TOTALный обмен

Соглашение между «Газпромнефть-Аэро» и Air Total International.

Текст: Ольга Сафина

В рамках Международного авиационнокосмического салона — МАКС-2011 «Газпромнефть-Аэро» и авиатопливное подразделение Total подписали соглашение о сетевом обеспечении авиатопливом.

Air Total International (ATI) входит в пятерку крупнейших поставщиков авиатоплива, ежегодно реализуя на мировом рынке порядка 10–11 млн тонн керосина. Сеть присутствия ATI сегодня — более 270 аэропортов в 70 странах мира. Все они в соответствии с подписанным между партнерами соглашением теперь открыты «дочке» «Газпром нефти». Для игроков российского авиатопливного рынка такой контракт — прецедент: до «Газпромнефть-Аэро» ни одна компания не имела подобных совместных проектов с зарубежными авиатопливными компаниями.

ЧАРТЕРНЫЙ ЗАДЕЛ

Переговоры между «Газпромнефть-Аэро» и Air Total начались летом 2009 года, но тогда речь шла только о совместных проектах, реализуемых под существующие программы рейсов крупнейшего клиента «Газпромнефть-Аэро» — авиакомпании «Трансаэро». Сотрудничество началось с обслуживания чартерных пассажирских перевозок, и первыми зарубежными точками присутствия компании в рамках партнерства с ATI стали аэропорты в Тунисе и Бангкоке. «Трансаэро» отлично вписывалась в такую схему работы: чартерные перевозки, крупные объемы, сезонные программы, — пояснил руководитель направления розничных продаж за рубежом «Газпромнефть-Аэро» Астемир Нагудов. — Однако со временем мы со специалистами ATI пришли к пониманию, что наши возможности гораздо шире, и, соответственно, начали проработку масштабного проекта по обмену сетями«. И тот факт, что одна из крупнейших в мире авиатопливных компаний выбрала своим партнером дочернее предприятие «Газпром нефти», является признанием российской компании как эффективного и надежного поставщика авиатопливных ресурсов, обладающего качественной инфраструктурой, подчеркивают в «Газпромнефть-Аэро». Возможность предлагать заправку авиатопливом «в крыло» воздушного судна за пределами РФ в большом количестве аэропортов по одному договору позволяет также претендовать на закрытый до этого сегмент разовых срочных рейсов, где маржинальная наценка в два—три раза выше сезонных полетных программ.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР

По оценкам специалистов, годовое потребление авиатоплива российскими компаниями за рубежом составляет порядка 1 млн тонн в год. В перспективе до 2015 года «Газпромнефть-Аэро» планирует занять около четверти этого сегмента, и совместный проект с ATI будет способствовать реализации этих амбициозных планов. «Соглашение с Air Total International позволяет „Газпромнефть-Аэро“ существенно расширить географию бизнеса компании и предоставить авиакомпаниям-партнерам комфортные условия работы в сотнях аэропортов в России и за рубежом по одному договору топливообеспечения, — отметил генеральный директор „Газпромнефть-Аэро“ Владимир Егоров. — Это серьезное преимущество, которое позволит нам и в дальнейшем сохранять лидирующие позиции на конкурентном рынке авиатопливообеспечения в России».

За счет соглашения с ATI «Газпромнефть-Аэро» не просто пополнила список зарубежных аэропортов присутствия, но и вышла в новые регионы — Африку, где раньше вела заправки чартерных рейсов российских авиакомпаний только в Тунисе и Египте, и на Ближний Восток. По словам Астемира Нагудова, одним из решающих факторов при выборе партнера для реализации проекта была именно география деятельности Air Total: «ATI является крупнейшим поставщиком в Европе и Африке, они присутствуют в регионах, которые интересны нам с точки зрения развития собственного бизнеса». И если в Европе основной объем рейсов российских авиакомпаний приходится на пассажирские перевозки, то, к примеру, в Африке, где Air Total имеет обширную сеть, покрывая своим ресурсом 85% потребностей региона в авиакеросине, дело обстоит иначе. Как объяснили специалисты «ГазпромнефтьАэро», миссии ООН в африканские страны довольно часто выполняются российскими авиакомпаниями: контракты с Организацией объединенных наций имеют, к примеру, UTair, обладающая одним из самых крупных в России вертолетных парков, «Вертикаль-Т», «ВИМАвиа», «Волга-Днепр», «Полет», «Авиакон Цитотранс» и прочие. Эти компании осуществляют в рамках миссий ООН доставку людей и различных грузов: продуктов питания, медикаментов, средств гигиены, гуманитарной помощи. И в этом плане Африка тоже очень интересна для «Газпромнефть-Аэро»: уже работая с авиакомпаниями в России, «дочка» «Газпром нефти» теперь может предлагать им стабильные поставки и качественный ресурс в этом регионе за счет партнерства с Air Total. «Расширяя свое бизнесприсутствие, мы расширяем и возможности авиакомпанийпартнеров, — подчеркнул Астемир Нагудов. — Авиаперевозчики получают возможность заправляться во всех аэропортах сети присутствия „Газпромнефть-Аэро“ и Air Total по действующему со сбытовой единицей „Газпром нефти“ контракту, производя оплату в рублях, — достаточно просто прислать заявку. Конечно, в рамках такого партнерства предусмотрен и дисконт — мы заинтересованы в развитии зарубежных продаж». То есть при наличии основного контракта с «Газпромнефть-Аэро» по России авиаперевозчики могут заправляться «в крыло» во многих зарубежных аэропортах по конкурентоспособной цене — российская авиатопливная компания теперь предлагает два «продукта» в пакете услуг. И здесь очевиден эффект синергии, открывающий новые возможности по увеличению розничной премиальной реализации как в РФ, так и за рубежом.

ИЗ ЕВРОПЫ В СИБИРЬ

Air Total до партнерства с «Газпромнефть-Аэро» также не имел опыта обмена аэропортовыми сетями с другими игроками авиатопливного рынка. Причем Россия — совершенно новый для компании регион, и сегодня ATI рассматривает его как одно из стратегических направлений для расширения своего бизнеса. «Присоединение российских аэропортов к сети Air Total — это большой шаг вперед в развитии нашей компании, оно позволит значительно расширить сеть аэропортов, предлагаемых нашим клиентам, — заявил президент Air Total International Момар Нгуер. — Тесное сотрудничество между Air Total и „Газпромнефть-Аэро“ по всему миру открывает новые возможности для обеих компаний и позволяет повысить качество клиентского обслуживания». Первые заправки своих европейских клиентов по контракту с «Газпромнефть-Аэро» Air Total планирует начать с самых развитых, «летных» регионов: Москвы и Санкт-Петербурга. Для ATI наиболее привлекательным в контексте сотрудничества с авиатопливной структурой «Газпром нефти» представляется в первую очередь Московский авиационный узел — самый загруженный и, соответственно, обладающий самым высоким уровнем потребления авиатоплива. Однако для иностранных авиакомпаний очень интересен, к примеру, и Новосибирск — в первую очередь как промежуточный хаб для посадки на дозаправку. «Сегодня выполняется много не только пассажирских, но и грузовых рейсов из Европы в Азию, где сосредоточены крупнейшие промышленные производства, и обратно. ATI пристально смотрит и на Сибирь, а у нас в новосибирском аэропорту — образцовый топливозаправочный комплекс, сертифицированный по стандартам международной ассоциации IATA», — пояснил Астемир Нагудов.

В «Газпромнефть-Аэро» уверены, что партнерство с Air Total не ограничится заправками «в крыло»: компании уже сейчас рассматривают более широкие возможности в рамках сотрудничества. С окончанием модернизации сербских заводов NIS у группы «Газпром нефть» появится возможность выхода в Европу с «живым» ресурсом — и здесь большую роль могут сыграть в том числе партнерские отношения с Total, который располагает собственными активами в Балканском регионе. Сейчас для «Газпромнефть-Аэро» это вопрос среднесрочной перспективы. В планах же на ближайшее время стоит другая задача — создание эффективной круглосуточной диспетчерской службы, которая будет обеспечивать организацию заправок «в крыло» клиентов «Газпромнефть-Аэро» в России и за рубежом, как на собственных, так и на партнерских ТЗК.

Леван Кадагидзе,
глава коммерческой дирекции
«Газпром нефти»
Подписание соглашения о сетевом обеспечении авиатопливом стало результатом активных переговоров в рамках партнерских отношений по продуктовым направлениям, установившихся между нашими двумя группами компаний в течение последних двух лет. Компании намерены и далее развивать перспективные формы сотрудничества в области производства и реализации специальных продуктов, таких как авиационное топливо, битумные и смазочные материалы, бункеровка, на территории России и за рубежом. Мы заинтересованы в обмене знаниями и опытом между двумя крупными европейскими нефтяными компаниями.