Центр — в актив

Центр — в актив

Приобретение завода смазочных материалов в Подмосковье.



В состав предприятия входит резервуарный парк емкостью 3 тыс. куб. метров



На подмосковном заводе предполагается локализовать часть продуктовой линейки G-Family, которая сейчас производится только в Италии

В начале ноября компания «Газпромнефть — смазочные материалы» стала владельцем третьего по счету завода смазочных материалов. К предприятиям в итальянском Бари и Омске добавился еще один — в Подмосковье.

Текст: Ольга Сафина

ЛИКВИДАЦИЯ ПЕРЕКОСА

Новый актив масляной «дочки» «Газпром нефти», «Газпромнефть Московский завод смазочных материалов» (ГПН МЗСМ), а в прошлом — «НК «Селект», расположен в подмосковном Фрязино, в 25 км от столицы. Эта покупка позволила «Газпромнефть — смазочным материалам» решить важнейшую с точки зрения долгосрочной стратегии развития компании задачу наращивания присутствия в европейской части страны. «Приобретение завода смазочных материалов в Центральном регионе России существенно расширяет производственные и логистические возможности компании в этом сегменте бизнеса, — отметил заместитель генерального директора „Газпром нефти“ по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер. — Создание производственной базы в европейской части РФ наряду с развитием мощностей в Западной Сибири позволит значительно укрепить положение „Газпром нефти“ на российском рынке смазочных материалов». «Стратегия „Газпромнефть-СМ“ предполагает активное развитие компании как в азиатской, так и в европейской части России (на которую, кстати, приходится две трети от общего потребления масел в РФ). Однако в силу географической привязки к Омскому заводу в эти годы у нас имел место производственный перекос: мы активно распространяли свою продукцию в Сибири, на Урале, отправляли в Казахстан, в то время как европейская часть у нас была охвачена мало», — объяснил генеральный директор «Газпромнефть — смазочных материалов» Александр Трухан. Приоритетная задача — увеличение объемов продаж фасованной и премиальной продукции (а это уже потребительский сегмент), дефицит которой компания до недавнего времени и испытывала в Центральной России. Производство на «Ярославнефтеоргсинтезе» не в счет — там компания выпускает только масла стандарта ГОСТ. При реализации стратегической задачи «Газпромнефть-СМ» по наращиванию присутствия в европейской части России изначально рассматривались два альтернативных варианта — строительство собственного завода и покупка существующих мощностей. «Но строительство — это долгий проект, к тому же мы сейчас ведем активное развитие Омского завода смазочных материалов, строим новый производственный комплекс по смешению, хранению и отгрузке масел. Поэтому был выбран наиболее логичный в такой ситуации вариант — приобретение готовых мощностей», — пояснил Александр Трухан. Переговоры с собственниками «Селекта» по продаже завода ГПН-СМ начались весной этого года. В компании проект получил рабочее название «Актив «Центр».

МАЛОТОННАЖНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Завод по производству моторных и трансмиссионных масел «НК «Селект» был построен во Фрязино в 2003 году на базе бывшего военного городка, расположенного в промышленной зоне. Годовая мощность завода составляет сегодня более 40 тыс. тонн фасованной продукции — моторных, трансмиссионных, индустриальных масел и технических жидкостей. В состав предприятия входят технологический цех по автоматизированному малотоннажному смешению, фасовке масел, резервуарный парк емкостью более 3 тыс. куб. м, сливо-наливные автои железнодорожные эстакады с насосными установками, складское хозяйство, очистные сооружения, административный корпус и современная испытательная лаборатория, имеющая государственную аккредитацию.

Наличие мощностей по малотоннажному смешению, аналогичных мощностям завода в Бари, — большое преимущество нового предприятия «Газпром нефти», считают в ГПН-СМ. «Гибкое, полностью автоматизированное производство позволяет выпускать премиальные продукты широкого ассортимента небольшими партиями под конкретные потребности», — отметил первый заместитель генерального директора «Газпромнефть-СМ» Владимир Осьмушников.

Именно по этой причине «Газпромнефть — смазочные материалы» два года работала на мощностях завода во Фрязино по схеме аутсорсинга и наладила производство своей продукции. Здесь же компания реализовала и совместный проект с японской Nippon Oil: в 2009 году партнеры начали выпуск индустриальных масел под двумя брендами — Nippon и «Газпром нефть». Также схему аутсорсинга на заводе «НК «Селект» использовала компания Shell, а параллельно предприятие производило небольшие объемы продукции под собственными брендами.

МОЩНОСТЬ НА ПЕРСПЕКТИВУ

40 тыс. тонн в год — не предел для Московского завода смазоч ных материалов: есть возможность расширить производство до 90 тыс. тонн — в «Газпромнефть — смазочных материалах» планируют реализовать эту опцию в перспективе трех лет. «Мы будем расширять на МЗСМ мощности по блендингу и фасовке, наращивая объемы в среднем до 20 тыс. тонн в год; увеличение производства в европейской части РФ для нас принципиальный вопрос», — сказал Александр Трухан. Технологическое оснащение завода позволяет производить на нем высококачественные продукты. «Газпромнефть-СМ» еще на этапе аутсорсинга освоила здесь выпуск высокотехнологичной бесцинковой гидравлики — гидравлического масла высокого класса чистоты, без содержания цинка в пакетах присадок, которое используется на современных термопласт-автоматах. Во Фрязино уже налажен выпуск продуктов линейки SibiMotor, а в следующем году специалисты «Газпромнефть — смазочных материалов» планируют поставить на заводе линию по фасовке крупного пластика и локализовать на своем подмосковном активе часть продуктовой линейки G-Family, которая сейчас производится в Италии, — в первую очередь масел для коммерческого транспорта. Здесь же будут производиться премиальные индустриальные масла. В Омске производственные мощности по этим продуктам пока ограничены: к примеру, узла гидравлических масел, построенного на Омском заводе смазочных материалов в 2008 году, компании уже не хватает — масштабы бизнеса растут. Географически удачно расположенный Московский завод смазочных материалов специалисты ГПН-СМ планируют использовать в дальнейшем как площадку для работы с заводами автопроизводителей в Петербурге, Калуге, Набережных Челнах. Александр Трухан подчеркнул: «Автогиганты также заинтересованы в локализации бизнеса, их всех интересует производство масел в России, но обязательными условиями при этом являются, конечно, логистика, качество и цена. Теперь у нас есть все возможности, чтобы обеспечить и первое, и второе, и третье».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ