Равнение на юг

Равнение на юг

Создание сбытовой сети в Краснодарском крае.



Бывшие автозаправочные станции «Октан-Юга» уже переводятся под бренд «Газпромнефть»

Топливо для автозаправочных станций «Газпром нефти» в ЮФО планируется поставлять с Астраханского газоперерабатывающего завода «Газпрома»

Каждый третий житель Краснодара имеет автомобиль

Фото: Фотобанк Лори

В сентябре к числу регионов присутствия розничной сбытовой сети «Газпром нефти» добавился 25-й: компания закрыла сделку по приобретению 21-й автозаправочной станции и нефтебазы в российской здравнице — Краснодарском крае. Эта покупка стала первым шагом на пути к достижению цели, заложенной в сбытовую стратегию «Газпром нефти»: 10% розничного рынка Южного федерального округа к 2020 году.

Текст: Ольга Сафина

Краснодарский край — третий по численности населения российский регион после Москвы и Московской области: на Кубани сегодня проживают более 5 млн человек при плотности населения 68 человек на 1 кв. км. Для сравнения: в традиционном регионе присутствия «Газпром нефти» — Сибирском федеральном округе — этот показатель в 17 раз ниже. В столице края — Краснодаре, каждый третий житель имеет автомобиль; город занимает пятое место в России по количеству легковых машин на тысячу человек: 350 при среднем показателе по России 213. Движение в этот регион было определено в сбытовой стратегии «Газпром нефти», утвержденной в 2010 году, как одно из приоритетных направлений развития розничной сети компании. «В рамках программы развития сети АЗС „Газпромнефть“ перед нами стояла стратегическая задача — обозначить присутствие компании на юге России. И Краснодарский край был выбран отправной точкой в этой работе как очень перспективный, экономически и инфраструктурно развитый регион с высоким инвестиционным потенциалом», — пояснил начальник департамента развития бизнеса дирекции региональных продаж «Газпром нефти» Виталий Ползик. Для работы на новом рынке компания в апреле 2011 года создала дочернее предприятие — «Газпромнефть-Юг».

РЫНОЧНЫЙ ПЛЮС

Рынок Краснодарского края сегодня — один из рекордсменов среди российских регионов по количеству независимых игроков топливного ретейла: на их долю приходится 63% рынка (585 АЗС). Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) также наращивают здесь свое присутствие: 187 станций принадлежит «Роснефти», владеющей Туапсинским НПЗ, 87 АЗС — ЛУКОЙЛу, еще 26 — ТНК-BP. «Газпром нефть», до недавних пор не присутствовавшая в Краснодарском крае, вошла в регион за счет покупки частной сети «Октан-Юг».

При формировании программы развития присутствия в новом регионе нельзя было не учитывать важный нюанс: здесь уже есть розничная сеть заправочных станций под брендом «Газпром», которой управляет компания «Газэнергосеть». В Краснодарском крае таких станций порядка 20. Визуально два бренда очень похожи, и этот момент нашел отражение в стратегии позиционирования сети «Газпромнефть» на новом рынке. «Наша задача — выйти в премиальный сегмент. Приобретенные станции по максимуму модернизируем, на новых участках — сейчас это приоритет — будем сразу строить станции премиум-формата», — уточнил Виталий Ползик. «Преимущество сети АЗС „Газпромнефть“ — в единстве форматов, унифицированных процессах и единой маркетинговой политике», — добавил генеральный директор «Газпромнефть-Юга» Владимир Рид.

Впрочем, это является общим конкурентным преимуществом ВИНКов над независимыми игроками краснодарского топливного рынка — они традиционно уделяют гораздо больше внимания стандартам качества и уровню обслуживания клиентов. Хотя в целом, говорит начальник управления развития розничной сети и нефтебазового хозяйства «Газпром нефти» Дмитрий Сорокин, у автомобилистов Кубани нет ярко выраженных приоритетов: «Нельзя сказать, что рынок четко сегментирован с точки зрения потребительской лояльности: для автомобилистов Краснодарского края основным критерием при выборе АЗС является соотношение цены и качества, они легко меняют свои предпочтения». Для нового игрока рынка это несомненный плюс: у «Газпром нефти», которая заявляет высокие стандарты обслуживания и сервиса, гарантирует качество топлива, внедряет во всех регионах присутствия розничной сети клиентские программы, есть максимум возможностей для того, чтобы сформировать лояльный круг потребителей в Краснодарском крае.

БАЗА ДЛЯ РОСТА

21 АЗС и нефтебаза с объемом резервуарного парка в 4 тыс. тонн — активы, которые компания приобрела в Краснодарском крае в сентябре этого года. «При выборе подходящей для покупки сети мы ориентировались в первую очередь на такие базовые критерии, как расположение станций на карте области и форматы существующих АЗС. Для минимизации затрат на реконструкцию станций — которая в принципе неизбежна в любом случае, поскольку этого требуют высокие стандарты розничного бренда „Газпромнефть“ — нам необходимо было найти предложение, которое более-менее соответствовало бы нашим требованиям», — рассказал Дмитрий Сорокин. Решающим фактором при выборе стало территориальное расположение автозаправочных станций: девять из них находятся в самом Краснодаре, еще 12 — в крупных региональных центрах, таких как Геленджик, Кропоткин, Горячий ключ, Майкоп.

До конца года «Газпромнефть-Юг» планирует реализовать через свои АЗС более 10 тыс. тонн нефтепродуктов, развить корпоративную программу безналичных расчетов, которая стартовала в сентябре, а также начать мелкооптовые продажи топлив с приобретенной нефтебазы. Бывшие автозаправочные станции «Октан-Юг» сегодня уже переводятся под бренд «Газпромнефть». «Конечно, одной из первоочередных задач, стоящих перед нами, является реконструкция и модернизация станций, — сообщил Владимир Рид. — До конца этого года все АЗС сети будут функционировать во временном бренде — сейчас ведется монтаж и установка информационных стел, а в 2012 году работы по приведению автозаправочных комплексов к требованиям и стандартам бренда сети АЗС „Газпромнефть“ будут полностью завершены». Планируется, что к 2020 году сеть АЗС «Газпромнефть» в Краснодарском крае будет насчитывать уже 90 станций — к этому времени компания должна занять порядка 10% розничного рынка Кубани.

ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ

Краснодарский край рассматривается компанией как плацдарм для развития на юге России. «Приобретение сети АЗС в Краснодарском крае — это первый шаг в рамках выхода компании в новый регион — Южный федеральный округ, где в течение 10 лет „Газпром нефть“ планирует занять долю в 10% рынка, — отметил председатель правления „Газпром нефти“ Александр Дюков. — Расширение присутствия на региональных топливных рынках соответствует долгосрочной стратегии развития сети „Газпромнефть“, которая предполагает рост количества автозаправочных станций компании в России и странах СНГ до 2100 АЗС к 2020 году». Помимо Кубани в программу развития сети «Газпромнефть» на рынке Южного федерального округа входит еще пять регионов — Ростовская, Волгоградская, Воронежская и Астраханская области, а также Ставропольский край. Бензины и дизельное топливо для автозаправочных станций «Газпром нефти» в ЮФО планируется поставлять с Астраханского газоперерабатывающего завода, принадлежащего «Газпрому». Краснодарские станции «Газпром нефти» уже обеспечиваются топливом с этого завода. Для повышения эффективности работы на юге компании сформировали совместную стратегию по реализации на рынках округа светлых нефтепродуктов с Астраханского ГПЗ, объем производства которых на заводе сегодня составляет 1, 6 млн тонн. Ростовская область — второй после Краснодарского края регион в Южном федеральном округе с точки зрения перспектив развития розничной сети «Газпромнефть». В следующем году на этих двух рынках появятся еще около 65 станций компании.

Рассматриваются также варианты выхода в Ставропольский край. Третий этап — Астраханская и Волгоградская области, в эти регионы компания планирует выйти в 2014–2015 годах. По планам к 2015 году сеть АЗС «Газпромнефть» в Южном федеральном округе будет представлена 150 станциями, а в 2020-м будет достигнута стратегическая цель — 285 автозаправочных комплексов с общим объемом реализации более миллиона тонн нефтепродуктов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ