Узел учета

На Омском НПЗ введены в эксплуатацию современные динамические железнодорожные весы.



Динамические железнодорожные весы установлены на ТСБ‑2 — площадке Омского НПЗ, с которой осуществляется отгрузка практически всех светлых нефтепродуктов

Все данные с весов передаются в автоматизированную систему управления

На Омском НПЗ введены в эксплуатацию современные динамические железнодорожные весы.

Текст: Кирилл Прокофьев

НОВЫЕ СХЕМЫ

Динамические железнодорожные весы DigiTOL Railmate 7260 были установлены на ТСБ-2 — площадке Омского НПЗ, с которой осуществляется отгрузка практически всех светлых нефтепродуктов. Весы установлены в рамках реализации программы по операционным улучшениям и снижению безвозвратных потерь. Опыт внедрения подобных объектов в России обширным не назовешь. До сих пор такая технология использовалась только на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе «Роснефти», в «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработке» и на «Ярославнефтеоргсинтезе», которым «Газпром нефть» через «Славнефть» владеет совместно с ТНК-ВР. Таким образом омские весы — четвертые в России и первые в Западной Сибири. 

Реализация первого проекта по внедрению и эксплуатации технических объектов подобной сложности на Западно-Сибирской железной дороге потребовала разработки новой технологии работы станции Комбинатская: 

  • изменилась схема взаимодействия всех участников погрузочного процесса; 
  • подверглось масштабной реконструкции существующее путевое хозяйство; 
  • для обеспечения бесперебойного процесса погрузки на время работ по монтажу весов и для обслуживания весов после их запуска в коммерческую эксплуатацию был проложен обходной железнодорожный путь. 
Работа проведена масштабная, однако и эффект от реализации проекта ожидается также серьезный.

УЗЕЛ УЧЕТА

До постройки на Омском НПЗ новых весов определение массы отгружаемого продукта в цистернах велось косвенным методом статических измерений с погрешностью +/-0,65. Это соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р 8.595-2004 «Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений», однако у бизнеса другие требования. За счет использования DigiTOL Railmate 7260 погрешность измерений удастся снизить до +/-0,5. Отказ от устаревшей системы коммерческого учета налитых нефтепродуктов с использованием метрштоков (шестов для измерения небольших глубин с нанесенными на них делениями) позволит избежать отклонений, связанных с отсутствием индивидуальных калибровок котлов цистерн, подаваемых под налив, и исключит влияние человеческого фактора на определение массы груза. Кроме того, отказ от ручного метода измерения позволит оптимизировать численность персонала, задействованного в процессе погрузки. Новая технология определения массы груза на весах позволяет обходиться без вмешательства людей. Сначала определяется масса порожней цистерны, которая подается на погрузку и проезжает через весы. Эти данные передаются в автоматизированную систему управления, а после налива груженая цистерна вновь взвешивается, проезжая через весы. Система автоматически производит расчет и выдает данные о массе продукта, которые направляются в заготовку для заполнения железнодорожных перевозочных документов.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Новые динамические железнодорожные весы запущены на ОНПЗ в коммерческую эксплуатацию в июле, и всего за месяц работы за счет повышения точности измерения удалось достичь экономии более чем в 3 тыс. тонн нефтепродуктов. Это прямой положительный эффект, но есть и косвенные улучшения — например, сокращение времени проведения приемо-сдаточных операций на заводе, автоматизация процесса передачи данных. Для оптимизации погрузочного процесса на Омском НПЗ в июле практически параллельно с запуском в эксплуатацию новых весов началась реализация проекта по использованию в системе ЭТРАН* электронной подписи для оформления грузовых железнодорожных накладных. В целом за счет перехода на работу в системе электронного документооборота появляются широкие возможности по автоматизации всего цикла оформления перевозочных документов. Установка весов на ТСБ-2 — лишь первый шаг на пути перехода к современной системе коммерческого учета отгружаемой с Омского НПЗ продукции по весу. Динамические весы планируется установить и на ТСБ-1, а в рамках реализации проекта реконструкции битумной эстакады предполагается установка статических весов. Кроме того, современные точные железнодорожные весы и весы на автомобильном терминале должны быть установлены и на Московском НПЗ.

* ЭТРАН (Электронная транспортная накладная) — автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на все железнодорожные грузоперевозки РЖД по территории Российской Федерации.

Использование современных весов в качестве узлов учета позволяет экономить не только материальные, но и временные ресурсы, а исключение из процесса человеческого фактора снижает риски неверного заполнения документов и открывает новые возможности по автоматизации погрузочного процесса. В целом же рост объемов переработки нефти и расширение номенклатуры производимых нефтепродуктов в соответствии с принятой стратегией развития компании до 2020 года требуют пропорционального развития логистической инфраструктуры, которая должна соответствовать современным требованиям к точности измерений, правилам промышленной и экологической безопасности. А значит — внедрение современных технологий по определению массы отгружаемой продукции с НПЗ «Газпром нефти» стоит в одном ряду с проектами по модернизации и вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей.

Вадим Симдякин,
начальник департамента
логистики и транспорта
«Газпром нефти»