Гидропрорыв

Строительство комплекса гидрооблагораживания моторных топлив на Омском НПЗ.



В основе омских установок лежат базовые проекты французской Axens (гидроочистка бензинов) и англо-американской UOP (гидроочистка дизельного топлива)

Проект строительства комплекса гидрооблагораживания реализуется в рекордно короткие сроки

На Омском НПЗ завершается строительство комплекса гидрооблагораживания моторных топлив.

Текст: Вячеслав Фролов

Строительство комплекса установок гидроочистки бензина каталитического крекинга и дизельного топлива на ОНПЗ ведется в рамках реализации так называемой «программы качества», направленной на выполнение требований российского Технического регламента*, ставящего серьезные ограничения по содержанию серы в товарных бензинах и дизельном топливе. Реализуется проект общей стоимостью 16 млрд рублей в рекордно сжатые сроки. Строительные работы начались весной 2010 года — в начале марта на площадке был заложен первый символический камень, а к 2012 году технологические установки уже должны быть готовы к началу производства продукции. Мощность комплекса определялась исходя из потребности предприятия в гидроочистке прямогонного дизельного топлива, легкого газойля установок каталитического крекинга 43–103 и КТ‑1, легкого газойля и бензина установки коксования, а также гидроочистки бензина установок каталитического крекинга 43–103 и КТ‑1. В соответствии с базовыми проектами компаний Axens (Франция) и UOP (США и Великобритания) производительность установок — 1,2 млн тонн в год бензинов и 3 млн тонн дизельного топлива стандартов «Евро‑4» и «Евро‑5».

АКТУАЛЬНАЯ ГИДРООЧИСТКА

Гидроочистка — это процесс каталитического удаления серы из нефтяных фракций под воздействием водорода при высоком давлении и температуре. В мировой нефтепереработке — это наиболее распространенный процесс, так как позволяет решать важнейшую задачу снижения содержания сернистых соединений в товарных нефтепродуктах. Сегодня, когда снижение качества нефти, поступающей на нефтеперерабатывающие заводы, на фоне ужесточения экологических требований к топливам стало едва ли не основной тенденцией нефтепереработки, применение процесса гидроочистки приобретает все большее значение.

В производстве бензинов среди компонентов смешения основным источником серы является бензин каталитического крекинга — до 70% от общего содержания серы в товарном продукте. Принимая решение об использовании обессеривания бензиновых фракций каталитического крекинга на Омском НПЗ вместе с основной целью — приведением показателя содержания серы в товарном бензине до значения 10 ppm, ставилась и еще одна важная задача — максимально сохранить октановые характеристики сырья. А поскольку октановые характеристики таких бензинов зависят в том числе и от наличия олефиновых углеводородов, важно было обеспечить минимальное снижение уровня их содержания.

Исходя из этого была выбрана технология Prime G+ французской фирмы Axens. В технологическую схему процесса включены три основные секции: селективного гидрирования, разделения бензинов на легкую и тяжелую фракции, а также селективного гидрообессеривания. До настоящего момента в России подобные установки в эксплуатацию не вводились, а вот на Мозырском НПЗ в Белоруссии, одним из основных акционеров которого является «Славнефть», аналогичный процесс успешно применяется. Что касается гидроочистки дизельного топлива, то на Омском заводе «Газпром нефти» этот процесс используется и сейчас, однако имеющихся мощностей недостаточно для производства всего необходимого объема экологически чистого дизеля.

Технологическая схема процесса гидроочистки дизельных топлив для ОНПЗ разработана на основании базового проекта компании UOP по технологии Union Fining. В ее основе процесс, проходящий в стационарном слое высокоэффективных катализаторов, разработанных альянсом компаний UOP и Albemarle Catalysts. Плотная загрузка таких катализаторов гидроочистки необходима для получения дизельного топлива с содержанием серы до 10 ррм. Применение процесса гидроочистки при высоком давлении позволит перерабатывать сырье с тем же составом (прямогонное дизтопливо и легкий газойль), что и на действующих установках гидроочистки, и выпускать дизельное топливо стандарта «Евро‑5» без использования присадок для увеличения цетанового числа. Конфигурация установки обеспечивает ведение гидроочистки по двум независимым параллельным потокам сырья, что позволяет проводить ремонтные работы без остановки всей мощности.

КОМПЛЕКСНЫЕ ПЛЮСЫ

Две разные установки гидроочистки — бензина и дизельного топлива — объединены в комплекс, разумеется, не случайно. Объединены их тепловые потоки (пароснабжения), обеспечена эффективная утилизация вторичной тепловой энергии процессов обеих установок — а значит, энергопотребление значительно снижается.

В качестве технологического топлива используется очищенный углеводородный газ собственной выработки, и его избыток с действующих установок гидроочистки направляется в топливную сеть низкого давления установок нового комплекса, что позволяет исключить сброс углеводородного газа в факельную сеть предприятия. Кроме того, эффект от расположения объектов нового комплекса рядом с действующими установками гидроочистки Л‑24/6, Л‑24/7 и Л‑24/9 усиливается возможностью совместного использования общих для этих процессов межцеховых коммуникаций. Построенный же локальный блок оборотного водоснабжения (БОВ) будет обеспечивать оборотной водой все установки гидроочистки, что позволит существенно снизить нагрузку на существующую БОВ‑4 и станет очередным этапом реализации программы модернизации оборотного водоснабжения предприятия. А ввод в эксплуатацию нового резервуарного парка и сырьевой насосной обеспечит более надежную схему подачи сырья как на новую установку, так и на действующие гидроочистки дизельного топлива.

Установка короткоцикловой адсорбции водорода (КЦА) будет обеспечивать новый комплекс гидроочистки водородом высокого качества и позволит более рационально использовать «отдувочный» водород с других установок, вести процесс гидрооблагораживания в более мягких температурных условиях и продлить срок эксплуатации катализаторной системы. Компактная установка КЦА предназначена прежде всего для строящейся установки гидроочистки бензинов каталитического крекинга (БКК), в работе которой в соответствии с лицензионным договором с компанией Axens должен использоваться водород со степенью чистоты 99,99%. Установка короткоцикловой адсорбции обеспечит требуемые параметры качества водорода и, кроме того, удовлетворит потребности в чистом водороде установки «Изомалк‑2» и, частично, установки гидроочистки дизельных топлив.

ИННОВАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Особое внимание при разработке проектов установок комплекса было уделено вопросам производственной и экологической безопасности. Установки оснащены современной автоматизированной системой управления технологическими процессами (АСУ ТП), отвечающей всем международным и российским требованиям безопасности и обеспечивающей в том числе защиту от несанкционированного вмешательства в ход технологического процесса. А с помощью имеющейся в составе системы противоаварийной защиты (ПАЗ) осуществляется контроль за опасными отклонениями параметров, определяющими взрыво- и пожароопасность производства.

Одно из новшеств — внедрение планшетных компьютеров во взрывозащитном исполнении, позволяющих оперативно-технологическому персоналу дистанционно контролировать работу оборудования в режиме реального времени — находясь на аппаратном дворе установки, что заметно повышает уровень безопасности и положительно сказывается на оперативности принятия решений.

В цепь энергоснабжения АСУ ТП включен источник бесперебойного питания, который обеспечивает работу оборудования ПАЗ в течение получаса после аварийного прекращения подачи электроэнергии извне. Этого времени вполне достаточно, чтобы безаварийно остановить производство или принять необходимые меры для восстановления электроснабжения.

БАЛАНС НАДЕЖНОСТИ

Ввод в эксплуатацию новых установок «Газпромнефть‑ОНПЗ» расширит производственные возможности предприятия, придаст им определенную гибкость. Перераспределение баланса между установками позволит без ущерба для производственной программы останавливать на ремонт давно эксплуатирующиеся мощности по гидроочистке (например, установки гидроочистки дизельного топлива Л‑24/6 и Л‑24/7 были пущены в 60‑е годы). При этом гарантии, полученные от лицензиаров — компаний Axens и UOP, — позволяют планировать длительный межремонтный пробег новых мощностей. Например, Axens гарантирует эксплуатацию установки гидроочистки бензина каталитического крекинга в течение четырех лет без перезагрузки катализатора (конечно, при соблюдении оговоренных в договоре условий эксплуатации). Такой же надежностью отличается и установка гидроочистки дизельных топлив: UOP в своем проекте применяет катализатор серии STARS известного в мире производителя — фирмы Albemarle Catalysts.

Технологии, использующиеся «Газпром нефтью» при модернизации НПЗ, полностью соответствуют стратегической цели компании — довести характеристики своих нефтеперарабатывающих заводов до уровня лучших мировых образцов. И пуск одного из крупнейших в России комплексов гидрооблагораживания, поэтапный ввод в эксплуатацию которого запланирован на начало 2012 года, — большой шаг в этом направлении.

* Технический регламент «О требованиях к авто- мобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»

Материал подготовлен при содействии Проектного офиса по комплексу гидроочисток и отдела технического сопровождения ПСД Управления проектной деятельности «Газпромнефть-ОНПЗ»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ