Ульяновский стандарт

Ульяновский стандарт

Открытие центра подготовки специалистов «Газпромнефть-Аэро».

Текст: Наталия Пахомова

«Газпромнефть-Аэро» восполняет пробелы в отечественной системе подготовки специалистов авиатопливообеспечения.

Трудные времена для авиа перевозчиков остались позади — после кризисного 2009 года рынок авиаперевозок растет в среднем на 25% в год. Правда, количество аэропортов в России, по данным Федеральной антимонопольной службы, за последние 20 лет сократилось в четыре раза, однако и здесь ситуация должна измениться. По оценке той же ФАС, объемы авиаперевозок к 2020 году предполагается повысить в четыре-пять раз, а число действующих аэропортов удвоить. При этом обновление парка операторами российского рынка авиаперевозок повышает требоющего работать в их рамках. Учитывая то, что «Газпромнефть-Аэро» является членом Международной ассоциации авиационного транспорта — IATA, этот вопрос для сбытовой «дочки» «Газпром нефти» более чем актуален: уровень стандартной подготовки в российских учебных заведениях, отвечающий требованиям федеральных авиационных правил, для компании недостаточен. Выход был найден в создании собственного обучающего проекта — на базе Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА).

КАДРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

УВАУ ГА — старейшее в России учебное заведение по подготовке летного состава для гражданской авиации; оно ведет свою историю с 1935 года. По мнению специалистов «Газпромнефть-Аэро», помимо славных традиций это учебное заведение располагает всей необходимой материальнотехнической базой и квалифицированным преподавательским составом для осуществления образовательного процесса на самом высоком уровне.

Соглашение о сотрудничестве в области подготовки специалистов сферы авиатопливообеспечения (АТО) «ГазпромнефтьАэро» и УВАУ ГА заключили в апреле 2011 года в рамках Международного авиатранспортного форума в Ульяновске. Документ подписали генеральный директор дочернего предприятия «Газпром нефти» Владимир Егоров и ректор авиационного училища Сергей Краснов.

Договор заключен на пять лет и помимо развития образовательных программ и подготовки квалифицированных кадров в области авиатопливообеспечения предусматривает проведение маркетинговых исследований рынка образовательных услуг в сфере подготовки и повышения квалификации специалистов отрасли. «Газпромнефть-Аэро» будет систематически направлять своих сотрудников в УВАУ ГА для прохождения профессиональной подготовки и повышения квалификации, в свою очередь финансируя эти программы и выделяя училищу ежегодные денежные гранты. «К сожалению, в настоящее время действительно наблюдается дефицит технических специалистов в области гражданской авиации, и наша программа как раз и направлена на решение этой проблемы, — отметил Владимир Егоров. — Как компания, занимающая лидирующие позиции на российском рынке авиатопливообеспечения, мы крайне заинтересованы в том, чтобы способствовать становлению и постоянному профессиональному развитию квалифицированных технических специалистов».

ПЕРВЫЙ ВЫПУСК

Торжественное открытие учебного центра в Ульяновске состоялось 10 октября нынешнего года. Учебный план предусматривает обучение в 2011 году более 100 специалистов из филиалов и дочерних предприятий «Газпромнефть-Аэро» по трем профессиям: авиатехник по ГСМ, начальник склада и начальник смены. Все программы обучения разрабатывались в сотрудничестве преподавателей УВАУ ГА и экспертов «Газпромнефть-Аэро», и все прошли процедуру утверждения в федеральном агентстве воздушного транспорта Росавиация.

Первыми прослушали теоретический курс и сдали экзамены по программе подготовки и повышения квалификации 22 авиатехника по горюче-смазочным материалам. В программу обучения вошли такие темы, как «Средства заправки воздушных судов ГСМ и специальными жидкостями», «Устройство и эксплуатация объектов авиатопливообеспечения», «Химмотология* авиаГСМ», «Учет и отчетность на складе ГСМ АТО». Для проведения практических занятий «Газпромнефть-Аэро» оборудовала аудитории училища и даже приобрела действующий авиатопливозаправщик для моделирования рабочего процесса в учебных условиях.

«Полученные на занятиях знания будут полезны авиатехникам в практической работе — ведь мы узнали много нового о системе контроля качества топлива, инновациях в техническом оборудовании ТЗК. Также важно было понять особенности учета и ведения отчетности на складах ГСМ», — поделилась впечатлениями с корреспондентом СН выпускница курса и единственная девушка в группе Ольга Прищепа.

«Профессиональные навыки, приобретенные на курсах, позволяют специалистам работать в аэропортах международного класса, которые являются в большинстве своем зонами постоянного присутствия компании», — заверила первый заместитель генерального директора «Газпромнефть-Аэро» Ирина Дайнеко.

МЕСТО В СИСТЕМЕ

Когда верстался номер, обучение завершили слушатели курса повышения квалификации по профессии начальник смены, а до конца года учебный центр проведет подготовку кадров по профессии начальник склада.

Срок подготовки сейчас составляет 102 учебных часа — это три недели с отрывом от производства. Однако не исключено, что в будущем появится возможность проведения дистанционного обучения, разумеется, без потери качества преподавательского материала. «После того как мы проведем обучение первых очных групп по трем основным профессиям, можно будет говорить о проработке и доработке существующих на данный момент программ, в том числе о курсах дистанционного обучения, что особенно актуально для „Газпромнефть-Аэро“, имеющей обширную географию бизнес-присутствия, — рассказала руководитель рабочей группы „Газпромнефть-Аэро“ Яна Жиембетова. — Также в 2012 году планируется расширение списка профессий и рассматривается возможность создания полноценного факультета по подготовке технических специалистов в области АТО».

Достаточно обширны и задачи на следующий год с точки зрения материальной базы курсов. В 2012 году «Газпромнефть-Аэро» планирует направить средства на ремонт новых учебных помещений, приобретение необходимой для образовательного процесса компьютерной техники, издание учебно-методических пособий по образовательным программам в области авиатопливообеспечения. В компании уверены, что все вложения окупятся, ведь ульяновский проект — значимая составляющая создающейся сегодня комплексной системы управления человеческими ресурсами. А важность пресловутого человеческого фактора в авиации осознают лучше, чем где бы то ни было.

* Химмотология — наука об эксплуатационных свойствах, качестве и рациональном применении в технике топлив, масел, смазок и специальных жидкостей

ВЛАДИМИР ЕГОРОВ,
Генеральный директор
«Газпромнефть-Аэро»
Один из важнейших принципов авиатопливного бизнеса — строжайшее соблюдение стандартов качества как в рамках всех технологических процессов авиатопливообеспечения, так и в сфере контроля качества топлива для обеспечения безопасности гражданской авиации. «Газпромнефть-Аэро» в своей деятельности ориентируется не только на российские стандарты в области гражданской авиации, но и следует гораздо более жестким требованиям IATA. Уверен, что обучение наших специалистов по самым прогрессивным методикам и на качественном оборудовании позволит и в будущем не беспокоиться о соответствии международным требованиям. Мы сделали первый шаг для восполнения дефицита специалистов авиатопливообеспечения в России — важно, что нашу инициативу поддержало и руководство Росавиации.