Премиум-конкуренция

Премиум-конкуренция

Тенденции развития российского рынка масел и смазочных материалов.

Презентация G-Energy в туринской дизайнстудии Giugiaro, по сути, открыла новую страницу в истории отечественного рынка производства масел



Запуск в производство новых высококачественных автомобильных и индустриальных масел позволил «Газпром нефти» заметно укрепить свои рыночные позиции

Правильная стратегия в период кризиса привела к тому, что российские масла стали востребованными у европейских автомобилистов

Российские потребители приобретают все больше высококачественных смазочных материалов, и «Газпром нефть» намерена выйти в лидеры премиум-сегмента.

Текст: Евгений Третьяков

Российский рынок масел переживает достаточно хорошие времена — спрос растет, причем потребители стремятся покупать все более качественные продукты. Неплохо обстоит дело и с экспортом — отечественные компании наращивают поставки за рубеж, пользуясь тем, что иностранные конкуренты сократили инвестиции в производство и объемы выпуска в период кризиса. Следующим испытанием для отечественных компаний станет освоение производства базовых масел высших категорий (второй и третьей), а также расширение премиальных линеек. У «Газпром нефти», активно инвестирующей в развитие масляного бизнеса, есть весьма неплохие шансы занять лидирующее место на отечественном рынке в премиум-сегменте.

СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ

Кризис 2008–2009 годов внес серьезнейшие коррективы во все экономические процессы всех стран мира. Компании и потребители стали более экономными, но и более разборчивыми одновременно. Сегодня заставить кого-либо переплачивать за тот или иной товар, не имеющий каких-то уникальных характеристик, — невозможно. Но при этом все прекрасно поняли, что дешево хорошо не бывает и качественный продукт работает гораздо дольше, что позволяет экономить деньги.

Российский рынок масел и смазок как нельзя лучше отражает эту тенденцию. В кризис уровень потребления и спроса значительно снизился, но затем с восстановлением экономики показатели стали восстанавливаться. Правда, как отмечают представители всех компаний — производителей масел, возрождается спрос уже в новой структуре: более высокими темпами растет потребление качественных продуктов, а обычные (гостовские) масла не демонстрируют такой же положительной динамики. Причин, повлиявших на изменение ситуации, несколько. Во-первых, продолжается активный рост авторынка. Парк обновляется во многом за счет новых современных авто, которые требуют масел соответствующего уровня. Во-вторых, несмотря на кризис, многие промышленные компании в России не остановили реализацию программ модернизации производств. Поэтому сейчас, закупив и смонтировав новое (зачастую импортное) оборудование, они ищут качественные смазочные материалы для поддержания его в хорошем состоянии.

КАЧЕСТВЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

Тенденцию смещения спроса в сторону более качественной продукции уловили все крупнейшие игроки российского рынка — «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», ТНК-ВР. В прошлом году они практически не увеличили объемы производства, но тем не менее заработали больше денег, предложив потребителям более качественные и дорогие продукты. Особо показателен пример «Газпром нефти», которая вывела на рынок семейство премиум-масел G-Energy, отвечающих высшим мировым стандартам, а также новые высококачественные индустриальные масла. В результате в 2010 году значительно изменилась структура продаж: на 29% увеличился объем реализации фасованных масел, на 31% вырос сегмент премиальной продукции. «Газпром нефть» в 2010 году сумела увеличить свою долю на российском рынке масел с 11 до 13%.

Лидером российского рынка масел по-прежнему остается ЛУКОЙЛ с объемом производства порядка 1,2 млн тонн в год, на втором месте — «Роснефть» с примерно 600 тыс. тонн, «Газпром нефть» замыкает тройку лидеров с показателем 460 тыс. тонн. Общий объем производства смазочных материалов в России составляет примерно 2,8 млн тонн в год. Из них около 60% поглощает внутренний рынок, а 40% идет на экспорт. Показательно, что рост поставок сейчас наблюдается не только в направлении государств постсоветского пространства, такая же тенденция прослеживается и в сегменте экспорта в дальнее зарубежье. Российские масла оказались неожиданно востребованными в Старом Свете.

КРИЗИС В ПОМОЩЬ

Российские компании удачно пользуются рыночной мировой конъюнктурой. В кризис многие зарубежные производители масел сократили объемы производства, снизили численность персонала, урезали инвестиции в технологическое развитие своих предприятий. Российский бизнес шел своим путем. Инвестиционные программы не замораживались, производства продолжали модернизироваться.

В частности, «Газпром нефть» вела строительство крупнейшего комплекса по смешению и фасовке масел в Омске, который планируется ввести в эксплуатацию в конце 2011 — начале 2012 года. Кроме того, в Омске было организовано производство современных гидравлических, компрессорных и редукторных масел. Чуть раньше, в 2009 году, на «низком» кризисном рынке «Газпром нефть» совершила крупнейшую сделку в истории российского масляного бизнеса, купив у Chevron высокотехнологичный завод по производству масел и смазок в итальянском городе Бари. Это позволило получить доступ к современным технологиям и европейскому рынку. Производство было успешно интегрировано в структуру компании, и именно оно стало базой для выпуска масел G-Energy.

Другие российские нефтяные компании также работали над улучшением качества своей продукции. И хотя в России до сих пор производятся только базовые масла низшей (самой простой) первой категории, а европейские производители давно сделали ставку на более совершенные масла второй и третьей групп, именно россияне оказались сегодня в выигрыше. Расчетливые зарубежные потребители посчитали, что нет смысла переплачивать за вторую и третью группу, поскольку масла первой группы оказались достаточно высокого качества.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Насколько долго сохранится такая благоприятная конъюнктура, сказать сложно. Очевидно, что потенциал расширения продаж за счет базовых масел первой группы будет скоро в основном исчерпан. Безусловный лидер «простого» сегмента отечественного рынка масел — ЛУКОЙЛ. Догнать его по объемам вряд ли кому-то удастся, однако в премиальном сегменте лидерство ЛУКОЙЛа, значительную долю производства которого составляют базовые масла, далеко не очевидно. В частности, по объему выпуска фасованной продукции показатели «Газпром нефти» даже несколько выше. Исходя из рыночной ситуации все компании заявили о намерении разработать и вывести на рынок новые премиум-продукты. Направление развития вполне понятное, однако сделать это исключительно на базе масел первой группы будет достаточно сложно.

«Газпром нефть» на данный момент имеет все шансы стать не только единственной компанией в России, осуществляющей весь процесс от переработки нефти до фасовки готовых масел, но и первым в стране производителем базовых масел второй и третьей категории. Соответствующие проекты уже запущены в Омске и Ярославле. Сроки их реализации — 2014–2015 годы. Эти проекты также не позволят догнать ЛУКОЙЛ по объемам производства, но сделают «Газпром нефть» настоящим лидером премиум-сегмента, что в целом соответствует стратегии развития бизнеса смазочных материалов.

«Мы стремимся стать компанией № 1 в России с точки зрения понимания потребителей, производства для них востребованных высокотехнологичных продуктов и обеспечения качественного сервиса, — пояснил генеральный директор компании „Газпромнефть — смазочные материалы“ Александр Трухан. — То есть мы стремимся быть лидерами в маркетинге, технологиях и сервисе».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ