Путешествие в будущее

Путешествие в будущее

Модернизация производства Омского НПЗ.

Самое заметное открытие прошлого года не только ОНПЗ, но и всей российской переработки — крупнейшая в Европе установка изомеризации легких бензиновых фракций «Изомалк-2»

Передвижение по заводу — на автобусах, слишком велика территория ОНПЗ

Объединенная операторная — мозг завода, сюда постепенно переносится управление всеми технологическими процессами

Установка каталитического крекинга 43-103 — выходец с Кубы

Складские площадки битумного производства заставлены инновационной тарой — кловертейнерами

АВТ-10 — самая мощная на заводе установка первичной переработки нефти

Вряд ли кто-то сможет провести экскурсию по ОНПЗ лучше, чем гендиректор завода Олег Белявский

«Сибирская нефть» совершила экскурсию по «большой стройке» на ОНПЗ.

Текст: Сергей Орлов

До 2020 года в модернизацию Омского НПЗ планируется инвестировать 115,3 млрд рублей. Это свежая цифра — плановый объем вложений совсем недавно был увеличен на 15%. На эти деньги предполагается построить и модернизировать 14 установок. Реализация программы позволит омскому предприятию «Газпром нефти» выйти на уровень лучших НПЗ мира. Часть проектов уже реализована, несколько новых ключевых объектов готовятся к пуску, по грядущим стройкам осуществляются процедуры выбора базовых проектов от разработчиков и лицензиаров, ведется их технико-экономическое обоснование, заключаются договоры на проектирование. И сейчас представляется уникальная возможность увидеть одновременно прошлое, настоящее и будущее одного из крупнейших в России нефтеперерабатывающих заводов. СН проехала по ОНПЗ, причем экскурсию провел генеральный директор завода Олег Белявский.

ПЛАЦДАРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Первый объект на нашем пути, проехать мимо которого невозможно, — проходная. НПЗ — объект стратегический, режимный, поэтому досмотр достаточно жесткий, даже несмотря на то что нас сопровождает сам директор завода. Практически сразу за воротами стоянка автобусов, на которых сотрудники передвигаются по предприятию. По-другому никак: площадь омского завода — 1,2 тыс. гектаров, пешком не находишься. В нескольких десятках метров от «конечной» первая на нашем пути стройка — возводится инженерный центр. «Он будет закончен в первом квартале 2012 года, — рассказывает Олег Белявский. — Здесь будут сконцентрированы все инженерные службы ОНПЗ». Проезжаем мимо длинного забора, огораживающего территорию заводской ремонтной «дочки», — предприятия «Нефтехимремонт», а дальше огромные заснеженные пустоши. «Когда-то отсюда начинался завод, но старые установки выведены из эксплуатации,а земли рекультивировали», — объясняет директор ОНПЗ. Рекультивировали качественно — здесь водятся зайцы, лисы, куропатки, — а значит, с экологией все в порядке. Однако, по словам Олега Белявского, пустовать земля будет недолго — эти территории рассматриваются как плацдарм для развития предприятия. Например, сейчас совместно с консультантами американской корпорации Honeywell разрабатывается программа по созданию на омском предприятии новых нефтехимических производств. Уже определены основные направления развития и потребности, выполняются первичные расчеты. «Мы видим, что будет развиваться комплекс ароматики, есть предложения по модернизации действующего комплекса, направленной на увеличение выработки параксилола, — рассказывает Олег Белявский. — Существуют и другие перспективные химические направления, которые пока находятся в проработке».

Проехав прошлое и будущее ОНПЗ, мы двигаемся в настоящее завода.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СЕГОДНЯ

Настоящее начинается с «двухмиллионной» установки гидроочистки дизельного топлива Л-24/9, где после прошлогодней модернизации выпускается дизель с показателем содержания серы 10 ppm, соответствующим самым жестким на сегодня мировым экологическим стандартам. А чуть дальше установка каталитического крекинга 43–103, с очень интересной историей. «Это единственная в мире установка такого типа, — рассказывает Олег Белявский. — После кубинской революции советские специалисты ознакомились с моделью американской установки, действовавшей на Острове свободы, и, увеличив проектную мощность с 600 тыс. до 1,5 млн тонн, построили копию в Омске».

Свежей краской выделяется новая установка по производству пара, а дальше справа самая мощная на заводе установка первичной переработки нефти АВТ-10 производительностью 8 млн тонн. Следующий пункт — еще один кусочек будущего: объединенная операторная, построенная в 2010 году. Туда по мере готовности переходит управление технологическими установками, а локальные операторные закрываются. На установках остаются только аппаратные с обходчиками, а старшие операторы руководят процессами из объединенного центра. Массивная бронированная дверь со штурвалом, фантастически толстые стены, а внутри светло, тихо, и даже голубое искусственное небо над головой. С ближайшего к входу пульта ведется управление установками каткрекинга 43-103, производства водорода и газофракционирования. Дальше несколько пустых консолей — сюда в перспективе перейдет управление комплексом глубокой переработки мазута КТ 1–1, включающим несколько установок. Отсюда же будут управлять комплексом гидроочистки. На другой блок мониторов транслируются параметры работы всей первичной переработки — пяти установок АВТ, трех ЭЛОУ.

Выходим из операторной, садимся в автобус — и объезжаем тот самый комплекс КТ 1-1, управление которым после ремонта будет перенесено в объединенную операторную. Помимо установок вакуумной перегонки мазута, производства МТБЭ (метилтрет-бутиловый эфир, высокооктановый компонент автобензинов), гидроочистки вакуумного дистиллята, газофракционирования в состав комплекса входит и еще одна установка каталитического крекинга мощностью 2 млн тонн. «Это то, что выгодно отличает нас от любого другого завода и в Европе, и в России, — наличие двух каталитических крекингов общей мощностью 3,5 млн тонн, — комментирует директор ОНПЗ. — А каталитический крекинг — это база для получения бензина». Базовая установка — еще и рекордсменка. Каталитический крекинг был остановлен на плановый ремонт после четырех лет работы, в то время как стандартный срок от ремонта до ремонта у таких установок 2–2,5 года. Ну а чуть дальше «высокооктановая добав ка к базе» — установка серно-кислотного алкилирования.

Завершаем объезд по «зоне первичной переработки». Это одна из старейших территорий завода — настоящее, постепенно уходящее в прошлое. Слева установки ЭЛОУ, где нефть отделяется от механических примесей, воды, солей и дальше по трубам пересекает дорогу в направлении установок АВТ-8, АВТ-7 и АВТ-6. Этому оборудованию осталось жить чуть больше трех лет — в 2015–2016 годах им на смену придет новая современная установка АВТ производительностью порядка 5,5 млн тонн. А пока комплекс первичной переработки просто поддерживается в работоспособном состоянии — проводятся ремонт, диагностика, обслуживание, небольшие мероприятия по модернизации, позволяющие получить дополнительную прибыль, но никаких принципиальных конструктивных изменений не вносится. Помимо новой АВТ на освободившихся площадях предполагается построить новый коксовый комплекс, комплекс гидрокрекинга. Последняя остановка — битумный комплекс, где помимо разных марок битума на современном оборудовании выпускаются полимернобитумные вяжущие и битумные эмульсии. А открытые складские площадки, еще недавно заполненные битумом в традиционных мешках, сейчас заставлены инновационной тарой — кловертейнерами. Мимо эстакад налива нефтепродуктов, которые постепенно заменяются на современные установки тактового налива, обеспечивающие практически полную герметичность, а значит, экологичность и безопасность при отгрузках, двигаемся к выезду с территории предприятия.

НЕПОДВЕДЕННЫЕ ИТОГИ

Вернувшись в здание заводоуправления вместе с руководителем ОНПЗ Олегом Белявским, подводим черту под увиденным. Что даст модернизация? Говорить о соответствии лучшим мировым стандартам можно сколько угодно, но все точки над i расставляем с помощью цифр. Причем только плановых цифр ближайших года-двух.

Увеличения объемов переработки в ближайшие годы не предвидится. По словам Олега Белявского, нынешние 19,82 млн тонн (второе место среди российских НПЗ. — СН) — это современный технологический максимум завода. А что касается качества, то в 2012 году значительно снизится объем производства бензинов 3-го класса — с 3,2 млн тонн до 360 тыс. тонн. В то же время выпуск бензинов 4-го и 5-го классов вырастет с 63 тыс. тонн до 4,2 млн тонн. По дизельному топливу планы такие же. 2-й класс и ниже — сокращение с 5,2 млн тонн до 2,5 млн тонн. 3-й класс — запланирован рост с 900 тыс. тонн до 2,7 млн тонн. Если не считать выпуска небольших разовых партий, можно сказать, что дизеля 4-го и 5-го классов в продуктовой линейке ОНПЗ сейчас нет. А в 2012 году будет — порядка 870 тыс. тонн. В 2013-м же в Омске будет производиться дизельное топливо исключительно 4-го и 5-го классов — ориентировочно 4,5 млн и 1,5 млн тонн соответственно.

А ближе к 2017–2019 годам, когда за счет внедрения технологий, направленных на увеличение глубины переработки (в частности, пуска установки гидрокрекинга), этот показатель перевалит за 95%-ную отметку, резко сократится производство мазута: с 2 млн сейчас до 260–270 тыс. в год.

Повышение экологического класса топлива — это, в первую очередь, снижение в нем уровня содержания серы. Соответственно, объем производства серы вырастет. «У нас в планах строительство новой установки производства серы в составе с гидрокрекингом, который будет перерабатывать тяжелую часть, в которой и концентрируется в основном этот элемент, — уточнил генеральный директор предприятия. — К двум потокам установки Клауса (установка по получению элементарной серы. — СН) в 2014–2015 годах будем достраивать третий».

Уровень лучших мировых образцов — это помимо роста качества нефтепродуктов и глубины переработки еще и высочайшая эксплуатационная готовность оборудования, причем процесс поддержания которой минимально влияет на объемы производства. Эту задачу должен решить переход на ремонты по технологическим цепочкам, намеченный на 2014 год.

Съездив в Омск, мы пришли к выводу, что идея поймать момент, запечатлев одновременно прошлое, настоящее и будущее предприятия, абсолютно бесперспективна. Процесс совершенствования предприятия непрерывен, и когда-нибудь станут прошлым и «Изомалк», и комплекс гидроочистки, а что в это время станет будущим переработки — сейчас, наверное, не скажет ни один эксперт. В такой непрерывности развития собственно и состоит стратегия «Газпром нефти». Не «Стратегия-2020», а гораздо более глобальная, заключенная в одну из пяти ценностей компании, — менталитет лидера.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ