«Будем двигаться ко второму миллиону»

«Будем двигаться ко второму миллиону»

В 2010 году авиатопливный «дивизион» «Газпром нефти» — «Газпромнефть-Аэро» — преодолел знаковую отметку в 1 млн тонн розничной реализации, сохранив позицию лидера российского рынка в сегменте заправок «в крыло». О результатах работы и перспективах развития бизнеса «Сибирской нефти» рассказал генеральный директор «Газпромнефть-Аэро» Владимир Егоров.

— Каким был 2010 год для авиационной отрасли в целом, и как развивалось в посткризисный период «Газпромнефть-Аэро»?

— После непростого 2009-го, когда в России впервые за пять лет наблюдалось падение объемов перевозок и, соответственно, общее снижение потребления авиакеросина, в 2010-м началось постепенное возвращение на докризисные позиции. К примеру, объем пассажирских перевозок вырос в 2010 году на 26% и составил 57 млн человек, реализация авиатоплива в России выросла на 20% до 7,7 млн тонн против 6,5 млн тонн в 2009 году, а объем перевезенных грузов превысил 1 млн тонн, показав 30%-ный рост.

Если же говорить о компании, то НПЗ «Газпром нефти» произвели в 2010 году более 2 млн тонн авиакеросина, в то время как в 2009-м — 1,9 млн тонн. Соответственно и «Газпромнефть-Аэро» выросла по всем показателям, как по объемным, так и по финансовым. Мы вышли на первое место среди сетевых операторов розничного рынка России по объемам реализации авиакеросина «в крыло»: розничные продажи «Газпромнефть-Аэро» составили более 1 млн тонн — на 19% больше, чем в 2009 году. При этом общий объем продаж авиатоплива нашей компании достиг в прошлом году 2,3 млн тонн.

Но все-таки самым интересным показателем я считаю объем розничной реализации, потому что он действительно характеризует работу менеджмента: продать на растущем рынке излишний объем большого труда не составляет, а вот для того, чтобы увеличить реализацию «в крыло», нужно приложить много усилий. Вообще, мы много говорим о цифрах, часто забывая о людях, а ведь без слаженной работы команды этих высоких показателей бы не было. Кстати, в 2009 году в группе «Газпромнефть-Аэро» работали 600 человек, а сегодня число сотрудников уже достигло полутора тысяч.

— Рост масштабов бизнеса заложен в стратегию развития компании, предполагающую активное расширение сети топливозаправочных комплексов на территории России. Каковы успехи в этом направлении?

— Мы уже фактически завершили реконструкцию топливозаправочного комплекса в новосибирском аэропорту Толмачево. На сегодня это, пожалуй, самый технологически совершенный ТЗК не только в России, но и в пределах стран СНГ. Кроме того, продолжилось строительство комплекса «Газпромнефть-Аэро» в аэропорту «Шереметьево». Сдать в эксплуатацию его планируется до конца 2011 года, а заправка воздушных судов должна начаться в середине следующего года, после того, как комплекс пройдет все процедуры лицензирования.

В 2010 году мы приступили к реализации крупного инвестиционного проекта в Ульяновске: скоро в регионе начнет свою работу наше дочернее предприятие «Газпромнефть-Аэро Ульяновск». Проект предполагает создание ТЗК для обслуживания двух аэропортов — «Ульяновск-Центральный» и «Ульяновск-Восточный». Для этого сейчас завершается модернизация нефтебазы. Мы уже приобрели необходимое технологическое оборудование и новые аэродромные топливозаправщики, запустили процесс лицензирования. Начало работы — вопрос этого года: мы планируем приступить к заправке воздушных судов в аэропортах Ульяновска в сентябре.

— Чем привлекателен Ульяновск с точки зрения бизнеса «Газпромнефть-Аэро»?

— C точки зрения пассажиропотока ульяновский аэропорт находится на стандартном региональном уровне. Но у Ульяновска есть два важных преимущества: он удобен для «Газпром нефти», располагающей НПЗ в Москве и Омске, с точки зрения логистики; кроме того в городе работает авиастроительный завод, а региональное правительство эффективно работает с инвесторами, стремясь создать здесь авиационную столицу России. Кстати, возвращаясь к кадровому вопросу — мы рассматриваем Ульяновск и в качестве хорошей площадки для подготовки и переподготовки технических специалистов. С этой целью «Газпромнефть-Аэро» подписало соглашение с Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации.

К новым «гражданским» проектам, таким, например, как начало заправок в Киргизии (слева), создание ТЗК в аэропорту Ульяновска (вверху), в нынешнем году добавилась масштабная задача по обслуживанию объектов Минобороны

— Что предполагает это соглашение?

— Нехватка профильных технических специалистов — одна из серьезнейших проблем отрасли. Уровень подготовки в российских учебных заведениях полностью отвечает требованиям федеральных авиационных правил, но для «Газпромнефть-Аэро» этого недостаточно. Дело в том, что с 2008 года компания является членом международной ассоциации авиационного транспорта — IАТА, что накладывает на нас серьезные обязательства по соблюдению не только российских, но и международных требований в области авиатопливообеспечения. Нам требуются высококвалифицированные специалисты, работающие по международным стандартам, которых в регионах крайне мало, и до последнего времени мы сами учили людей. Речь, в первую очередь идет о специалистах, непосредственно отвечающих за качество авиатоплива и контролирующих процесс заправки воздушных судов. То, что теперь обучение переносится на базу специализированного учебного заведения — серьезный шаг вперед. Мы с ульяновским училищем уже приступили к разработке совместных учебных программ для специалистов авиатопливной отрасли. Первый выпуск планируем на конец 2011 года. Для нас это сейчас особенно важно, поскольку мы приступаем к реализации масштабного проекта по заправке воздушных судов на аэродромах Министерства обороны России. В феврале нынешнего года Правительство России определило «Газпромнефть-Аэро» единственным поставщиком авиатоплива и заправщиком воздушных судов Вооруженных сил России на аэродромах Минобороны.

— Как удалось гражданской организации выйти на обслуживание военных аэродромов?

— Для российской авиации это, действительно, прецедент, а для компании долгожданный проект — подготовка к нему заняла порядка полутора лет. Нам было передано в пользование имущество ТЗК на 12 объектах Минобороны, и с 10 мая «Газпромнефть-Аэро» уже приступила к заправке воздушных судов на этих аэродромах. География работ грандиозна — от Комсомольска-на-Амуре до Новороссийска. Кстати, как раз этот проект и дал такой значительный прирост численности нашей компании за последнее время.

Мы уже приступили к обновлению парка техники — в 2011 году поставим более 20 заправщиков на аэродромы Минобороны. На всех ТЗК в этом году установим специализированные модульные лаборатории для проверки чистоты и качества авиатоплива.

— То есть, фактически, компания решает задачу государственной важности. В то же время в начале этого года претензий к поставщикам авиатоплива у государства было немало. Как складываются взаимоотношения компании с антимонопольными органами?

— Ситуация в авиатопливном секторе обострилась в конце прошлого года, когда начались перебои с поставками топлива на московский авиационный узел. Но какие могут быть претензии? «Газпромнефть-Аэро» на тот момент как раз увеличила объемы своих поставок. Более того, для стабилизации ситуации на рынке мы взяли на себя ответственность за вывод авиатоплива из Госрезерва, поставили его в московские аэропорты и выполнили все взятые на себя обязательства.

В настоящее время мы работаем над созданием системы формульного ценообразования на авиатопливо. Совсем недавно «Газпромнефть-Аэро» подписала формульный контракт на два года со стратегическим партнером — авиакомпанией «Трансаэро», который предусматривает поставку 1 млн тонн авиакеросина. Закрепленная контрактом формула находится в рамках рекомендаций Федеральной антимонопольной службы.

— Проекты, о которых вы рассказали — российского происхождения. А как идет работа за рубежом?

— В прошлом году мы существенно расширили географию присутствия «Газпромнефть-Аэро» за пределами России. По итогам года на нашем счету уже 18 аэропортов в 13 странах мира, среди которых — Иордания, Китай, Индия, Норвегия, Кипр и даже Бразилия. Большое значение в прошлом году уделялось интеграции авиатопливного сектора сербской NIS в структуру бизнеса «Газпромнефть-Аэро». Если говорить о ближнем зарубежье — мы создали совместное предприятие в Киргизии, на сегодня «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» уже заправляет воздушные суда в гражданском аэропорту Манас в Бишкеке.

— Каковы основные задачи «Газпромнефть-Аэро» на ближайшую перспективу?

— В конце прошлого года мы подвели итоги первых трех лет работы компании и актуализировали долгосрочную стратегию развития. Стратегические показатели «Газпромнефть-Аэро» сводятся к трем цифрам — 5-3-100: 5 млн тонн — общий объем реализации к 2020 году, из них 3 млн — заправка «в крыло», а 100 — это количество аэропортов, в которых к этому моменту мы должны вести работу. Сегодня наша сеть охватывает 23 аэропорта в России и еще 18 за ее пределами, в сумме получается 41. Основное направление развития зарубежных проектов — крупные аэропорты с большим пассажиропотоком, наиболее востребованные российскими авиакомпаниями. Что касается России, на сегодня у нас в стадии разработки находятся порядка пяти инвестпроектов. В основном они относятся к традиционным регионам присутствия «Газпром нефти». И это неудивительно, поскольку производитель основного объема ресурса для нас Омский НПЗ. Поэтому будем прирастать Сибирью и двигаться