и венесуэльская нефть. С 2011 года Россия отменила ввозные пошлины на сырую нефть в обмен на передачу в бюджет страны экспортных пошлин от продажи нефтепродуктов, произведенных в республике из российской нефти. В начале 2011 года стабильность поставок вновь была нарушена — возникли разногласия относительно цен на нефть и тарифов на прокачку транзита из России в Европу. Все это, конечно, не самым лучшим образом отражается на ситуации в белорусской экономике, отрасли и бизнесе нефтяных компаний, работающих в стране. Однако к концу января большая часть экономических противоречий между двумя странами была разрешена, что позволило «Газпром нефти» возобновить поставки собственных объемов нефти для переработки. «Это позволяет укрепить наши позиции на рынке, обеспечивает независимость, гибкость и наибольшую удельную эффективность работы „Газпромнефть-Белнефтепродукта“, — оценил Сергей Солодовников. — Кроме того, это дает возможность создания экспортного потенциала, что должно послужить импульсом для дальнейшего развития предприятия».

ДИЗЕЛЬ С ДОБАВКОЙ

Биодизельное топливо, реализующееся на белорусских АЗС, представляет собой смесь минерального (нефтяного) дизельного топлива и биокомпонента (биотоплива) в соотношении 95 и 5% соответственно. В качестве компонента биотоплива используется метиловый эфир жирных кислот рапсового масла. Основные производители — ОАО «Гродно Азот», ОАО «Могилевхимволокно», ОАО «Белшина».

«ГАЗПРОМНЕФТЬ-БЕЛНЕФТЕПРОДУКТ»

Дочернее предприятие ОАО «Газпромнефть», зарегистрировано в Республике Беларусь в июне 2009 года. Основное направление деятельности — производство и сбыт нефтепродуктов в Республике Беларусь. В активе компании 36 АЗС и 5 СНП. В 2010 году реализация бензина и дизельного топлива через эксплуатируемые компанией АЗС составила порядка 114 тыс. тонн.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ