Стратегическое опережение

Стратегическое опережение

Сеть АЗС «Газпромнефть» продолжает укреплять свои позиции на рынке топливного ретейла.



Сеть АЗС «Газпромнефть» продолжает укреплять свои позиции на рынке топливного ретейла.

Текст: Василий Северов

Процесс строительства «Газпром нефтью» сети АЗС продолжается уже пятый год. За это время количество станций увеличилось в два раза, а некоторые целевые показатели, достижение которых было запланировано стратегией развития компании к 2020 году, удалось превзойти уже сейчас. Сохранение в последние годы положительной динамики развития ставит сеть АЗС в ряд наиболее успешных активов «Газпром нефти», и именно сбытовая розница внесла наибольший вклад в рост операционной прибыли компании в 2011 году.

В НАЧАЛЕ БЫЛ РЕБРЕНДИНГ

В 2007 году, когда для управления сбытом в «Газпром нефти» был создан департамент региональных продаж (ныне дирекция), розничная сеть компании насчитывала 754 станции в 14 регионах, функционировавшие под разными брендами. Необходимость перевода сети под единый розничный бренд была очевидна. Его созданием совместно занялись департаменты региональных продаж и корпоративных коммуникаций. Необходимо было провести масштабные исследования, разработать фирменный стиль, единые стандарты качества и обслуживания. Перед разработчиками визуальной составляющей нового бренда была поставлена задача трансформировать зрительный образ «Газпрома» — «пламя» — в современный и эмоциональный символ, сохраняющий преемственность с общим фирменным стилем группы компаний «Газпром». Визуализацию разрабатывало международное брендинговое агентство Mildberry, а архитектурные решения — агентство Minale. Вместо существовавшего на тот момент разнообразия станций были утверждены пять типовых форматов, что, помимо прочего, позволило при создании АЗС с нуля сократить сроки проектирования и строительства до восьми месяцев.

Масштабный проект ребрендинга и модернизации автозаправочных станций «Газпром нефти» стартовал в сентябре 2009-го. По прогнозам экспертов, программа строительства сети АЗС «Газпромнефть» должна была напрямую повлиять и на экономические показатели деятельности сбытовой сети компании. На момент начала работы над проектом один из ключевых показателей — средняя годовая прокачка на одну станцию — находился на уровне 3 тыс. тонн. А всего за год в розницу реализовывалось 2,2 млн тонн нефтепродуктов. Из них 900 тыс. тонн поставлялось корпоративным клиентам.

Ребрендинг существующих АЗС сопровождался значительным расширением сети. В 2009–2010 годах оно происходило в основном за счет приобретения Sibir Energy с активами в Москве и Московской области, а также сетей АЗС в Челябинске, Санкт-Петербурге, ЯНАО, Казахстане и Таджикистане.

Стоит отметить, что приобретение Sibir Energy позволило «Газпром нефти» значительно укрепить позиции в самом большом регионе России — Центральном. Этому способствовали две составляющие — получение контроля над Московским НПЗ и большая розница с хорошими продажами и удачным расположением станций на самом емком рынке страны.

Одним из факторов, позволивших компании занять прочные позиции на оптовом и розничном рынке Западной Сибири, центральной части России, а также обеспечивших преимущество при выходе на рынки стран Средней Азии, послужила выгодная локация Омского, Московского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов, принадлежащих «Газпром нефти».

В корзине бензина АИ-95 неуклонно растет доля продаж брендированного топлива G-Drive



Выручка от реализации сопутствующих товаров и услуг в магазинах на АЗС в пересчете на один квадратный метр в 2011 году выросла более чем на треть
РАСКИНУЛИСЬ СЕТИ ШИРОКО

В 2011 году все станции розничной сбытовой сети «Газпром нефти» перешли под новый бренд. Не снижалась M&A-активность. В сентябре прошлого года «Газпром нефть» выкупила в Краснодарском крае у компании «Октан-Юг» нефтебазу и сеть из 21 АЗС. Они находятся на значительном удалении от собственных НПЗ «Газпром нефти», однако в регионе работает Астраханский газоперерабатывающий завод «Газпрома», с которого и ведутся поставки топлива на станции компании.

В феврале 2012 года «Газпром нефть» завершила в Челябинской области сделку по покупке сети «Челнефть», состоящей из 36 автозаправочных станций и двух нефтебаз, а несколько ранее приобрела 25 АЗС в Нижегородской области, до этого работавших под брендами «Волга-Петролеум» и «Ойл-Оптима-7», тем самым расширив свое присутствие в регионе более чем в три раза — до 36 АЗС. Всего с 2007 года сеть АЗС в России и странах СНГ выросла с 754 до 1260 станций, а число регионов присутствия увеличилось с 14 до 27. Не ошиблись и эксперты с прогнозами роста экономики сбыта, произошедшего в том числе за счет реализации программы ребрендинга: по итогам прошлого года рост прибыли составил 57%. Всего через розничный канал сбыта реализовано 5,6 млн тонн нефтепродуктов, а объем продаж корпоративным клиентам составил 1,8 млн тонн. И если увеличение объема продаж можно во многом отнести на расширение сети, то показатель прокачки свидетельствует о качественном росте.

В 2007 году сеть «Газпромнефть» качала 7,6 тонн топлива в сутки в пересчете на одну АЗС. В соответствии со стратегией компании к 2020 году этот показатель должен был достичь уровня 12 тонн в сутки, однако уже по итогам 2011 года составил 14,2 тонны. Продолжает расти и доля продажи брендированного топлива G-Drive. В корзине бензина АИ-95 по итогам I квартала 2012 года она достигает уже 24%, хотя в 2011-м занимала лишь 19%. Не последнюю роль в этом играет программа лояльности «Нам по пути», постоянно растущее количество участников которой уже превышает 2,4 млн человек.

На 32% по отношению к 2010 году выросла и выручка от реализации сопутствующих товаров и услуг в магазинах на АЗС в пересчете на один квадратный метр.

НИЧЕГО, КРОМЕ ЛИДЕРСТВА

В соответствии со «Стратегией-2020», принятой на совете директоров «Газпром нефти», через восемь лет сеть АЗС «Газпромнефть» должна пережить очередное удвоение — до 2100 станций, а география присутствия расшириться до 36 регионов.

Помимо приобретения сетей у независимых игроков и строительства новых АЗС существенных расходов потребует ребрендинг недавно купленных станций. Инвестиционная программа принимается и утверждается ежегодно, так как цена реконструкции и строительства постоянно растет вслед за инфляцией. В 2012 году на эти цели планируется потратить 8 млрд рублей.

Одна из важных задач в развитии сети — обеспечить присутствие в городах-миллионниках. Сейчас на очереди освоение Красноярска, который недавно получил статус миллионера и в котором пока присутствие сети АЗС «Газпромнефть» явно недостаточное. Также на ближайшее время запланировано развитие на севере Тюменской области, в ХМАО и ЯНАО.

Что касается центра, то в самом большом и сложном регионе, Московском, первоочередная задача — реконструировать существующие АЗС. Многие автозаправочные станции, ранее входившие в состав приобретенных «Газпром нефтью» сетей «Моснефтепродукта», МТК и «Коримоса», не модернизировались еще с советских времен. В Москве сегодня реализуется и пилотный проект по строительству автоматической АЗС, которая должна будет воплотить все современные наработки в этой сфере. В зависимости от участка ее оснастят либо одним, либо двумя постами, где будут приниматься все виды карточек, от международного «пластика» до карт различных программ лояльности и кобрендинга. В зависимости от результатов этого проекта будет принято решение о тиражировании таких станций в остальных регионах.

Развитие получат и проекты, связанные с реализацией альтернативных видов топлива. В первую очередь речь идет о сжиженном углеводородном газе (СУГ). В 2007 году он продавался на 44 станциях, сегодня их количество возросло до 131, а к 2020-му должно достичь 285.

Что касается компримированного природного газа (КПГ) — по этому направлению идет системная работа с «Газпромом», основным владельцем ресурса. Однако недавно свой газовый актив появился и у «Газпром нефти» — в Петербурге были приобретены 10 АГНКС у компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ