В эпицентре деловой активности

В эпицентре деловой активности

Проект создания общественно-делового района «Лахта-центр»

«Газпром» создает в Петербурге современный городской деловой кластер.

БАЛТИЙСКИЙ ВЕКТОР

Группа компаний «Газпром» расширяет свое присутствие в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — морских воротах России на Балтике. Сейчас помимо «Газпром нефти», прописанной в Северной столице с 2006 года и располагающей здесь в основном сбытовыми предприятиями, в Петербурге работают такие компании, как «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», «Газпром распределение» и «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург». После переезда «Газпром нефти» на берега Невы «газпромовский пул» и так получается серьезный, а буквально полтора месяца назад принято окончательное решение о переводе из Москвы в Петербург «Газпром экспорта».

По прогнозам экспертов, после переезда именно эта компания станет крупнейшей в городе. При этом не исключено, что за «Газпром экспортом» на Северо-Запад подтянутся и партнеры компании, ведь в Санкт-Петербурге предполагается создать международный хаб — газовую торговую площадку, привязанную к газопроводу «Северный поток». «В Европе часто приводят цену газа на европейских виртуальных хабах в качестве ориентира. Кто его знает, из чего там складывается цена газа? А тут будет газовый хаб, максимально приближенный к европейским потребителям», — пояснил Алексей Миллер. Создание международной торговой площадки является и ответом на требования европейских регуляторов допустить третьи лица к пользованию мощностями «Северного потока».

Перерегистрация в Санкт-Петербурге большого количества компаний группы «Газпром», а также идея об организации газового хаба поставили вопрос о необходимости создания в городе на Неве современного офисного центра как для нужд энергетического холдинга, так и других компаний, намеренных развивать бизнес на Северо-Западе. Таким образом родилась идея строительства в Петербурге общественно-делового района «Лахта-центр».

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ

Строительство «Лахта-центра» — проект, в первую очередь направленный на оптимизацию взаимодействия между различными подразделениями компании «Газпром» в Санкт-Петербурге. При этом он позволяет значительно сократить административно-хозяйственные и управленческие расходы и, самое главное, стать базой для дальнейшего развития бизнеса концерна в Северо-Западном регионе, где, помимо будущих хаба с «Северным потоком», расположены и другие перспективные пункты экспорта сырья — такие как порты Приморск и Усть-Луга. В то же время «Лахта-центр» — это пилотный проект комплексного развития территории Санкт-Петербурга, создания современного городского делового кластера.

Концепция проекта включает не только организацию офисного пространства. Ключевым элементом делового района в Лахте станет инновационный научно-образовательный центр, где будут работать не только ученые и специалисты — рядовые сотрудники также смогут повысить там свою квалификацию. Для горожан в «Лахте» предполагается построить спортивный комплекс с крытым бассейном общей площадью 6,6 тыс. кв. м, 14,5 тыс. кв. м отведено под зону прессы и конференций, в составе будущего района планируется также наличие библиотеки, магазинов, кафе и ресторанов, предприятий коммунального обслуживания и автостоянки почти на 2 тыс. машиномест. Будет в «Лахта-центре» и своя достопримечательность — смотровая площадка на последних этажах высотного здания с завораживающим видом на город, Финский залив, Петергоф и Кронштадт. Общая площадь зданий и сооружений общественно-делового комплекса составит 330 тыс. кв. м, но они займут не более четверти участка — 35% территории отведено под парки и скверы, на такой же площади разместятся пешеходные дорожки и транспортная инфраструктура.

АРХИТЕКТУРНЫЕ МОТИВЫ

Основой архитектурной концепции «Лахта-центра» станет адаптированный к участку на берегу Финского залива проект, который ранее предполагалось реализовать на Охтинском мысу. Общественно-деловой центр будет представлять собой комплекс зданий, объединенных общим стилобатом и высотной доминантой. Адаптация проекта позволила на 30% уменьшить расходы в сравнении с разработкой архитектурной концепции с нуля и на два года сократить предполагаемые сроки строительства.

Основным архитектурным мотивом нового комплекса станет характерная для Петербурга морская символика. Прежде всего она будет отражена в наклонных конструкциях зданий, символизирующих перетекание пространств, легкость и открытость. Благодаря применению особого типа стекла здание будет менять цвет в зависимости от освещенности, что создаст эффект воздушности и слияния будущего сооружения с окружающей средой. Кроме того, по словам архитектора Тони Кеттла из компании RMJM, формы зданий символизируют собой также Гром-камень, который стал пьедесталом для «Медного всадника», — по легенде, он был обнаружен именно в районе Лахты.

По замыслу архитекторов «Лахтацентр» должен стать новой высотной доминантой района, формирующей вокруг себя архитектурный ансамбль. Такая горизонтальная застройка с акцентами высотных градообразующих доминант свойственна для Петербурга. Территория вокруг «Лахта-центра», в противовес хаотичной панельной застройке, будет организована в духе нового урбанизма, который подразумевает создание комфортной для человека городской среды с акцентом на цельность архитектурных решений и шаговую доступность жилья и работы. При строительстве комплекса предполагается применять самые передовые энергосберегающие и экологические технологии, причем, по словам исполнительного директора ОДЦ «Охта» Александра Бобкова, «в дополнение к зеленой мотивации есть и экономическая»: «Мы будем сами эксплуатировать здание, которое строим. И эксплуатировать его очень долго. Поэтому мы планируем окупить наши инвестиции в экономичные и экологические технологии». В частности, к таким технологиям можно отнести конструкцию «интеллектуальных» двойных фасадов, позволяющих нивелировать перепады температур; схему обеспечения «Лахта-центра» технической водой от сбора ливневых стоков. Кроме того, проектом предусмотрено использование современной сантехнической арматуры, датчиков контроля уровня освещенности и температуры в зависимости от наличия людей в помещении, использование инфракрасных излучателей вместо привычных радиаторов отопления. «Высотное здание „Лахта-центра“ включено в список 10 самых экологичных небоскребов мира, составленный Consumer Energy Report, — сообщил господин Бобков. — В этом списке также новое здание Bank of America в Нью-Йорке, CIS Tower в Манчестере и Pearl River Tower в Гуанчжоу. Но, на мой взгляд, важнее, чтобы мы задавали тон, стали примером в использовании экологичных и энергоэффективных технологий в Петербурге, в России».

ТРАНСПОРТНОЕ РЕШЕНИЕ

Необходимость вписать новый деловой кластер с оживленным автомобильным движением в инфраструктуру Лахты неминуемо повлечет за собой активное развитие транспортной сети всего Приморского района. В частности, планируется расширение Приморского шоссе с двух до шести полос, прокладка Шуваловского проспекта, пробивка Стародеревенской и Мебельной улиц, завершение строительства Богатырского проспекта, а также строительство развязки на перекрестке улиц Савушкина и Планерной и прокладка двух новых автомагистралей. Одна из них возьмет на себя транспортный поток, двигающийся в выборгском направлении. Следуя параллельно КАД, она пересечет Западный скоростной диаметр и замкнется на Суздальский проспект. Предполагается, что эти меры позволят в два раза увеличить пропускную способность автомобильных дорог, соединяющих Лахту-Ольгино с остальной частью города. Модернизация транспортной инфраструктуры района Лахта-Ольгино — составляющая часть и самого проекта общественно-делового центра: рядом с будущим деловым центром появится современная двухуровневая транспортная развязка, которая позволит автомобилистам двигаться в любом направлении — к центру, к кольцевой автодороге или в другие районы города по новым трассам.

«Кстати, одно из решений транспортной проблемы — сам „Лахта-центр“: более трех с половиной тысяч машин будут „развернуты“ в обратном направлении, — рассказал Александр Бобков. — Сейчас эти люди едут из Приморского и Курортного районов в центр, а после строительства комплекса будут ехать в обратном направлении, к новому месту работы, по свободным дорогам. Грузопоток к будущей стройплощадке также продуман — значительная часть стройматериалов и особенно крупных строительных конструкций будет доставляться по воде».

Кроме того, сейчас ведутся переговоры о запуске линии для легкорельсового транспорта по существующей железной дороге от Финляндского вокзала, а также строительство новой выделенной трамвайной линии. А к 2020 году в районе Лахты может появиться новая станция метро.

ЦЕНТРЫ ВМЕСТО ЦЕНТРА

Создание новой штаб-квартиры компаний группы «Газпром» должно оказать существенное влияние не только на развитие Приморского района — формирование современного делового района будет способствовать решению таких насущных проблем петербургской экономики, как возрастающая бизнес-нагрузка на исторический центр города, отсутствие современных деловых пространств мирового уровня. Строительство общественно-делового комплекса на окраине Петербурга полностью соответствует общеевропейским урбанистическим тенденциям для исторических городов, стремящихся к децентрализации и формированию нескольких центров развития. Традиционная моноцентрическая городская структура себя изжила, она является источником транспортных проблем для мегаполиса, поскольку жители спальных районов ежедневно вынуждены преодолевать значительные расстояния до места своей работы в центре и в обратном направлении — вечером. Децентрализация городов и создание самодостаточных кластеров на окраинах позволяет четко разделить деловой и исторический центр города, а также снять с последнего транспортную нагрузку, неизбежную при осуществлении деловых функций.

«Не может развиваться город, не могут развиваться люди в этом городе, если не происходит никаких изменений, — уверена генеральный директор ОДЦ „Охта“ Елена Илюхина. — Это подтверждают и результаты исследования авторитетного Института Гэллапа, которые говорят о том, что 67% населения города — за развитие Петербурга не только как культурного, но и как делового центра. А проект „Лахта-центра“ — это не просто строительство офисной башни, это целая система, которая предусматривает развитие инфраструктуры района и города в целом. Это создает новые рабочие места, это привлекает новые налоги, инвестиции, за счет которых появляются средства на сохранение исторического образа Cеверной столицы».

Елена Илюхина,
заместитель генерального директора
по правовым и корпоративным вопросам,
Генеральный директор ОДЦ «Охта»
Для меня это не первый опыт переезда. Но в 2000 году, когда я переезжала из Санкт-Петербурга в Москву, решение пришлось принимать в очень короткий срок: это были не дни, даже не часы — минуты. Я не понимала, где буду жить, что ждет на новой работе, как я буду обустраивать быт семьи. Сейчас другое дело — для меня ситуация спокойная. Эта тема обсуждается не первый год, и была масса времени, чтобы не только взвесить все за и против, но и наметить какие-то планы, поставить перед собой цели, привязанные к переезду из большой, богатой, перспективной Москвы в тонкий, ровный, неторопливый Санкт-Петербург. Хотя не буду лукавить и говорить, что мне это дается легко — взяла чемодан и поехала. Конечно, нет — все-таки в Москве прожила 11 лет, быт уже обустроен, буду реже видеть друзей, родственников, которые живут здесь. Но, с другой стороны, это даже интересно — обустраивать быт заново, на новом месте, с другими подходами, исходя из приобретенного опыта. Буду чаще общаться со старыми друзьями, возможно, найду новых. Надеюсь, что в Петербурге у меня будет больше времени для организации своей жизни: тот же спорт, язык, новые знания — пока не знаю точно.