Правильная пропорция

Правильная пропорция

Введение новой системы налогообложения нефтяных компаний «60-66».





Введение новой системы налогообложения нефтяных компаний «60-66» — необходимое, но недостаточное условие для устойчивого развития отрасли.

Текст: Евгений Третьяков

С 1 октября этого года в России действует новый режим налогообложения нефтяной отрасли — так называемый режим «60-66». В выигрыше от его внедрения вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) с развитыми блоками разведки и добычи, получившие дополнительный доход от сокращения размера экспортной пошлины на сырую нефть (с сентября по ноябрь пошлина снизилась с $444,1 до $393 за тонну) и обладающие высокой долей глубокой переработки в балансе нефти. В безусловном проигрыше — мелкие НПЗ, занимавшиеся преимущественно первичной переработкой нефти. Говоря о безусловном положительном эффекте для отрасли от нововведения, аналитики отмечают, что создать стимулы для долгосрочного устойчивого развития российской нефтянки позволит лишь дальнейшая трансформация системы налогообложения.

ВРЕМЯ «САМОВАРОВ»

Необходимость в изменении системы налогообложения нефтяной отрасли в России назрела давно. Однако долго не удавалось найти необходимый баланс между интересами госбюджета и потребностями нефтяных компаний, нуждающихся в средствах для многомиллиардных инвестиций в разведку, добычу и переработку. Более того, системное давление на нефтянку со стороны государства, начавшееся на заре XXI века введением природной ренты, представленной экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты, а также налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ), лишь усиливалось. И даже улучшение рыночной конъюнктуры не решало фискальных проблем отрасли за счет того, что и пошлины, и НДПИ жестко привязаны к мировым ценам на нефть. Сегодня до 40% всей выручки ВИНКов уходит на пополнение доходной части бюджетов всех уровней. Экспортные пошлины на нефть составляли 65% от суммы, превышающей цену отсечения*. Нефтепродукты облагались меньшей ставкой.

Изначально такая конструкция должна была дать возможность нефтяным компаниям получить дополнительные средства на модернизацию своих НПЗ. Многие так и поступили — в частности, «Газпром нефть» сегодня практически не выпускает на своих заводах топливо качеством ниже экологического класса «Евро-3», значительно сокращая объем выпуска мазута. Но таким путем шли далеко не все нефтяные компании. Сохранение уровня пошлин на темные нефтепродукты более низкого в сравнении со светлыми в конечном счете привело к тому, что ряд компаний и мелких НПЗ стали заниматься лишь первичной переработкой черного золота, а затем гнали мазут на экспорт. «Та премия, которая получалась на мазуте, при ставке 46% от экспортной пошлины на нефть была столь высока и столь интересна, что это приводило к определенным перекосам. Стало увеличиваться количество простых нефтеперерабатывающих заводов — по первичной переработке нефти. Мы их еще называем самоварами», — обозначил проблему заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Разумеется, такое положение дел не могло устраивать ни российское правительство, ни ВИНКи. Однако найти компромисс и баланс интересов, в том числе и между различными членами кабинета министров, не удавалось достаточно долго. Подготовить и согласовать документ, дающий нефтяникам дополнительные стимулы на увеличение глубины нефтепереработки и не сильно снижающий доходы бюджета, удалось только в августе 2011 года.

ФИСКАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Новая система получила неофициальное название «60-66». «60» — это новая сниженная ставка экспортной пошлины на сырую нефть, а «66» — единая ставка на нефтепродукты. Согласно постановлению правительства, ставка экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты с 1 октября 2011 года унифицирована и рассчитывается с коэффициентом 0,66 (66%) от ставки пошлины на нефть. Коэффициент расчета ставки экспортной пошлины на бензины сохранен на уровне 0,9 (90%). Напомним, столь высокий коэффициент был установлен властями весной нынешнего года в качестве механизма стабилизации ситуации на внутреннем рынке, испытывавшем дефицит топлива. Соответственно, сохранение этой высокой ставки, по оценке правительства, должно стимулировать реализацию бензина внутри страны, предотвращая его экспорт за рубеж и возникновение новых витков бензинового дефицита.

При этом документ предполагает, что с 2015 года при расчете ставок на темные нефтепродукты — мазут, смазочные масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной кокс — будет применяться коэффициент 1, то есть он будет равен ставке пошлины на нефть. Для светлых нефтепродуктов и бензинов сохранятся коэффициенты 0,66 и 0,9 соответственно.

«Это решение достаточно сбалансировано, — заявил на встрече с Владимиром Путиным вицепремьер Игорь Сечин. — При снижении пошлины на нефть с 65% в текущем режиме до 60% и при поднятии пошлины на темные нефтепродукты с 46,7 до 66% мы получаем примерно равновесную картину, когда по темным нефтепродуктам разница получится примерно чуть выше 19% — и она сбалансирует нам выпадение доходов по сырой нефти».

Впрочем, вопрос о возможных потерях госбюджета от внедрения системы «60-66» до конца по-прежнему не прояснен. Пона чалу в Минфине полагали, что потерь не будет, затем в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на ближайшие три года ведомство посчитало, что выпадающие доходы составят 60,8 млрд рублей в 2012 году. Позже замглавы Минфина Сергей Шаталов заявил, что «на ближайшую пятилетку убытки могут составить от 60 до 80 миллиардов рублей». Во многом это связано с решением правительства компенсировать потери некоторых нефтяных компаний (прежде всего «Татнефти» и «Башнефти»), которые понесут убытки из-за новой системы налогообложения. В то же время в октябре нынешнего года уже после введения «60-66» Федеральная таможенная служба сумела собрать денег даже больше, чем в предыдущие месяцы (580 млрд рублей).

ОЦИФРОВАННЫЙ ПОЗИТИВ

В целом для России введение «60-66» — безусловно, событие позитивное. Заслон экспорту мазута, по оценкам экспертов, действительно должен стимулировать увеличение глубины переработки нефти и насыщение внутреннего рынка топливом. Аналитики ФК «Открытие» полагают, что объем экспорта мазута в долгосрочной перспективе снизится в разы и составит около 10 млн тонн в год. В правительстве настроены также оптимистично. По словам министра энергетики Сергея Шматко, через 5–6 лет Россия выйдет на новые качественные показатели в нефтепереработке и уже «не будет производить столько мазута». Размер средств, которые будут потрачены нефтяниками на модернизацию НПЗ в ближайшие пять лет, господин Шматко, выступая на Международной аналитической неделе, оценил в $20–25 млрд.

При этом аналитики уверены, что новая система позитивна и для нефтяников. Эксперты рейтингового агентства Fitch полагают, что в краткосрочной перспективе новый режим налого обложения благоприятно скажется и на компаниях, занимающихся только разведкой и добычей, и на интегрированных компаниях с развитым блоком разведки и добычи и/или располагающих относительно современными нефтеперерабатывающими заводами. По оценкам агентства, нефтедобывающие компании смогут получать дополнительно $3,9 на баррель экспортируемой нефти. Аналитики ИГ «Норд-Капитал» посчитали, что некоторые компании, у которых велика доля экспорта сырой нефти, могут получить $300–500 млн дополнительной прибыли. В «Газпром нефти» положительный эффект от применения системы «60-66» в зависимости от цен на нефть определяют примерно в $100–150 млн в год. Председатель правления компании Александр Дюков полагает, что это окажет позитивное воздействие на планы по модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Аналитик ИФК «Алемар» Анна Знатнова назвала еще более значительную цифру выигрыша «Газпром нефти» — $177 млн в год.

ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ

Отмечая, что правительство сделало шаг в правильном направлении, эксперты указывают на то, что введение системы «60-66» — лишь первый шаг в совершенствовании системы налогообложения нефтянки и необходимо двигаться дальше. Аналитики Fitch считают, что существующая система не дает устойчивой базы для разведки и разработки новых месторождений, многие из которых расположены в отдаленных районах с суровыми климатическими условиями и требуют больших инвестиций. Необходимо менять налогообложение так, чтобы привязать его к финансовому резуль тату работы компаний. Такого же мнения придерживается руководитель международной налоговой практики нефтегазового сектора компании Ernst & Young Алексей Кондрашов. «Разумный, просчитанный НДПИ плюс рентный налог на финансовый результат — налоговая система, которая может открыть нам доступ к запасам Арктики и Черного моря. Иначе все договоренности останутся только на бумаге. И надо постепенно отменять экспортную пошлину на нефть — году к 2020-му это, наверное, возможно», — сказал он в интервью «Коммерсанту».

Замминистра Сергей Шаталов даже признал недавно, что «в идеале экспортной пошлины не должно быть» и ее «когданибудь» в России не будет. Это светлое время наступит, по его словам, не раньше 2020 года. Впрочем, возможно, что механизм налогообложения полученного дохода будет внедрен и раньше, но только для новых месторождений. «Проблема новых месторождений не в том, что они новые, а в том, что они находятся, как правило, там, где нет инфраструктуры, где совсем другой уровень капитальных затрат на разработку», — отметил замглавы Минэкономразвития Станислав Воскресенский. В этом ведомстве считают, что по новым проектам «можно было бы попробовать ту систему налогообложения, о которой давно говорят эксперты», и ввести налог на добавленный доход. Господин Воскресенский сообщил, что деятельность по проработке этого вопроса уже ведется.

Пока какой-то конкретной информации на этот счет нет. Зато в Минэнерго уже сообщили, что, скорее всего, придется корректировать систему «60-66» в ручном режиме. Вероятно, это коснется 90%-ной пошлины на бензин, которая с самого начала рассматривалась как временная мера. Однако ее снижение или отмена может быть увязана с какими-то другими мерами по обеспечению внутреннего рынка топливом. Пока же чиновники спорят о том, стоит ли снижать и диверсифицировать акцизы на бензин. И если стоит, то как это сделать, например, исходя из экологического класса топлива или какого-то иного параметра. Так что трансформации продолжаются.

* Необлагаемый налогом на добычу полезных ископаемых минимум на настоящий момент — $182,5 за тонну.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ