В мировом масштабе

В мировом масштабе

«Газпром нефть» на карте мира: вчера, сегодня, завтра.

Развитие существующих международных проектов и поиск новых возможностей в сегменте upstream, поиск вариантов доступа к европейским вертикально интегрированным предприятиям, способным обеспечить рост переработки и продаж через премиальные каналы на ключевых зарубежных рынках, — эти направления международного развития обозначили члены совета директоров «Газпром нефти» на одном из последних заседаний.

Текст: Сергей Орлов

Разведочные проекты и добывающие активы в девяти странах мира; три зарубежных нефтеперерабатывающих завода и предприятие по производству масел и смазок; заправка авиатопливом в 30 государствах и сеть АЗС, развивающаяся в Европе и Азии, — сегодня «Газпром нефть» обладает сбалансированным диверсифицированным портфелем зарубежных активов. Сегодня уже сложно представить, что семь лет назад, когда «Газпром» приобрел «Сибнефть», в графе «международные проекты» фактически стоял прочерк.

    

Бизнес компании за пределами России формировался двумя активами. Через «Славнефть» — совместное предприятие «Газпром нефти» и ТНК-ВР — компания имела доступ к перерабатывающим мощностям Мозырского НПЗ в Белоруссии. Кроме того, дочерняя трейдинговая компания, зарегистрированная в Австрии, занималась экспортными поставками нефти и нефтепродуктов, объем которых на тот период составлял 19,8 млн тонн и 12,4 млн тонн соответственно.

ДОБЫЧА
Ближний Восток — один из центров притяжения нефтяных компаний мира. И один из новых центров нефтедобычи «Газпром нефти»

В качестве лидера проекта «Газпром нефть» вывела разработку блока «Хунин-6» в Венесуэле на стадию ранней добычи

То есть «Газпром нефть» образца 2006 года была хоть и достаточно крупным, но региональным игроком, а ее присутствие на мировом рынке ограничивалось экспортными операциями российских ресурсов на ближних базисах поставок. Вне территории России нефть не добывалась, а бренд «Газпром нефть» за пределами страны был фактически не известен.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ — БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Формирование портфеля зарубежных активов компания начала со Средней Азии. Первой заметной точкой на карте международной деятельности стал Кыргызстан, где была приобретена сеть из 77 АЗС и 12 нефтебаз, для управления которой в 2006 году создана компания «Газпром нефть Азия». В 2008-м «Газпром нефть» расширила свое влияние в регионе, создав сбытовые предприятия «Газпромнефть-Таджикистан» и «Газпромнефть-Казахстан», сначала выполнявшие функции крупнооптовых продавцов нефтепродуктов, а позднее включившие в сферу своей деятельности топливный ретейл.

Следующий шаг, сделанный компанией в направлении международного развития, был из разряда семимильных. В конце 2008 года «Газпром нефть» приобрела контрольный пакет акций сербской национальной нефтяной компании Naftna Industrija Srbije (NIS), получив сразу все существующие направления нефтяной отрасли в рамках одного актива, расположенного на перспективном балканском рынке.

Вслед за этим «Газпром нефть» шагнула в Западную Европу, купив у Chevron завод по производству масел и смазочных материалов в итальянском Бари. Спустя год это предприятие стало базой для выпуска продукции нового премиального семейства G-Family, во многом именно за счет европейского происхождения получившего доступ на рынки Старого Света.

Первые запасы нефти за рубежом компания получила вместе с покупкой NIS, однако ресурсы компании на территории Сербии даже вместе с долей на шельфе Анголы стратегическими назвать было сложно. В то же время из 100 млн тонн нефтяного эквивалента, которые компания должна добывать к 2020 году, десятая часть, согласно стратегии, будет приходиться на зарубежные проекты.

ПЕРЕРАБОТКА
Сербская NIS — самая крупная «дочка» «Газпром нефти» за пределами России — обеспечила зарубежное присутствие компании во всех сегментах бизнеса

Покупка завода по производству масел в итальянском Бари позволила вывести премиальную линейку G-Family на требовательный европейский рынок

Поиск этих миллионов тонн «Газпром нефть» начала в 2009 году за океаном и на Ближнем Востоке: компания в составе Национального нефтяного консорциума занялась освоением блока «Хунин-6» в Венесуэле и вошла в проект разработки иракского месторождения «Бадра». Параллельно с этим начали мировую экспансию сбытовые бизнес-единицы «Газпромнефть-Аэро» и «Газпромнефть Марин Бункер», компания приобретала опыт работы на шельфе в разведочных проектах в Экваториальной Гвинее и на Кубе.

В 2012 году движение на Восток продолжилось заключением двух соглашений о разделе продукции в Курдском автономном райо не Ирака. Именно там создается новый кластер добычи — в дополнение к новому региону NIS в Восточной Европе, к настоящему времени охватывающему помимо Сербии территории Боснии и Герцеговины, Венгрии и Румынии.

Если перевести в цифры сегодняшнее положение «Газпром нефти» на международном рынке, то оно уже выглядит достаточно внушительным. За границей России группа добывает 1,7 млн тонн н.э. на месторождениях с доказанными запасами 15 млн тонн н.э (в Сербии и Анголе) и уже в ближайшее время выйдет на добычу в ближневосточных проектах с суммарными прогнозными извлекаемыми запасами 2,12 млрд тонн н.э. (категория С1 + С2).

Мощность перерабатывающего комплекса группы в Сербии увеличена до 3,4 млн тонн в год, производственных линий по выпуску масел и смазочных материалов в двух странах (Италия и Сербия) — до 60 тыс. тонн. При этом через премиальные каналы сбыта за рубежом реализуется 2,88 млн тонн нефтепродуктов на $2,6 млрд.

По сравнению с результатами 2006 года снизился лишь один показатель: в 2012-м компания реализует на международных рынках порядка 17,8 млн тонн сырой нефти, что на 10% меньше, чем шесть лет назад. Что также говорит о развитии компании. Кстати, в 2012 году «Газпром нефть» впервые выступила в качестве международного трейдера, начав торговые операции с иракской нефтью.

ТРАДИЦИИ И АЛЬТЕРНАТИВА

Торговые операции сторонним ресурсом нефти — новое направление международного развития «Газпром нефти». Пилотным проектом стало сотрудничество с иракской национальной компанией по маркетингу нефти и нефтепродуктов SОМО (State Oil Marketing Company). С начала второго квартала до сентября 2012 года в рамках контракта было отгружено 1,25 млн тонн иракской нефти девятью танкерными партиями. Потенциальный годовой объем доступного стороннего ресурса сырой нефти, сформированный на сегодня компанией, — 4,2 млн тонн.

Проектная география компании в сфере разведки и добычи за пределами России уже фактически сформировалась — это Ближний Восток, Северная и Западная Африка, Латинская Америка, Центральная и Юго-Восточная Европа. В нефтепереработке по-прежнему идет поиск эффективных возможностей зарубежного развития.

СБЫТ
Кыргызстан стал стартовой площадкой для распространения розничной сбытовой сети «Газпром нефти» за пределами России

Трейдинговые операции сторонней нефтью — новое направление международного развития сбытового сегмента компании

Завоевав за несколько лет значительную долю внутреннего рынка бункеровки, «Газпромнефть Марин Бункер» выдвигается в ключевые порты мира

«Газпромнефть-Аэро» заправляет самолеты российских авиакомпаний в 80 иностранных аэропортах и иностранные — на важнейших российских авиатрассах

Согласно долгосрочной стратегии компании, из 70 млн тонн сырья за пределами России к 2020 году должно перерабатываться не менее 25–30 млн тонн. В 2012-м были детально проработаны варианты вхождения в НПЗ Германии, Польши, Италии, Греции. При этом актуализированная стратегия, одобренная советом директоров компании в нынешнем году, предполагает доступ не только к европейским, но и азиатским перерабатывающим активам. Для развития в области сбыта нефтепродуктов сегодня приоритетны рынки Румынии и Болгарии, находящиеся в сфере досягаемости NIS; дальнейшая стратегия развития сбытовой розницы будет увязана с проектами в переработке.

По словам заместителя генерального директора «Газпром нефти» по развитию международного бизнеса Владислава Барышникова, цели акционеров компании диктуют необходимость решения трех ключевых задач: позиционирование «Газпром нефти» в качестве международной нефтяной компании с целевой долей добычи и запасов за рубежом, расширение присутствия российского бизнеса за пределами России и получение рычага влияния в межгосударственных отношениях. «Эти цели достижимы при условии решения „Газпром нефтью“ главных бизнес-задач международного развития — увеличения ресурсной базы, объемов добычи и переработки сырья за пределами России, в том числе с помощью партнерств с зарубежными компаниями — лидерами рынка, а также эффективной монетизации экспортных потоков нефти и нефтепродуктов, — пояснил господин Барышников. — Шесть лет существования компании позволили представить ее по всей производственно-коммерческой цепочке нефтяного бизнеса, от геологических исследований до премиальных каналов сбыта нефтепродуктов, тем самым сформированы базовые условия для дальнейшего международного развития».

МИРОВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Лидеры мирового нефтяного рынка используют шесть основных стратегий международного развития в сегменте «разведка и добыча». Практика показывает, что универсального инструмента, решающего все задачи международного развития, не существует и оптимально применение комбинаций из шести стратегий. Тем не менее для каждой из них можно выделить нефтяные компании, конкурентные преимущества которых позволяют выстраивать свое развитие на базе одной конкретной стратегии.

Например, азиатские нефтяные компании опираются на инструменты привилегированного доступа. Портфельное управление активно и результативно используют такие компании, как Total, Anadarko, ConocoPhillips, Marathon Oil. Успешно тиражируют свои технологические решения по всему миру ExxonMobil, Chevron, British Petroleum.

В качестве успешных глобальных стратегических альянсов можно назвать сотрудничество Shell c China National Petroleum Corporation (CNPC) и Statoil с BP. Концентрация на определенном виде деятельности приносит успех таким компаниям, как Tullow Oil (геологоразведка в малоизученных и труднодоступных регионах с последующим открытием месторождений и монетизацией запасов), Apache (работа на истощенных месторождениях), Suncor (трудноизвлекаемые запасы).

Мировые лидеры в определенном типе техно- логий Petrobras (глубоководное бурение), Shell (СПГ-заводы), Chevron (масштабные комплексные проекты) получают конкурентное преимущество в борьбе за активы, где определенная технология является ключевой при разведке/разработке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ