Центр качества

Центр качества

«Газпром нефть» открыла под Бишкеком Центральную лабораторию испытания нефтепродуктов.

АЗС сети «Газпромнефть» действуют во всех регионах республики

Система топливообеспечения республики меняется вслед за повышением качества автопарка

В лаборатории ведутся испытания по множеству параметров с использованием самых современных методов

«Газпром нефть» открыла под Бишкеком Центральную лабораторию испытания нефтепродуктов.

Текст: Ольга Волосатых

ПОСТСОВЕТСКИЕ ПОТЕРИ

После развала Советского Союза Киргизия фактически оказалась в необъявленной экономической блокаде: старые экономические связи разрушились, новые еще не были налажены — и жизнь одной из южных республик СССР потеряла качество во всем. Коснулось это и нефтепродуктов — в страну хлынул суррогат. Впрочем, в первые годы независимости автопарк страны составляли в основном автомобили советского производства, причем далеко не первой свежести, и их владельцы не видели ничего страшного в том, чтобы сэкономить даже 50 тыйынов (копейки нацвалюты), заправившись бензином неизвестного происхождения. Тогда в азиатских республиках самым распространенным видом топливного сбыта была продажа горючего прямо из автоцистерн, припаркованных на обочинах автодорог, — бензин отгружался ведрами и канистрами.

К 2000 году структура автопарка стала меняться: в республику ввезли тысячи подержанных иномарок, купленных на аукционах и распродажах за рубежом. Впрочем, и их владельцы особого внимания на качество того, что заливают в бак, не обращали. Точно так же менялся и киргизский топливный рынок: придорожные торговцы вложили заработанные деньги «в развитие» — построили автозаправочные станции. Однако, сменив ведра на пистолеты, «бизнесмены» и не подумали менять саму продукцию, продолжая продавать контрабандный товар низкого качества. Несмотря на постановление правительства Киргизии, обязывающее контролировать качество и сертифицировать топливо, ни о каких проверках речи даже не возникало.

Рост качества жизни в республике (точнее, в основном в ее столице — Бишкеке), увеличение количества новых иномарок, крайне требовательных к качеству топлива, не могли не повлиять на топливную ситуацию. Появились местные крупные компании, а с 2006 года после покупки более 70 АЗС в стране в розничные лидеры вышла «Газпром нефть», для которой Киргизия стала одним из ключевых сбытовых регионов за рубежом.

СЕРЫЕ СХЕМЫ

Для Киргизии уровень сервиса, предоставлявшийся на АЗС российской компании, был по-настоящему прорывным. При этом местные автовладельцы получили возможность заправляться качественным топливом сразу на очень большой территории: десятки станций «Газпром нефти» появились сначала в самой густонаселенной Чуйской области, по несколько АЗС в регионах страны, а через год присутствие было обеспечено во всех семи областях республики.

По оценке местных экспертов, не только топливный рынок реагировал на изменения качества автопарка — в республике наблюдался и обратный процесс: появление в стране цивилизованных сетей привело к росту продаж новых иномарок. Ситуация с качеством нефтепродуктов в Киргизии сейчас действительно стала лучше, однако от идеала она все же очень далека. На розничном топливном рынке республики (600 АЗС) сейчас работают восемь крупных операторов, управляющих сетями из более чем 10 станций, и 15 средних (по несколько заправок). Львиная же доля рынка по-прежнему принадлежит частникам-индивидуалам. Основной канал поставок топлива для таких трейдеров — контрабанда через казахскую границу. «Белое» топливо на свои станции везут лишь крупные местные компании — с заводов в Орске, Чимкенте, Салавате, Нижнекамске, Атырау. Еще меньшее количество игроков располагает собственными лабораториями испытаний качества. В этом отношении «Газпром нефть Азия» стоит особняком. Поставляя нефтепродукты с Омского НПЗ, организация с первых дней выполняла все существующие в республике требования по контролю качества.

МЕСТО В СИСТЕМЕ

В соответствии с республиканскими нормативными документами проверка качества горюче-смазочных материалов должна осуществляться при их приеме, хранении и реализации. Контроль ведется «Госгортехнадзором», а испытания «Газпром нефть Азии» раньше приходилось проводить в сторонних лабораториях, разумеется, не бесплатно. В год набегала приличная сумма, поэтому за последние несколько лет предприятие создало три собственных испытательных лаборатории, два пункта испытаний на нефтебазах и передвижную лабораторию контроля качества. Обученный персонал проверяет каждую поступающую партию топлива, в том числе на АЗС. В середине апреля программа получила логическое развитие — на нефтебазе в городе Кант начала работу Центральная испытательная лаборатория нефтепродуктов (ЦИЛН). Выбор места дислокации ЦИЛН очевиден: Кант — городспутник столицы Киргизии, расположен менее чем в 30 км от Бишкека в густонаселенной Чуйской области, где сосредоточено 53 из 109 АЗС республиканской сети «Газпромнефть». Кроме того, это «транзитная» область, через которую проходят международные магистрали в соседние Казахстан и Китай, а дороги местного значения — во все регионы страны, откуда можно попасть в соседние Узбекистан и Таджикистан.

Впрочем, по оценке заместителя министра экономического регулирования Киргизии Олега Панкратова, открытие Центральной испытательной лаборатории «Газпром нефть Азии» — событие, далеко выходящее за рамки корпоративного: «Наличие в стране многоступенчатой системы контроля качества очень важно для экономики Кыргызстана. Мы отошли от советской системы и в последнее время вели контроль по параметрам безопасности. Сегодня мы видим — качество уходит в частный сектор: бренд „Газпромнефть“ делает значимый шаг, придавая особую важность параметрам качества. Государство не тратит большие деньги, а клиент получает качественный контроль, а значит — и качественный продукт». По сути, компания ведет работу государственного значения, и ЦИЛН займет ведущее место в системе контроля качества ГСМ в республике.

В лаборатории ведутся испытания по множеству параметров — от октанового числа до наличия механических примесей, причем самыми современными методами. В частности, для определения количества серы в топливе требуется всего 15 минут, в то время как раньше на это уходило около пяти часов. Соответственно, выросла и точность исследований. После аккредитации ЦИЛН по международному стандарту ИСО/МЭК 17025 услугами центральной лаборатории «Газпром нефти» смогут воспользоваться и сторонние организации. «Такие лаборатории — и с точки зрения оснащения, и в плане профессионализма персонала — могут позволить себе далеко не все нефтетрейдеры, — пояснил заместитель генерального директора „Газпром нефть Азии“ по техническим вопросам Мурат Сулайманов. — Поэтому эти услуги востребованы на рынке».

В строительство и оснащение лабораторий в Киргизии через свою сбытовую «дочку» «Газпром нефть» уже вложила более 24,6 млн сомов (около 15 млн рублей), однако на этом точка в создании системы контроля качества (СКК) не поставлена. Лаборатория на нефтебазе «Кант» — шестой объект СКК по счету и центральный — по расположению и функционалу. В ближайшем будущем подобную лабораторию планируется открыть в Иссык-Кульской области (г. Балыкчы). На регионы республики приходится почти половина из 109 АЗС киргизской сети «Газпромнефть», и жители глубинки уже успели оценить настоящее качество — и сервиса, и топлива.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ