Интенсификация роста

Интенсификация роста

Участники расширенного заседания правления подвели итоги работы «Газпром нефти» в 2010 году.









Участники расширенного заседания правления «Газпром нефти» оценили итоги 2010 года и обсудили планы на 2011-й.

Текст: Сергей Орлов

ВРЕМЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Год восстановления мировой экономики — так охарактеризовал 2010-й председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков, подводя итоги работы компании на расширенном заседании правления. Об этом говорит все: увеличение реального ВВП в мире, рост мирового спроса на нефть. В списке «депрессивных» регионов — только один: Европа, где сохранились отрицательные тенденции на нефтяном рынке. Соответственно вели себя и цены на нефть — brent подрос по сравнению со средним уровнем 2009 года на $17 за баррель — до $79.

В России макроэкономические условия также значительно улучшились по сравнению с кризисным периодом: рос спрос и на оптовом, и на розничном рынке нефтепродуктов. Емкость розничного рынка бензина Аи-92 выросла на 8,3% — до 19,5 млн тонн; дизельного топлива еще значительнее — на 15,1% до тех же 19,5 млн тонн. Оптовый рынок нефтепродуктов вырос на 7,3% (2,7 млн тонн) и 8,6% (13 млн тонн) по бензину и ДТ соответственно. Наиболее ярко тенденция роста цен на внутреннем, как и на мировом рынке, проявилась в последнем квартале года. При этом эффективность переработки по-прежнему оставалась существенно выше эффективности экспорта нефти, что для «Газпром нефти» является позитивным фактором.

Идеальной ситуация, конечно, не была, и к такому «рыночному», негативному для бизнеса фактору, как укрепление курса рубля, добавились «искусственные» — в частности, введение таможенных пошлин на ввозимые в Беларусь, Киргизию, Таджикистан нефть и нефтепродукты. Тем не менее, рост всех финансовых показателей «Газпром нефти» говорит о том, что в целом ситуация для компании была благоприятной. Выручка по сравнению с 2009 годом выросла на 32%, до 990 млрд рублей; EBITDA (включая долю в совместных предприятиях)— на 16%, до 218 млрд рублей; скорректированная чистая прибыль— на 21%, до 100,3 млрд рублей. Основными факторами роста прибыли в 2010 году были увеличение объемов переработки и продаж нефтепродуктов, а также рост доли премиальных продаж. Впрочем, для блока разведки и добычи прошедший год тоже был успешным.

ОБЪЕМНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В 2010 году предприятия группы «Газпром нефть» добыли 53,2 млн т.н.э. Это на 4,8% больше, чем в 2009-м. В большой степени рост обеспечило приобретение новых активов — в первую очередь, речь идет об «СТС-Сервисе», вошедшем в состав группы в начале года. Достаточно серьезную прибавку дала и реализация газовой программы. Промышленная добыча газа началась на сеноманских залежах в ЯНАО.

Рост объема базовой добычи на месторождениях самой «Газпром нефти» по отношению к бизнес-плану составил 1,8% — до 29,8 млн тонн. Проведение геолого-технических мероприятий (ГТМ) принесло 610 тыс. тонн дополнительной добычи, а точность их выполнения достигла 72%. Еще два года назад этот показатель не превышал 40%. Впрочем, и гидродинамическими моделями тогда было полностью обеспечено лишь 30% месторождений, в то время как сейчас — 80%.

Интенсифицированы были и буровые работы: объем проходки превысил 2,5 млн м (2557 тыс. м + 18% к уровню 2009 года), на месторождениях компании введено 714 новых скважин (+9%). Во всех дочерних предприятиях «Газпром нефти» снижались и время, и стоимость строительства скважин, а коэффициент эксплуатации скважин (0,967 по данным ЦДУ ТЭК) превышает среднероссийский показатель (0,951) и аналогичные показатели большинства конкурентов. По оценке заместителя генерального директора «Газпром нефти» по разведке и добыче Бориса Зильберминца, один из лучших результатов в отрасли достигнут за счет сокращения времени простоя, роста наработки на отказ по механизированному фонду скважин, снижения продолжительности текущего ремонта и времени вывода скважин на режим.

Выполнили или перевыполнили план по добыче и все совместные предприятия. «Томскнефть», в нынешнем году перешедшая под операционный контроль «Газпром нефти», превысила плановые показатели по добыче на 2,1% (10,3 млн тонн); Salym Petroleum — на 8,5% (8,3 млн тонн). «Славнефть» план по добыче выполнила на 100% (18,36 млн тонн).

На 14% — до 335 тыс.тонн — увеличился объем добычи на месторождениях «Магмы», но, пожалуй, наибольшего успеха в сегменте upstream добилось сербское СП «Газпром нефти» — Naftna industrija Srbije. На 33% — до 1,2 млн тонн — вырос объем добычи, а прирост запасов (на 2,1 млн т.н.э.) зафиксирован в балканской компании впервые за восемь лет.

Ресурсная база «Газпром нефти» за 2010 год также увеличилась, и достаточно значительно — на 13%. Львиную долю принесли запасы «СеверЭнергии», в состав акционеров которой компания вошла в прошлом году. Также свою долю в ресурсную копилку внесли запасы «СТС-Сервиса» и Северной части Романовского месторождения и успешное проведение геологоразведочных работ.

Движение запасов углеводородов и с учетом совместных предприятий также было положительным (+3,5%, 1861 млн т.н.э.). Однако Александр Дюков обратил внимание участников РЗП на то, что растут запасы по категории АВС1, добыча едва ли не половины из которых экономически неэффективна. Максимальное сближение показателя общего объема извлекаемых запасов с коммерчески рентабельными запасами (классификация SPE) — одна из важнейших задач блока разведки и добычи.

ПРИБЫЛЬНЫЙ DOWNSTREAM

Для блока логистики, переработки и сбыта 2010 год стал более чем продуктивным. С объемом переработки нефти в 35 млн тонн компания уверенно занимает третью позицию в России — больше только у «Роснефти» (51 млн тонн) и «ЛУКОЙЛа» (45 млн тонн). При этом темпы роста продаж светлых нефтепродуктов «Газпром нефти» и розничных продаж продуктовых бизнес-единиц компании опережают рост рынка. При среднероссийском показателе роста розничных продаж автобензинов и дизельных топлив в 9% через сеть АЗС «Газпромнефть» удалось реализовать на 17% больше топлива, чем в 2009 году. Оптовые продажи этих нефтепродуктов выросли на 10%, тогда как в среднем по России — на 8%.

По словам заместителя генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолия Чернера, схожая картина и в других премиальных каналах. Судового топлива на внутреннем рынке в 2010 году было реализовано на 9% больше, чем в 2009-м, в то время как объемы реализации «Газпромнефть Марин Бункера» увеличились на 17%. Динамика продаж авиатоплива у «Газпромнефть-Аэро» на 5% лучше среднероссийской (19% против 14%); фасованных масел у «Газпромнефть — смазочных материалов» — на 18% (29% против 11%). Всего через премиальные сегменты группа «Газпром нефть» реализовала в 2010 году 11,7 млн тонн нефтепродуктов, что на 18,5% лучше результата 2009-го.

Если абстрагироваться от цифр и перечислить основные события прошлого года в блоке downstream, то, в первую очередь, стоит сказать о реализации программы модернизации производства в нефтепереработке, которая идет полным ходом на всех заводах компании. На Омском НПЗ введена в эксплуатацию установка изомеризации «Изомалк-2», позволившая уже сейчас значительно увеличить объемы выпуска автомобильных бензинов класса 4. Сейчас на ОНПЗ ведется строительство установок гидроочистки дизтоплива и бензина каткрекинга. На Московском НПЗ также строится установка изомеризации. Кроме того, в Москве началась реализация проектов строительства установок гидроочистки бензина каткрекинга и реконструкции установки гидроочистки дизтоплива. На ЯНОСе введена в эксплуатацию уста новка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АТ-4 и началось строительство установок изомеризации и гидроочистки бензина каткрекинга. На НПЗ в Панчево запущено строительство комплекса гидрокрекинга и гидроочистки.

В 2010 году продолжился ребрендинг сети автозаправочных станций. На сегодняшний день все АЗС компании работают под брендом «Газпромнефть». На всей территории деятельности розничной сети внедрена программа лояльности для физических лиц «Нам по пути», во всех предприятиях нефтепродуктообеспечения действуют единые бизнес-стандарты. А централизовать деятельность системы нефтебаз призвано специально для этого созданное предприятие «Газпромнефть-Терминал». В 2010 году начались розничные продажи на рынке Казахстана, где компания приобрела сеть из 20 АЗС.

Совершенствуется и связка между переработкой и сбытом. Централизованная функция по контролю над логистикой компании передана новому дочернему обществу — «Газпромнефть-Логистике». «Газпромнефть-Аэро» увели чило сеть собственных топливозаправочных комплексов на территории России и расширило географию продаж на внешнем рынке. Теперь компания заправляет воздушные суда в 18 зарубежных аэропортах и 12 рос сийских.

Для работы в портах Санкт-Петербурга и Мурманска «Газпром нефть» приобрела в 2010 году два современных конвенционных судна-бункеровщика. «Газпромнефть Марин Бункер» приступил к бункеровкам в порту Балтийска, активно развивается речная бункеровка в Астрахани, Волгограде, Усть-Куте.

Вывод на рынок премиального бренда моторных масел G-Energy — это тоже событие 2010 года.

НАСТРОЙКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

В целом, по оценке Александра Дюкова, работу компании в 2010 году можно считать успешной. Однако председатель правления «Газпром нефти» отметил, что результаты были достигнуты преимущественно за счет экстенсивного роста: вложений в приобретение новых активов, как в добыче, так и в переработке. Еще один значимый фактор роста — благоприятная рыночная конъюнктура. «Для реализации стратегической цели по существенному повышению стоимости компании нужен интенсивный рост, а это значит, что существующие активы должны приносить максимальную отдачу, — подчеркнул Александр Дюков. — Кроме того, необходимо целенаправленно повышать организационную эффективность,развивать кадровый потенциал, активно внедрять лучшие практики и технологии, развивать ключевые управленческие компетенции».

В блоке разведки и добычи одной из основных задач станет сокращение отставания от конкурентов по уровню затрат. В целом же инвестиционные акценты «Газпром нефти» в блоке upstream сейчас смещены в сторону реализации крупных проектов.

В переработке пока инвестиции направлены в основном на выполнение технического регламента по качеству моторных топлив.

Однако председатель правления «Газпром нефти» подчеркнул, что дальнейший рост стоимости перерабатывающих активов возможен только за счет существенного повышения эффективности существующих мощностей и инвестиций в повышение глубины и качества переработки. Соответственно, 2011-й должен стать годом формирования и реализации комплексных программ развития и повышения эффективности НПЗ.

В 2011 году должна полностью завершиться программа ребрендинга АЗС, планируется совершенствовать программу лояльности, начать массовую реализацию брендированного топлива. Ожидается, что в 2011 году «Газпромнефть-Аэро» будет присутствовать в 23 странах мира, а «Газпромнефть Марин Бункер» начнет работу в портах Стамбула, Роттердама, Джибути, выйдет на бункеровочный рынок Прибалтики. Должно освоить новые рынки сбыта и предприятие «Газпромнефть — смазочные материалы». В частности, ожидается выход в Сербию, Словакию, Венгрию, Германию. Семейство G-Family пополнится 20 новыми наименованиями, а объем реализации масел премиального бренда планируется увеличить в три раза.

Однако повышение уровня операционной эффективности — задача, неразрешимая без совершенствования систем управления. Поэтому дочерним обществам (ДЗО) планируется делегировать все больше полномочий в оперативной деятельности, в то время как фокус работы корпоративного центра (КЦ) сосредоточится на развитии новых стратегических инициатив и перспективных технологий. При этом запланирована унификация организационных структур КЦ и ДЗО с параллельным устранением избыточных уровней управления. Что касается научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), то в планах 2011 года — доработка их стратегий развития с учетом требований бизнеса, а также создание единых центров компетенций, как технических, так и управленческих, направленных на системное развитие НИОКР и инновационной деятельности; внедрение новых технологий и лучших практик по всем компаниям; создание единых баз данных и обучение сотрудников.

Эффективность деятельности компании позволит повысить и развитие кадрового потенциала, также продолжится активная работа по формированию единой корпоративной культуры компании.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ