Без барьеров

Второй Корпоративный Форум «Газпром нефти».















Фото: Евгений Уваров

В «Газпром нефти» прошел второй Корпоративный Форум.

Текст: Сергей Орлов

КОММУНИКАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Перед проведением первого Корпоративного Форума в декабре прошлого года скептиков было едва ли не больше, чем людей, поверивших в идею. «Популизм», «демагогия», «показуха» — каких только определений предстоящему общекорпоративному съезду не давали. Первый форум прошел вполне успешно, полные и откровенные ответы на свои вопросы получили все их задававшие — и скептиков заметно поубавилось. Их стало еще меньше, когда информация о проблемах, полученная руководством компании от делегатов, после обсуждения руководством компании стала влиять на принятие управленческих решений. К началу активной подготовки второго форума изменение отношения к такому формату коммуникации было видно уже невооруженным взглядом. Изменения произошли прежде всего в восприятии сотрудниками своей роли в диалоге с руководством — от молчаливого наблюдателя к роли собеседника. Ожила рубрика «Вопросы руководству» на корпоративном интранет-портале, который, кстати, стал востребованной площадкой общения сотрудников компании — как профессионального, так и неслужебного. На многих предприятиях получила активное развитие практика проведения «каскадных брифингов», позволяющая эффективно доносить важнейшую общекорпоративную информацию до работников «дочек». А для того чтобы задать вопросы к форуму, люди использовали абсолютно все доступные каналы: тот же портал, электронную почту, в том числе личную, специальные ящики, установленные на предприятиях. «Форум — это элемент создаваемой нами современной системы внутренних коммуникаций, главный принцип которой — дорога с двусторонним движением, свободная циркуляция информации по горизонтали и вертикали, возможность для каждого получить информацию и быть услышанным, — отметил заместитель генерального директора „Газпром нефти“ по корпоративным коммуникациям Александр Дыбаль. — Лучшие мировые практики говорят о том, что эффективное управление компанией невозможно без вовлечения сотрудников, а их участие в делах компании, в свою очередь, невозможно без эффективной системы коммуникаций. В этой системе много элементов, но такая площадка, как форум, занимает в ней особое место, потому что обеспечивает участие представителей всех предприятий и групп сотрудников, позволяет получать информацию из первых рук, дает возможность на высшем уровне компании поставить и обсудить любую проблему — все, что происходит на форуме. Это как в прямом эфире — здесь и сейчас, вырезать что-то или подклеить потом не получится. Это полезнейший инструмент не только для сотрудников, но и для менеджеров, которые за счет обратной связи могут сверить свой курс с мнением компании, выделить приоритеты в своей деятельности».

Эффективность Корпоративного Форума заложена уже в процессе подготовки к нему. Сбор вопросов длится два месяца, что дает возможность очертить круг самой актуальной проблематики. Эффективность достигается и за счет четкого, «по науке» определенного баланса участников с точки зрения их положения в компании, — чтобы распространение информации, озвученной на форуме, было как можно шире, делегации формируются из представителей всех уровней менеджмента, ИТР, специалистов, как молодых, так и не очень.

ГОТОВНОСТЬ К ДИАЛОГУ

Корпоративный Форум «Газпром нефти» проводился в том же зале, что и расширенное заседание правления днем раньше. Однако узнать помещение можно было разве что по плакатам с целями «Стратегии-2020» на стене — декорации поменялись кардинально. В первую очередь за счет заметно уплотненной «зоны рассадки» — форум собрал 350 делегатов из всех предприятий компании, работающих во всех регионах. «Вчера у нас прошло расширенное заседание правления, мы подвели итоги первого полугодия, которые оцениваем как вполне достойные. Сегодня коллектив представлен гораздо более широко, и мы можем донести до вас напрямую интересующую информацию», — логически связал два ключевых для компании события первый заместитель генерального директора «Газпром нефти» Вадим Яковлев. При этом он заверил, что руководство компании «абсолютно готово к открытому диалогу», и объяснил почему: «Существует стереотип, что руководство не любит острых вопросов, — это абсолютно не так, потому что информация о проблемах так или иначе в конце концов до нас доходит, и лучше, если мы о них узнаем раньше, нежели тогда, когда они примут более серьезную форму».

Открытость предстоящего диалога подтвердила ставшая традиционной процедура избавления от галстуков, вызвавшая в зале веселое оживление. В качестве «материализатора» информации о проблемах ведущий представил участникам форума прозрачный ящик для записок. Впрочем, вопросов, поступивших организаторам форума, заранее хватило бы на десяток таких мероприятий — их было около 300, а Блок корпоративных коммуникаций предыдущие две недели работал как большая «приемная депутатов». Несмотря на это, прозрачный ящик в зале заполнялся также достаточно активно. Но начался диалог с обсуждения, пожалуй, самого актуального на сегодня для компании вопроса — переезда Корпоративного центра «Газпром нефти» в Санкт-Петербург.

БЛИЖЕ К ОКНУ

Как сообщил участникам форума заместитель генерального директора «Газпром нефти» по организационным вопросам Виталий Баранов, из Москвы в Санкт-Петербург переезжают около 700 человек — внушительная цифра. Более того, больше половины сразу переезжают вместе с семьями. Эмоциональный сюжет НТВ о городе и переезде компании затронул многих: «Мне снова захотелось вернуться в Санкт-Петербург, несмотря на то что я часто там бываю, — что-то загорелось в груди», — растрогался Виталий Баранов. Впрочем, опасений и тревог, а значит и вопросов, переезд даже в такой замечательный город, как Санкт-Петербург, вызывает немало: компенсация переезда, размещение в офисе, устройство детей. Некоторые сотрудники «Газпром нефти» размышляют не только о бытовых, но даже о таких глобальных процессах, как влияние на перемещение штаб-квартиры возможного финансового кризиса, пока проявляющегося в нестабильности фондовых рынков.

А жители Ноябрьска уже сейчас думают о предстоящих командировках в Корпоративный центр — Санкт-Петербург хоть и столица, но только культурная, а не официальная, и сообщение с небольшими сибирскими городами отсюда только через Москву. Все топ-менеджеры компании рассказали делегатам форума и о своих питерских планах, поделились с участниками форума прошлым опытом переездов, поиска жилья, обустройства. Но, пожалуй, приз за лучший ответ на вопрос о переезде Корпоративного центра, если бы такой конкурс проводился, получил бы замгендиректора по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер. «Мы международная компания, СанктПетербург — это окно в Европу, а мы — поближе к окну», — рассказал он о причинах, определивших выбор нового места дислокации штаб-квартиры «Газпром нефти». Но конкурса на лучший ответ не проводилось. А вот лучшие вопросы определялись во время основной части форума — «Открытой трибуны».

ПРИЗ ЗА СМЕЛОСТЬ

Второй Корпоративный Форум по формату несколько отличался от первого. Гораздо меньше времени, чем в декабре прошлого года, было отведено под презентации — выступления руководителей. Разумеется, не случайно, и не потому, что руководителям нечего было презентовать. Просто за счет такого подхода гораздо больше времени осталось для открытого диалога — как ответов на поступившие заранее вопросы, так и общения глаза в глаза. Именно в этом, по оценке организаторов форума, и заложена его основная ценность. А спектр этих вопросов был просто широчайшим: ход реализации крупных проектов и индексация зарплаты на МНПЗ, причины роста цен на топливо и возможность сделать карьеру в «Газпром нефти» иностранцам, борьба за стабилизацию базовой добычи на Ямале и корпоративные ипотечные программы*. Вадим Яковлев не лукавил в своем вступительном слове: запретных вопросов не было, ответ был дан на каждый. Вопрос Ольги Черноруковой из «Муравленковскнефти» о планах компании по разработке программы продвижения женщин на руководящие должности был признан самым интересным, а просьба советника генерального директора «Газпром нефти» Ивана Матлашова к топ-менеджерам оценить уровень своей доступности и открытости для сотрудников — самым острым и смелым.

Искренен был первый заместитель генерального директора компании и говоря о практической ценности для руководства такого формата общения. Многие из предложений, полученных руководителями компании на форумах, становятся руководством к действию. Это видно на примерах не только первого, но уже и второго форума. В частности, уже запущен проект организации туров по предприятиям для сотрудников компании. Исходя из опыта проведения первых двух форумов планируется несколько изменить и состав делегаций — будет расширена квота на участие рабочих и инженерно-технических работников. Результаты анкетирования участников форума показали, что такой формат общения полностью устраивает практически всех. Сомнений в том, что традиция проведения самих корпоративных форумов плотно входит в жизнь «Газпром нефти», становится важной и неотъемлемой частью корпоративной культуры компании, уже не возникает. Поменяется лишь место сбора делегатов: следующий Корпоративный Форум пройдет в СанктПетербурге.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ