Работа на упреждение

Работа на упреждение

















Участники II Экологической конференции «Газпром нефти» обсудили изменения в природоохранном законодательстве.

Текст: Ирина Ерлинекова

10 ноября 2011 года в Женеве рабочая группа по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО) одобрила полный пакет документов, регулирующих вступление нашей страны в ВТО. Теперь материалы будут рассмотрены на министерской конференции стран-участниц, которая и направит России официальное приглашение присоединиться к организации. Впрочем, это уже дело техники — решение принято. Вопрос о том, чем грозит стране присоединение к ВТО, в России обсуждается не один год, причем разговор ведется не только на профессиональном языке, но и с позиций популизма, с использованием поистине экстремальных прогнозов о полном разрушении отечественной экономики или наступлении ее золотого века. Понятно, что ни катастроф, ни золотого века не будет, однако ясно и то, что коррекция экономических механизмов неизбежна. Затронет эта коррекция и правовые основы российского бизнеса, процесс этот уже идет: отечественное законодательство по многим направлениям деятельности синхронизируется, в первую очередь, с европейским. Меняется и правовое поле в сфере охраны окружающей среды.

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ

Став членом ВТО, России предстоит подписать Орхусскую конвенцию — соглашение об ответственности государств перед обществом, о гласности, об обязанности государств предоставлять доступ ко всей относящейся к делу информации и сотрудничать с общественностью и общественными организациями как с равноправным партнером. При этом конвенция непосредственно увязывает проблему права на благоприятную окружающую среду с проблематикой основных прав человека и взаимоотношений между государством и обществом.

Такой подход требует значительного изменения законодательной оболочки в сфере экологии — соответствующий пакет законопроектов сейчас разрабатывает Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Изменения касаются системы нормирования экологического стимулирования в области охраны окружающей среды, защиты морей от нефтяных загрязнений, обращения с отходами, повышения эффективности экологического аудита, мониторинга и контроля. Изменения будут вноситься не только в законы, но и в 37 нормативноправовых актов в сфере экологии и охраны окружающей среды. Пакет законопроектов, направленных на изменение природоохранного законодательства, можно разделить на несколько направлений: формирование системы стимулирования природоохранной деятельности, повышение эффективности системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, создание эффективной системы государственного экологического контроля, внедрение системы наилучших доступных технологий, ликвидация исторически накопленного экологического ущерба.

Предполагается, что новые законы станут стимулом для перехода российского бизнеса на современные природоохранные и ресурсосберегающие технологии. Насколько эти ожидания оправдаются — неясно, но экологи «Газпром нефти» обязаны работать на упреждение, и обсуждение грядущих изменений и оценка основных рисков, связанных с правовой корректировкой, стали основной целью проведения II Экологической конференции компании.

СТИМУЛЫ ДЛЯ НЕФТЯНКИ

В качестве главного стимула, подталкивающего бизнес к изменениям, как это чаще всего бывает, выбран «метод наказания рублем» — госорганами подготовлен ряд законопроектов, предусматривающих ужесточение финансовых санкций за нарушения природоохранного законодательства. По оценке специалистов Управления экологической безопасности Департамента производственной безопасности «Газпром нефти», с вступлением в силу «Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» штрафные санкции за негативное воздействие возросли в 12,4 раза.

Для минимизации эколого-экономических рисков в компании разработаны программы, направленные на сокращение объемов исторически накопленных отходов, рекультивацию шламовых амбаров (ША), нефтезагрязненных земель (НЗЗ), переработки вновь образующихся отходов. С 2009 года восстановлено уже более 150 гектаров земель, утилизировано 360 тыс. тонн отходов. А до 2015 года на реабилитацию механически нарушенных территорий, нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров планируется направить около 3 млрд рублей.

Еще одна глобальная экологоэкономическая угроза — ситуация с утилизацией попутного нефтяного газа (ПНГ). С января 2012 года вступает в силу постановление правительства № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», в рамках которого плата за выбросы загрязняющих веществ при сжигании ПНГ возрастет в 4,5–6 раз. Однако это не предел. В Госдуме находится проект правительственного постановления, разработанного Минприроды, о принятии повышающего коэффициента за сверхлимитное сжигание ПНГ, равного 100, по которому выбросы загрязняющих веществ от сжигания ПНГ свыше 5% от объема добытого попутного газа будут учитываться как сверхлимитные. Если в настоящее время «Газпром нефть» платит за выбросы попутного газа 6 млн рублей, то в случае принятия нормативного акта в 2016 году плата за сжигание ПНГ при тех же объемах составит примерно 69 млрд рублей. Сумма совершенно запредельная, но пока не являющаяся прогнозной, — благодаря реализации проектов по повышению уровня утилизации попутного газа в компании сверхлимитных объемов выбросов от сжигания ПНГ станет гораздо меньше. Но в любом случае стимул разрабатывается очень жесткий, поэтому сейчас нефтяные компании активно обсуждают с Минэнерго и Минприроды ситуацию, настаивая на использовании дифференцированного подхода при применении санкций к различным активам, в зависимости от их степени разработки, удаленности и т.д., и ставя под сомнение экономическую целе сообразность такого резкого ужесто чения законодательства.

РЕЖИМ ДИАЛОГА

Ужесточение санкций, конечно, не основная цель изменения законодательства. Например, вступивший в силу в ноябре нынешнего года федеральный закон № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» значительно упрощает для предприятий процедуру лицензирования и снижает административные барьеры при оформлении лицензий, а также дает возможность для существенного расширения географии деятельности в области обращения с отходами. В то же время новый закон несет риск увеличения количества проверок со стороны контролирующих органов. Согласно ФЗ-99 в отношении лицензиата лицензирующим органом могут проводиться документарные, плановые, внеплановые выездные проверки, причем согласования прокуратуры для этого уже не требуется. Впрочем, чиновники обещают, что «объем контроля» не вырастет. По словам главного специалиста — эксперта Управления экологического контроля Росприроднадзора Михаила Оводкова, цель закона — в строгой регламентации возможности проведения лицензионного контроля: «ФЗ-99 очень четко определяет основания для проведения документарных, плановых и внеплановых проверок. А там, где есть порядок осуществления конкретных процедур, можно четко прогнозировать количество проверок, поэтому говорить об увеличении их количества не вполне верно».

Экологические конференции «Газпром нефти» — яркий пример того, что между бизнесом и властью нет непримиримого противостояния, здесь идет открытый диалог, позволяющий нефтяникам понять, чего им ждать от государственных нововведений, а чиновникам разобраться в реально существующей ситуации. Вообще, взаимодействие с госорганами — одно из важнейших направлений политики компании, в том числе в сфере защиты окружающей среды. Специалисты Управления экологической безопасности участвуют в рабочих группах Федерального собрания и общественных организаций, сами выступают инициаторами внесения изменений в действующие нормативные акты. Например, недавно разработана законодательная инициатива по изменению природоохранного законодательства РФ в части, касающейся классификации добываемой совместно с углеводородным сырьем пластовой минерализованной (подтоварной) воды. Примечательно, что пока для «Газпром нефти» эта тема не актуальна, но в случае возникновения претензий государственных органов плата за размещение подтоварных вод в подземных горизонтах, учитывая существующие объемы закачки, составит несколько сотен миллионов рублей.

НЕ ТОЛЬКО ТЕОРИЯ

Параллельно с теорией компания работает и над практической стороной решения экологических проблем. В нынешнем году разработана Стратегическая корпоративная программа по рекультивации нефтезагрязненных земель, шламовых амбаров и переработке нефтесодержащих отходов на 2011–2013 годы, выполняются научно-исследовательские работы по разработке новых технологических решений рекультивации НЗЗ и ША, проведены всесторонние экологические обследования территорий складов горюче-смазочных материалов «военных» филиалов «Газпромнефть-Аэро». Активная работа проводится и на нефтеперерабатывающих заводах компании: выполняются инженерно-экологические изыскания на Омском НПЗ, а также комплексное экологическое обследование территории и производственных объектов Московского НПЗ. Аналогичное обследование в 2012 году планируется провести и на Омском НПЗ. Одним из результатов работы в области обеспечения экологической безопасности стала разработка программы реабилитации нефтезагрязненных территорий МНПЗ. Ее реализация позволит исключить эколого-экономические риски, связанные с историческим наследием производственной деятельности предприятия.

«Газпром нефть» продолжает выстраивать свою производственную деятельность на основе концепции устойчивого развития, главным принципом которой является сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, — отметил начальник департамента промышленной безопасности «Газпром нефти» Олег Николаенко. — Внедрение природо- и ресурсосберегающих технологий, выполнение комплексных природоохранных программ является одной из стратегических задач компании, направленных на постоянное и планомерное уменьшение влияния производства на окружающую среду, в связи с чем в целом предприятия компании готовы к новым законодательным инициативам».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ