Дорожные работы

Дорожные работы

Нефтяники продолжают работу по совершенствованию отечественной
системы дорожного строительства.

ДОРОЖНЫЕ ПОТЕРИ
В настоящее время срок службы дорожных покрытий в России не превышает 3–5 лет. Ежегодная сумма потерь, связанных с низким уровнем технического состояния транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оценивается государством в 6–8% от валового внутреннего продукта России. По оценке специалистов — это результат недофинансирования отрасли и высокой трудоемкости строительных процессов, в том числе из-за использования устаревших технологий и материалов.

Нефтяники продолжают работу по совершенствованию отечественной системы дорожного строительства.

Текст: Сергей Орлов

Об авторстве крылатой фразы о двух российских бедах историки, литературоведы спорят непрерывно. Ее приписывают перу и Гоголя, и Салтыкова-Щедрина, и Карамзина. Существует даже версия, что в сердцах так афористично описал российскую расхлябанность император Николай I. Впрочем, подобная несогласованность ученых в мнениях неудивительна: к теме определенного состояния российской души и производного от нее состояния, говоря современным языком, транспортной инфраструктуры России обращались практически все классики — попробуй определи первоисточник. Да это, наверное, и не особенно важно — важнее, что ситуация за пару-тройку прошедших веков принципиально не изменилась. Причин этому много, даже если не брать в расчет беду, поставленную неизвестным автором афоризма на первое место: огромные расстояния, неразвитость территорий, сложные климатические условия. Это объективные факты, от констатации которых, впрочем, дороги лучше не становятся, и решать проблему необходимо, несмотря ни на что. Одно из самых перспективных направлений — применение в дорожном строительстве современных материалов полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) и геосинтетики.

НЕНОРМАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ

Для дорожной отрасли всех развитых стран мира применение полимерных материалов — повседневная практика. В России это скорее исключение, чем правило, несмотря на то что «инновационное направление» отечественные нефтяные компании развивают достаточно активно. «Газпром нефть» ввела в эксплуатацию на Омском НПЗ установку по производству ПБВ и битумных эмульсий и запустила систему налива сырья для производства нефтяных вязких дорожных битумов. Реконструируется установка производства битумов и на Московском НПЗ компании. ЛУКОЙЛ в Перми освоил производство полимер-модифицированных марок дорожных битумов, оптимизировал технологии производства дорожных битумов на своем НПЗ в Волгограде, реконструировал битумную установку в Нижнем Новгороде. ТНК-ВР модернизировал производство ПБВ в Рязани. Что касается геосинтетических материалов, то можно сказать о реализации проектов по производству плоской георешетки и нетканого геотекстиля в Кемеровской области компанией «Ортон», начале производства плоской георешетки и нетканого геотекстиля в Тульской области фирмой «Пластик-Геосинтетика». На сегодня суммарный объем производства ПБВ в России составляет свыше 35 тыс. тонн в год, геосинтетики — свыше 23 тыс. тонн в год. По оценке экспертов, сейчас в стране выпускается достаточный объем полимерных материалов для реализации крупных пилотных проектов по строительству современных дорог. Однако дорожники в основной массе встречают возможность начать строительство долговечных дорог с высококачественным покрытием без особого энтузиазма. Ни стимулов, ни, напротив, каких-либо санкций для «ретроградов» профильное законодательство не содержит. Более того, ФЗ № 94 «О государственных закупках» вообще относит область дорожного строительства к государственным закупкам, проводящимся без оценки компетентности организации и без предквалификационного конкурсного отбора среди участников. Да и само применение инновационных материалов и конструкций в дорожном хозяйстве сегодня никак не регулируется — отраслевая нормативная база давно устарела и требует коренной модернизации.

СТАНДАРТНАЯ ЕВРОГАРМОНИЗАЦИЯ

Ситуация заметно стала меняться с осени прошлого года — после совещания в Нижнем Новгороде с участием премьер-министра Владимира Путина; оно было посвящено развитию нефтехимической отрасли. Одним из основных пунктов его повестки стал именно вопрос применения современных технологичных материалов в строительстве и капитальном ремонте автомобильных дорог. По итогам встречи профильным министерствам было поручено сформировать предложения и план работ по поэтапному внедрению требований и стандартов, предусматривающих применение в дорожном строительстве полимерно-модифицированных битумов, полимерно-битумных вяжущих и геосинтетических материалов. «Газпром нефть» — один из крупнейших в стране производителей модифицированных битумов — направила в Министерство транспорта России свой вариант концепции внедрения новой системы нормативно-правовых документов. Именно на основе консолидированных предложений нефтяников формировался план для правительства. Игроки битумного рынка предложили применить комплексный подход к совершенствованию системы стандартов, опираясь в первую очередь на соответствующую европейскую практику. Например, ГОСТ 22245–90 «Битумы дорожные. Технические требования и методы испытаний» было предложено доработать с учетом введения повышенных качественных характеристик дорожных битумов и гармонизации марочного ассортимента с европейскими нормами. В ГОСТ Р 52056–2003 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия» предлагалось внести дополнительные методы оценки качества ПБВ: долговечность материала, в том числе оценка расслоения, и включить туда периодичность проведения испытаний. В ГОСТ 9128–2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия» представители нефтяных компаний посчитали необходимым ввести дополнительные пункты, обусловливающие применение полимерно-модифицированных вяжущих наряду с традиционными дорожными битумами в асфальтобетоне.

В итоге в январе 2011 года правительство РФ утвердило план первоочередных мероприятий по поэтапному внедрению требований и стандартов, предусматривающих применение в дорожном строительстве полимерно-битумных вяжущих и геосинтетических материалов, в который в том или ином виде вошли практически все предложения представителей отрасли. По этому документу практически все стандарты «битумного блока» до конца 2012 года должны быть актуализированы с учетом применения полимерно-модифицированных битумов, полимерно-битумных вяжущих и геосинтетических материалов и гармонизированы с действующими европейскими нормативными документами. Что касается геосинтетики, то здесь предстоит разработка совершенно новых отечественных нормативов, базой для которых также станут евростандарты.

ДОРОГИ В ЗАКОНЕ

План, одобренный правительством, включает в себя и более «практические» мероприятия. Например, до конца следующего года производители нефтехимических продуктов должны развернуть в стране сеть производственных лабораторий. Будет корректироваться и федеральное законодательство.

В ФЗ «О госзакупках» планируется с помощью изменений и дополнений отменить электронные аукционы применительно к транспортному строительству; ввести проведение объективной предквалификации среди участников конкурсного отбора. Положение о необходимости предоставления участником аукциона технико-экономического обоснования снижения цены более чем на 10% от стартовой позволит поставить барьер для демпинга. По мнению профильных специалистов, ответственно относиться к своей работе дорожников заставит законодательно закрепленная норма о заключении долгосрочных контрактов на содержание и эксплуатацию автомобильных дорог либо внедрение контрактов сразу и на строительство, и на содержание (эксплуатацию) объектов.

Параллельно с доработкой законодательства и нормативно-правовой базы российские нефтяные и нефтехимические компании активно занимаются подготовкой к внедрению новых материалов на практике. «Газпром нефть» взаимодействует в этом направлении с федеральными управлениями автомобильных дорог и автомобильных магистралей Западной Сибири — речь идет о мониторинге состояния асфальтобетонных покрытий, построенных с использованием ПБВ, и оценке эксплуатационной надежности асфальта на ПБВ. Совсем недавно компания присоединилась к совместному проекту сразу нескольких нефтяных компаний — по укладке экспериментальных участков федеральных трасс в Рязанской области. «Газпром нефть» будет поставлять ПБВ в этот регион из Омска — в перспективной эксклюзивной таре «Кловертейнерах». В «СИБУР Холдинге» уже заявили о готовности безвозмездной поставки геосинтетических материалов (до 100 погонных метров) для пилотных проектов в любом регионе строительства федеральных трасс. В компании полагают, что за счет реализации пилотных проектов может быть сформирована необходимая научная база для разработки нормативных документов. Практическое применение которых, хочется надеяться, позволит России постепенно забыть об одной из своих главных бед.

Участие в программе совершенствования нормативной базы позволяет нам определить потребности дорожников и, разумеется, добиться того, чтобы были учтены интересы нефтяников. Совместная работа с профильными министерствами и ведомствами, тесное взаимодействие с основными потребителями битумных материалов, дорожно-строительными организациями, дают компании возможность строить долгосрочные планы развития битумного бизнеса, которые являются важной составной частью реализации стратегии развития «Газпром нефти», предполагающей достижение к 2020 году показателя ежегодной реализации продукции в 40 млн тонн.

Леван Кадагидзе,
руководитель коммерческой
дирекции «Газпром нефти»

«Газпром нефть» активно развивает битумное производство на всех нефтеперерабатывающих мощностях, и производство новых битумных материалов, вывод на рынок конкурентоспособной продукции — один из приоритетов этого развития. Поэтому для бизнеса поддержка Федерального дорожного агентства Министерства транспорта России и подведомственных ему управлений в вопросах производства и применения битумных материалов — это, конечно, вопрос обеспечения спроса, а для всей страны такое взаимодействие — решение актуальнейшей проблемы разбитых дорог.

Дмитрий Орлов,
начальник управления
битумных материалов
«Газпром нефти»