Первопроходцы

Первопроходцы

Арктический переход на атомном ледоколе по возможному маршруту круглогодичной транспортировки нефти с Новопортовского месторождения.



Затерянные на огромных просторах Ямала буровые площадки — так пока выглядит Новопортовское месторождение, которое уже через несколько лет должно приносить миллионы тонн нефти в год

Всего 400 км прошли участники перехода, но при этом стали первопроходцами — до сих пор так далеко на юг на судах большого класса еще никто не заходил



Оленеводство и рыболовство — по сути, единственные занятия немногочисленных местных жителей

Специалисты «Газпром нефти» совершили арктический переход на атомном ледоколе, доказав возможность круглогодичной морской транспортировки нефти с Новопортовского месторождения.

Текст: Игорь Свириз

Москва +17; ХантыМансийск +15; Салехард — около 0; порт Сабетта −17. Практически за сутки специалисты «Газпром нефти», участвовавшие в арктическом переходе на атомном ледоколе «Вайгач», переместились из весенней столицы в край абсолютной зимы. Среднегодовая температура в заполярной части Ямало-Ненецкого автономного округа — 10 градусов ниже нуля, ветер дует 300 дней в году. На гигантской территории полуострова Ямал поместится пара немаленьких европейских государств, еще и место останется. Расстояния меряются не километрами, а вертолетными часами, да и транспорта другого здесь фактически нет — зимой еще оленьи упряжки, а летом только по воде до побережья Северного Ледовитого океана или Обской губы. Запасы нефти и газа в недрах Ямала колоссальные, но добывать их из-за сурового климата непросто, а вывезти добытую нефть еще сложнее.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕДОСТУПНОСТЬ

Новопортовское месторождение было открыто в 1964 году, с тех пор на его территории пробурено порядка 147 скважин, проведены полномасштабные сейсмические исследования. Извлекаемые запасы Новопортовского — более 200 млн тонн нефти, причем нефти, превосходящей по качеству стандартный российский Urals. Тем не менее, за полвека изучения месторождения экономически эффективный способ его разработки и эксплуатации месторождения так и не был найден. В первую очередь, на плановую отрицательную рентабельность выводила необходимость огромных вложений в организацию транспортировки добытых углеводородов. «Газпром нефть» начала искать выход из ситуации сразу после принятия решения о передаче этого актива «Газпромом». Рассматривались варианты и прокладки трубопровода, и строительства ответвления от существующей железнодорожной ветки Обская — Бованенково, но решение было найдено не на суше, а на море, точнее в водах и льдах Обской губы. Совместно с учеными санкт-петербургского ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова — ведущего российского научно-технического центра кораблестроения и морской техники, специалисты «Газпром нефти» разработали способ круглогодичной транспортировки нефтепродуктов танкерами при поддержке атомных ледоколов.

НЕФТЕТРАНСПОРТНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ

Схема морской транспортировки такова: от Новопортовского месторождения до мыса Каменного, где планируется разместить наливной терминал, нефть будет доставляться по трубопроводу длиной около 100 км, оттуда танкерами до Мурманска или напрямую в порты Северной Европы. Все просто — вот только до сих пор в столь южные широты по «большому льду» Обской губы еще никто не заходил. ЛУКОЙЛовская «дочка» РИТЭК использует танкеры для вывоза нефти со своего месторождения, расположенного даже на 110 км южнее. Однако делают они это только летом — с середины июля до середины сентября, когда губа свободна ото льда, и судами грузоподъемностью всего 2 тыс. тонн, с которых нефть потом перегружается на 20-тысячники. «Газпром нефть» же в своих планах предполагает круглогодично использовать танкеры дедвейтом 20 тыс. тонн. Это прецедент не только для российской, но и для мировой нефтянки: круглогодичная перевозка нефти через арктические льды организуется впервые. Для подтверждения возможности такого способа транспортировки в конце апреля — период, когда толщина льда в Обской губе максимальна — специалисты «Газпром нефти» совместно с учеными из института им. Крылова совершили переход от порта Сабетта до мыса Каменный на атомном ледоколе «Вайгач».

точка Обской губы, куда глубины позволяют зайти судам достаточно большого водоизмещения. Атомный ледокол «Вайгач» специально построен для проводки судов в устья северных рек, поэтому осадка судна относительно невелика, но и у него при подходе к мысу Каменному под килем остается не более 2 м. В то же время вскрывать лед толщиной 1,5–1,7 м, который образуется в этой части губы даже в не очень холодные зимы, могут только суда с атомной энергетической установкой. Однако и «Вайгач», с его 50 тыс. л.с. мощности главных двигателей, способен двигаться во льдах Обской губы со скоростью не более двух узлов (около 4 км/ч). Причина — в самой структуре льда. Дело в том, что Обская губа — это, по сути, река, только шириной от 30 до 90 км. Соответственно, вода в ее средней и южной частях пресная, а пресноводный лед гораздо прочнее морского.

Тем не менее, расчет оказался верен — «Вайгач» за четверо суток преодолел 400 км от порта Сабетта до мыса Каменный и совершил несколько маневров, необходимых при загрузке танкеров, подтвердив реалистичность проекта «Газпром нефти». Хотя открытых вопросов в этом проекте, конечно, пока остается достаточно много.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Первый и самый главный вопрос — объемы перевалки. Плановая добыча Новопортовского месторождения после его вывода на промышленную эксплуатацию — 6–9 млн тонн нефти в год. И пока полной уверенности в том, что морской вариант позволит обеспечить транспортировку всего необходимого объема, у специалистов «Газпром нефти» нет. Обкатка танкерно-ледокольной схемы запланирована на период опытно-промышленной эксплуатации (ОПЭ, 2013–2015 год), в который объем добычи будет составлять порядка 400 тыс. тонн нефти в год. Три года ОПЭ позволят определиться с технологиями добычи, подготовки, транспортировки нефти, разработать полноценную схему освоения месторождения с учетом реальной ситуации. Если схема круглогодичного вывоза новопортовской нефти по Северному морскому пути оправдает себя, то возможно расширение объемов перевозки до нескольких миллионов тонн в год. Менеджер по проектированию управления инженерной и сервисной поддержки проектного офиса «Ямал-Мессояха» Олег Ишимцев предполагает, что близость порта Сабетта, где «Новатэк» планирует разработку Южно-Тамбейского месторождения, позволит получить синергетический эффект: «Возможно, это совместный транспорт углеводородного сырья, который позволит снизить операционные затраты. Возможно, стоит рассмотреть вариант перегруза нефти на танкеры большей грузоподъемности в районе Сабетты». Правда, при этом, безусловно, возникнут новые вопросы, например касающиеся парка танкеров ледового класса и атомных ледоколов, который в России не особенно велик. Поиск ответов будет вестись как раз в два экспериментальных года.

Проектирование объектов инфраструктуры Новопортовского уже началось. Непосредственно на территории месторождения необходимо построить товарный парк, установку подготовки нефти, жилые помещения и т.д. Транспортная инфраструктура помимо прокладки трубопровода до мыса Каменного предполагает возведение берегового накопительного товарного парка. Причем загрузка нефти в танкеры в период ОПЭ будет вестись не с берега (как такового порта на Каменном не будет), а с плавучего наливного терминала, расположенного в 3–4 км от берега — именно на этом расстоянии начинаются глубины, достаточные для швартовки судов большой грузоподъемности. Соответственно, потребуется строительство подводного трубопровода и собственно погруженного терминала, который будет всплывать только при подходе танкера. Параллельно с технической работой активно ведется и организационная — переоформление лицензий с «Газпром добыча Надыма» на «Газпром нефть», а также обсуждение и согласование планов строительства с местным населением.

Местного населения в районе Новопортовского немного — чуть больше четырех десятков семей оленеводов, а в маленьких поселках на берегу Обской губы — рыбаки. Предварительный диалог с ними уже начался: специалисты «Газпром нефти» провели беседы, на лето намечены общественные слушания, в ходе которых местные жители должны дать оценку строительству ключевых объектов месторождения. Согласовываются и все технологические решения. Например, места переходов под трубопроводом до мыса Каменного, где будут перегоняться стада оленей — их на Ямале и соседнем Гыдане 270 тыс. — это самое большое поголовье в России.

А вот диких животных здесь встретить практически невозможно. Севернее — в районе Карского, Баренцева и Берингова морей — сколько угодно. Там ветер, волны, образующие полыньи, а значит — пропитание для медведей, моржей, тюленей. А в Обской губе движения льда нет, поэтому на поверхности — безжизненная пустыня. Но только на поверхности. В водах Обской губы нерестятся и обитают ценнейшие виды рыб, в том числе занесенные в Красную книгу России: в этом районе сосредоточено до 50% общероссийского и около 30% мирового поголовья сиговых. Поэтому в ходе реализации проекта вопросам снижения воздействия на окружающую среду уделяется очень серьезное внимание и все производственные объекты проектируются с учетом этого фактора.

«Мы долго шли к этому арктическому походу, договаривались с Росатомфлотом, с дочерней компанией „Новатэка“ — „Ямал СПГ“, которая строит в 400 км севернее Новопортовского месторождения завод по производству сжиженного природного газа, — отметил руководитель проектного офиса „Ямал-Мессояха“ Азат Якупов. — Конечно, условия для работы здесь очень тяжелые. Постоянные изменения погоды и связанные с этим перерывы в единственном здесь виде связи с большой землей — вертолетном — заставляют создавать на месторождении запасы материально-технических ресурсов, еды, воды. Вечная мерзлота означает освоение новых нестандартных технологий строительства. Запредельный холод, ветер — конечно, экстремальная, суровая жизнь, но мы здесь не новички, „Газпром“ работает в этом районе давно и успешно, уверен, что и для „Газпром нефти“ север Ямала станет еще одним ключевым регионом добычи».

НОВОПОРТОВСКОЕ НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ

Расположено в Ямальском районе Ямало-Ненецкого АО. Извлекаемые запасы по категории ABC1 — 222 млн тонн нефти и 211 млрд кубометров газа. В первом полугодии 2011 года завершен первый этап опытно-промышленной эксплуатации — расконсервированы и исследованы четыре скважины, добыто 60 тонн нефти. Начало добычи запланировано на 2013–2014 год, объем производства составит 400–500 тыс. тонн в год. К 2020 году объем добычи планируется довести до 6–9 млн тонн нефти в год.

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ВАЙГАЧ»

Предназначен для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой. Был построен на финской судоверфи «Вяртсиля — Морская техника» по заказу Советского Союза в 1989-м. Ледокол может действовать при температурах до −50°C. Всего было построено два таких ледокола: «Таймыр» и «Вайгач». Автономность плавания ограничена только запасами провизии: ледокол оснащен собственной опреснительной установкой.

Тоннаж — 20791 тонн.
Длина — 151,8 м.
Ширина — 29,2 м.
Высота борта — 15,2 м.
Средняя осадка — 8,1 м.
Мощность — 50 тыс. л.с.
Макс. скорость — 18,5 узлов на воде.
Автономность плавания — 120 суток.
Экипаж — 89 человек.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ