Убрать нельзя оставить

Убрать нельзя оставить

Александр Дыбаль

«Газпромнефть-Хантос» — одно из основных добывающих предприятий компании

С 1 января 2012 года нефтяные компании, работающие в ХМАО, могут лишиться налоговых преференций. О последствиях предлагаемых правительством Югры поправок в региональное законодательство рассказал заместитель генерального директора «Газпром нефти» Александр Дыбаль, курирующий взаимодействие с органами власти в регионах присутствия компании.

Интервью: Николай Никифоров

— Что происходит в Югре? Почему власти ведущей нефтяной провинции мира решили вдруг отказаться от поддержки бюджетообразующей отрасли региона?

— Льготы для нефтяников по налогам на прибыль и имущество в округе действуют далеко не первый год. Это позволяло нефтяным компаниям добиваться максимально возможного уровня добычи, при этом вкладывая средства не только в высокоэффективные проекты, но и в проекты, находящиеся на грани рентабельности. А для властей региона дополнительные миллионы тонн нефти, добытой за счет налоговых преференций, оборачивались дополнительными доходами бюджета. Для региона, где добывается большая часть российской нефти, это, согласитесь, важно.

Однако в начале 2011 года правительство Югры занялось совершенствованием налоговой системы округа. В рамках этой программы были разработаны предложения, существенно меняющие схему предоставления льгот нефтяникам. Первоначально льготный режим по налогу на прибыль с 2012 года вообще предлагалось сохранить лишь для предприятий, занимающихся глубоким разведочным бурением. Естественно, все нефтяные компании выступили против подобных новаций. В ответ было предложено распространить действие льгот и на сейсморазведку...

— Тем не менее нефтяники решили серьезно отстаивать сохранение действующей системы льгот?

— Дело в том, что часть месторождений, особенно старых, уже сейчас находится на грани убыточности. Эксперты считают, что в разработку не введены более половины югорских залежей. Причина — технологическая и, соответственно, экономическая неэффективность эксплуатации. Основная часть этих запасов находится в глубоких горизонтах и низкопродуктивных зонах. Даже при существующих льготных условиях вовлечение их в разработку идет недостаточно активно, а отмена налоговых преференций приведет к закрытию значительной части подобных проектов и в конечном итоге ускорит процесс сокращения объемов добычи в регионе. Для «Газпром нефти» Югра — перспективная территория развития, и до сих пор условия, созданные в регионе, позволяли всем нефтяным компаниям достаточно эффективно разрабатывать месторождения. Кстати, во многом из-за благоприятного инвестиционного климата объем добычи «Газпром нефти» в Югре рос, достигнув 17 млн тонн с учетом 50% доли в «Салым Петролеум Девелопмент». При этом только одна из наших дочерних компаний, действующих в регионе — «Газпромнефть-Хантос», увеличила в прошлом году добычу на 15%.

— Правительство округа прислушалось к консолидированному мнению нефтяников?

— Впервые тема льгот была озвучена в феврале этого года на совещании под председательством губернатора Натальи Комаровой, в котором приняли участие руководители всех нефтяных компаний, работающих в Югре. Уже тогда нефтяники говорили о том, что, сохранив действующую систему, округ сможет получить дополнительные доходы, замедлить падение добычи, сохранить позитивный социально-экономический климат в регионе. При этом в основу расчетов был положен консервативный сценарий развития событий, предусматривающий, что цена нефти на мировом рынке будет держаться на уровне $75 за баррель. Соответственно, при более высоких ценах, то есть при реальной сегодняшней ситуации, доходы бюджета вырастут еще более значительно. В то же время в случае отмены льгот в достаточно краткосрочной перспективе можно прогнозировать ускорение процесса снижения объема добычи, что негативно отразится на доходах бюджетов всех уровней.

Впрочем, чистой математи- кой здесь не обойтись. Сохранение льготного режима влияет и на другие социально- экономические аспекты жизнедеятельности региона. Например, снижение активности в добыче приведет к сокращению объема работ подрядных организаций, которые, как и нефтяники, обеспечивают рабочие места и пополняют бюджет региона. Не может изменение системы предоставления льгот не повлиять и на долгосрочные инвестиционные планы нефтяных компаний. Ведь предсказуемость и последовательность экономической политики правительства округа во многом является основой для сохранения благоприятного инвестиционного климата региона.

— На какой стадии находится диалог с правительством округа в настоящий момент?

— Еще в феврале губернатор округа дала поручение своему первому заместителю Александру Киму создать рабочую группу для доработки спорных законопроектов с нефтяниками. Месяц спустя председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков направил обращение главе региона с просьбой рассмотреть вопрос по льготам в рамках деятельности специальной рабочей группы.

— Вы входите в состав этой рабочей группы. Как сейчас продвигается обсуждение законопроектов?

— К сожалению, заседания рабочей группы в течение более чем трех месяцев не проводились. В результате в конце мая почти четверть депутатов Думы Югры разработала свою версию законопроекта, предусматривающую практически полное сохранение льгот, действовавших все последние годы. На состоявшемся после этого первом заседании рабочей группы вопрос также впервые обсуждался достаточно предметно, и для нас немаловажно, что к этому обсуждению подключился и заместитель полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Евгений Куйвашев.

— Как вы оцениваете заявление первого заместителя губернатора Югры Александра Кима, недавно признавшего, что региональное правительство пошло на разработку поправок, ожидая принятия серьезных льгот для нефтяной отрасли на федеральном уровне?

— Разумеется, региональное налоговое законодательство необходимо синхронизировать с федеральным. Но в таком случае надо дождаться окончательных изменений на федеральном уровне и уже потом на основе имеющихся расчетов обсуждать изменение региональной налоговой системы. При этом очевидно, что именно региональные власти способны максимально тонко осуществить дальнейшее совершенствование налогового механизма. А кардинально менять годами действующую и доказавшую свою эффективность систему нам кажется неправильным. Инвестиционный климат — очень сложный механизм, который не создать за месяц. Югра в случае отмены налоговых льгот рискует потерять инвестиционную привлекательность, которая уже стала визитной карточкой региона. Все эти аргументы мы и пытаемся донести до руководства округа.

— На ваш взгляд, удастся ли нефтяникам договориться с правительством округа? И возможен ли сценарий, при котором власти Югры пойдут на заключение сепаратных соглашений?

— Повторю еще раз: идет активный диалог, и руководство региона обсуждает с нефтяниками эту проблематику, используя разные форматы. Позиция нефтяных компаний в оценке ситуации во многом сходится, что позволяет нам надеяться, что правительство Югры в итоге учтет наше мне- ние и аргументы. Здесь не могу не согласиться с Александром Кимом, которого мы знаем еще со времен его работы на Ямале, что все мы находимся на одном берегу и среди нас нет тех, кто был бы против перспективного развития Югры.

Свидетельством того, что власти региона готовы к диалогу с нефтяниками, стал целый ряд встреч, проведенных в июле губернатором Натальей Комаровой с руководителями крупнейших нефтекомпаний региона. Хорошим инструментом дальнейшего поиска компромиссных решений могла бы стать общая встреча нефтяников и губернатора. Подобный формат взаимодействия уже использовался в начале года и доказал свою высокую эффективность. Думаю, что практика проведения общих встреч непременно должна применяться при рассмотрении такого важного вопроса, как кардинальное изменение налоговой политики региона. Многостороннее обсуждение темы позволит выработать общие универсальные подходы к проблеме, найти решения, которые будут учитывать специфику всех работающих в Югре нефтекомпаний и пойдут на пользу как округу, так и бизнесу.

— Проводили ли вы предварительные расчеты отмены налоговых льгот в Югре для нефтяных компаний?

— Пока наши предварительные расчеты показывают, что в результате отмены региональной льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество только одно из наших дочерних предприятий — «Газпромнефть-Хантос» будет вынуждено уже в следующем году снизить инвестиции в бурение, поскольку затраты, которые сейчас являются низкоэффективными, перейдут в категорию убыточных. Таким образом, результатом отмены льгот станет сокраще ние суммарного объема добычи у «Газпромнефть-Хантоса» в 2012–2026 годах на 5,7 млн тонн. Сохранение же налоговых льгот позволит направить средства на бурение более чем 150 скважин, что поможет не только увеличить поступления в региональный и федеральный бюджеты, но и обеспечить рабочие места в регионе.

— На заседании рабочей группы при правительстве Югры чиновники предложили изучить опыт Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской, Оренбургской и Самарской областей. Это позволит разобраться в ситуации и принять правильное решение?

— Вполне возможно, опыт других регионов будет полезен для разработки законопроекта. Мы, кстати, очень хорошо знаем систему налоговых льгот, действующую сейчас на Ямале, поскольку сами их получаем. Но только надо учитывать, что на изучение и адаптацию чужого опыта нужно время. При этом повторю, что и опыт самой Югры вполне может рассматриваться как пример удачного применения налоговых льгот, недаром округ уже давно числится в лидерах по уровню инвестиционного климата в России. Поэтому вместе с представителями других компаний считаем разумным сохранить действие давно и весьма эффективно работающих налоговых стимулов в регионе. Считаем, что в этой сложной и тонкой сфере необходим взвешенный подход. Поэтому рациональным представляется сохранение льгот хотя бы на переходный период, в течение которого можно будет выработать оптимальную схему, устраивающую как правительство Югры, так и нефтяные компании.

НАЛОГОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ХМАО

С 1 января 2012 года вступают в силу поправки в законы ХМАО «О налоге на прибыль организаций » и «О налоге на имущество организаций», которые ограничивают условия применения нефтяными компаниями пониженной ставки налога на прибыль и налога на имущество. Если законопроекты будут приняты региональным парламентом, пониженной ставкой смогут воспользоваться только организации, осуществляющие расходы на глубокое разведочное бурение и сейсморазведочные работы. Поводом для отмены льготы послужила устойчивая тенденция падения добычи нефти и сомнения правительства округа в эффективности предоставления льгот нефтяникам. Сегодня на территории ХМАО Югры для нефтедобывающих компаний действует льготная ставка по налогу на прибыль в размере 4%. Нефтяные компании также освобождены от налога на имущество в части вновь введенных или переоцененных активов. По мнению отраслевых экспертов, чтобы избежать падения объемов добычи в регионе, необходимо расширить основания для применения существующей льготы, в том числе на старые месторождения. Предоставление нефтедобывающим компаниям льготного режима налогообложения позволит создать условия для роста добычи в регионе. Следствием этого станет увеличение налоговых поступлений в окружной бюджет.