Материнский капитал

Материнский капитал

Освоение Новопортовского месторождения.

РЕСУРСЫ ПОД КРЫЛОМ

Эффективное освоение нефтяных ресурсов, находящихся на балансе «Газпрома», изначально было одной из важнейших задач, которая стояла при создании «нефтяного крыла» энергетического холдинга. Для «Газпром нефти» это — дополнительно 15–20 млн тонн годовой добычи нефти к 2020 году. Один из крупнейших активов, передаваемых от материнской компании, — Новопортовское месторождение, расположенное на полуострове Ямал. Завершение же процесса передачи лицензии, которой сейчас владеет дочернее предприятие «Газпрома» — «Газпром добыча Надым», ожидается до конца 2011 года. Впрочем, «Газпром нефть» уже разработала план перспективного развития нового актива, ведь освоение Новопортовского месторождения — один из важных этапов формирования нового кластера добычи на Ямале.

ТРАНСПОРТНЫЕ ВАРИАНТЫ

Извлекаемые запасы Новопортовского месторождения по категории ABC1 + С2 — 238 млн тонн нефти, 13 млн тонн конденсата и 286 млрд м³ газа. Запасы здесь трудноизвлекаемые, и это обусловлено сразу несколькими факторами: низкопроницаемыми коллекторами (от 5 до 20 мД); наличием газовых шапок по всем нефтяным объектам разработки; неблагоприятным соотношением площадей газовой и нефтяной частей всех нефтяных залежей (средняя ширина нефтяных оторочек не превышает 3 км). Кроме того, основные запасы — юрские пласты, являются высокорасчлененными. Впрочем, пока самая большая проблема Новопортовского — не добыча, а вывоз добытых углеводородов.

Транспортная инфраструктура полностью отсутствует. Вариантов транспортировки сырья рассматривается несколько. Один — строительство трубопровода на север — к Харасавэйскому месторождению через Бованенковское, откуда нефть можно вывозить как танкерами, так и по железной дороге. Не исключается вариант прокладки 200-километрового участка железной дороги от месторождения до уже созданной ветки «Обская — Бованенково» с дальнейшим выходом на Северную железную дорогу. Существует и проект вывоза нефти танкерами через Обскую губу. Для круглогодичной транспортировки в этом случае необходима поддержка ледокольного флота. Требуется и строительство подводящего трубопровода от месторождения до побережья, протяженностью около 100 км, минипорта и терминала отгрузки нефти в районе мыса Каменного. По экспертной оценке, этот способ транспортировки может быть наиболее эффективным за счет качества нефти Новопортовского — более высокого, чем у западносибирской. По воде ее можно было бы поставлять напрямую в Роттердам.

Окончательно направления развития актива должны быть определены к моменту передачи лицензии «Газпром нефти». Поэтому пока проект финансируется по временной схеме. В 2009 году на выполнение проектных и подготовительных работ было освоено 585 млн рублей, в 2010 году 316 млн рублей. А в целом, по предварительным оценкам, общий объем инвестиций в проект с 2010 по 2040 год составит порядка 160 млрд рублей.

ГОД РАСКОНСЕРВАЦИИ

В настоящее время геологоразведочные работы на Новопортовском проведены в полном объеме. Пробурено 146 поисково-разведочных скважин, проведены сейсморазведочные работы, так что актив является достаточно изученным. Сейчас на месторождении ведутся проектно-изыскательские работы. На 2011 год также намечена мобилизация подрядчиков для расконсервации четырех скважин и ввод месторождения в опытно-промышленную эксплуатацию. В 2013–2014-м планируется выйти на уровень добычи в 300–500 тыс. тонн нефти в год. К этому времени должен быть сформирован достаточный фонд скважин и подготовлена инфраструктура месторождения. С 2016 года планируется ввод месторождения в полномасштабную разработку, чтобы к 2017 году выйти на общую добычу в 5,3 млн тонн н.э., а к 2021-му — на 12–13 млн тонн н.э.

Азат Якупов,
руководитель проектного
офиса «Ямал-Мессояха»
Освоение углеводородного потенциала севера ЯНАО — это действительно мегапроект с большим количеством вовлеченных сторон. Синергию мы видим во всем: подходе к инфраструктурным проектам, логистике, внедрении не имеющих аналогов технологий и методов разработки месторождений, привлечению подрядчиков, формировании кадровых ресурсов...

Освоение группы Мессояхских месторождений — это флагманский проект для «Газпром нефти». Как оператор компания получает богатый опыт разработки столь крупного актива, причем опыт во всех направлениях работы. И в этом разрезе очень ценно партнерство с ТНК-BP. Эта компания, не первый год работающая в ЯНАО и Восточной Сибири, располагает ценными наработками и технологиями. То есть союз сложился вполне позитивный: мы как оператор выполняем основную часть работ, при этом согласовываем основные шаги с ТНК-BP, которая, в свою очередь, делится с нами своим опытом.

В то же время по срокам разработка Новопортовского месторождения немного опережает Мессояху, так что полученный там опыт мы можем переносить «через Обскую губу». Также для «Новопортовского проекта» гораздо ближе, чем для других проектов Ямальского кластера, проблема несовершенства действующего налогового законодательства. И его вывод на положительный уровень рентабельности возможен только при комплексном сотрудничестве с федеральными и региональными органами власти в части проработки вопросов оптимизации налоговой нагрузки; с госкорпорациями и частными компаниями по обустройству месторождения и созданию инфраструктуры; экспертами, учеными и представителями профильных организаций относительно внедрения новых методов и технологий добычи «сложных» углеводородов.