Сетевая примьера

Сетевая примьера

У «Газпром нефти» новый корпоративный интернет-сайт.

У «Газпром нефти» новый корпоративный интернет-сайт.

Текст: Павел Сысоев

Чем определяется срок жизни интернет-сайта любой компании? Разумеется, в первую очередь соответствием его функциональных возможностей текущим задачам бизнеса. Анализ лучших российских и международных практик показывает, что средний срок службы корпоративных веб-сайтов до полной или значимой реконструкции составляет от 2,5 до 6 лет и зависит от динамики развития компании, ее рынка и глобальных трендов мировой экономики. Предыдущая версия интернет-сайта «Газпром нефти» в полном соответствии с мировой практикой продержалась более трех лет. Рост бизнеса предъявил новые требования к корпоративному интернет-ресурсу, и с мая нынешнего года свое место во всемирной паутине занял обновленный сайт компании.

НЕ ТОЛЬКО ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Говоря о функционале веб-сайтов, стоит отметить, что в последние годы он стал значительно шире. Из консолидатора статичной презентационной информации сайт превратился в инструмент коммуникации с различными группами целевой аудитории. Представители средств массовой информации и отраслевого сообщества, инвесторы, акционеры, финансовые аналитики, поставщики товаров и услуг, соискатели на вакантные должности — это далеко не полный перечень заинтересованных групп, с которыми компания организует информационное интерактивное взаимодействие через корпоративный интернет-ресурс.

Эффективное использование сайта позволяет перенести в режим онлайн часть рабочих процессов, при этом по-прежнему сохраняется имиджевая функция ресурса. Для этого он, разумеется, должен быть оформлен в актуальном корпоративном стиле, соответствовать современным тенденциям моды в веб-дизайне. Можно констатировать, что сегодня активное присутствие компании в интернет-пространстве перешло из разряда инновационного направления деятельности в категорию насущной необходимости. И российский бизнес вкладывает в развитие этого направления достаточно серьезные средства. По данным независимых исследований, проведенных в России в 2010 году, средние бюджеты на создание и реконструкцию корпоративных веб-сайтов компаний, входящих в топ-100 по рейтингу «Эксперт-РА», составляют до 7,5 млн рублей на создание и реконструкцию и до 2,4 млн рублей в год на сопровождение и развитие.

ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Понятие «жизненный цикл сайта», конечно, не означает неизменного состояния ресурса от рождения до смерти. Процесс развития и модернизации непрерывен и включает в себя как совершенствование контента, так и расширение функциональных возможностей. Конечно, до пределов, ограниченных техническими возможностями платформы. Кстати, исчерпание этих возможностей является еще одним фактором, заставляющим принять решение о реконструкции корпоративного ресурса. Результаты такой модернизации можно косвенно оценить по динамике основных показателей веб-сайта «Газпром нефти» за последние два года. Например, рост посещаемости за первые три месяца года составил около 38%. Росло и количество уникальных посетителей — примерно на 30% в год.

По данным Фонда общественного мнения, месячная интернет-аудитория (18 лет и старше) в России за последний год выросла с 40,1 млн до 50,3 млн человек, то есть на 25,4%. Сравнение этой цифры с динамикой роста количества посетителей ресурса «Газпром нефти» говорит о расширении аудитории корпоративного сайта компании в последние годы. Конечно, эти результаты нельзя полностью отнести на развитие интернет-ресурса — с развитием компании растет и интерес к ней. Однако задачу привлечения и тем более удержания посетителя несовершенным, неудобным и информационно ненасыщенным ресурсом решить невозможно.

А вот еще один показатель — количество просмотренных страниц за одно посещение — у сайта «Газпром нефти» в последнее время снижался, что говорит о некоторой потере интереса к контенту. Эта проблема решается за счет специально подобранных кросс-ссылок и контекстных блоков, размещенных на страницах сайта. Использование таких структур — одна из, но далеко не единственная современная тенденция в интернете, реализованная в проекте создания нового корпоративного ресурса компании.

В РУСЛЕ ТЕНДЕНЦИЙ

Из глобальных трендов, на которые ориентируются разработчики интернет-ресурсов для крупного бизнеса, можно выделить несколько основных. Первый — перенос в режим онлайн части бизнес-процессов. Яркий пример — организация закупок. На сайте «Газпром нефти» для этого создан раздел «Конкурсы и тендеры» с системой регистрации и оповещения контрагентов. Инвесторы и аналитики на интернет-ресурсе компании могут воспользоваться различными необходимым и удобными инструментами: интерактивными отчетами и графиками, калькулятором инвестора, календарем событий с подпиской на оповещение. Людям, которые ищут работу в «Газпром нефти», предоставлена возможность ознакомиться с перечнем вакансий и отправить свое резюме в компанию. С помощью канала RSS можно без проблем подписаться на новости, интервью, электронные версии корпоративных изданий.

Еще одна общемировая тенденция — диверсификация и создание подсайтов, из которых могут формироваться большие информационные порталы. Она реализована в веб-сайте «Газпром нефти» за счет использования новой программной платформы, позволяющей создавать и сопровождать сайты дочерних обществ, интегрируя их в единую информационную систему с основным корпоративным сайтом.

А вот разработка PDA-версий сайта на русском и английском языках специально для пользователей мобильных устройств — работа уже в рамках, пожалуй, одного из основных направлений развития всего цивилизованного бизнеса — повышение информационной открытости и прозрачности. Сюда же можно отнести использование форм обратной связи, расширение контентной части, в том числе за счет увеличения количества раскрываемых показателей, публикации отчетов в соответствии со стандартами GRI. «При разработке нового сайта „Газпром нефти“ мы внимательно изучили последние тенденции развития корпоративных веб-сайтов, — отметил заместитель генерального директора „Газпром нефти“ по корпоративным коммуникациям Александр Дыбаль. — Это помогло нам создать ресурс, который позволяет более полно использовать возможности, предоставляемые современными технологиями. Сайт стал еще более информативным, при этом сохранив простую и удобную навигацию. Уверен, что эффективное использование сайта позволит повысить как скорость, так и качество коммуникаций».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ