Оптимальный маршрут

Оптимальный маршрут

Модернизация системы отгрузок нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов компании.

С ростом объемов нефти, перерабатывающейся НПЗ компании, повышается роль логистики в производственной цепи. Несмотря на сложные внешние условия, в которых приходилось работать в уходящем году, логистические службы компании сумели найти новые пути обеспечения бесперебойных отгрузок нефтепродуктов с НПЗ, параллельно повысив эффективность технологических схем.

Текст: Константин Кацапенко

ПРОБЛЕМЫ ИЗВНЕ

2012 год для логистических служб нефтяных компаний простым не назовешь. В мае Ространснадзор ввел новые ограничения на перевозку нефти и нефтепродуктов в цистернах, и это едва не привело к транспортному коллапсу. Решение об обязательном разделении подвижного состава для перевозки разных типов нефтепродуктов решено было ввести после ряда аварий на железной дороге, в качестве причин которых назывались не технические проблемы, а большая нагрузка на тележку цистерн для светлых нефтепродуктов при перевозке в них темных. После обращения нефтяников в Минэнерго ограничения были сняты, однако и нефтекомпаниям пришлось решать проблемы, возникшие из-за простоев.

2012 год для логистических служб нефтяных компаний простым не назовешь. В мае Ространснадзор ввел новые ограничения на перевозку нефти и нефтепродуктов в цистернах, и это едва не привело к транспортному коллапсу. Решение об обязательном разделении подвижного состава для перевозки разных типов нефтепродуктов решено было ввести после ряда аварий на железной дороге, в качестве причин которых назывались не технические проблемы, а большая нагрузка на тележку цистерн для светлых нефтепродуктов при перевозке в них темных. После обращения нефтяников в Минэнерго ограничения были сняты, однако и нефтекомпаниям пришлось решать проблемы, возникшие из-за простоев.

В октябре о новых правилах, касающихся сроков подачи вагонов и цистерн для перевозки грузов, сообщили РЖД. В соответствии с нововведениями все клиенты железной дороги обязаны подавать заявки на следующий месяц не позднее, чем за десять дней до окончания текущего месяца. Это решение также усложняет работу логистических служб, так как до сих пор при планировании перевозок применялся скользящий 45-дневный график.

Хотя официально новый порядок еще не вступил в силу, так как для этого необходимо его законодательное закрепление, 1 ноября 2012 года на заседании штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в Минэнерго нефтяные компании пожаловались, что требование РЖД уже начало применяться на практике. Пока ни от Федеральной антимонопольной службы, ни от железнодорожников ответа на вопросы нефтяников не последовало.

Тем не менее, несмотря на сложности, приходящие извне, логисты компании в первую очередь за счет повышения эффективности технологических процессов успешно выполнили свою основную задачу — обеспечить бесперебойные отгрузки нефтепродуктов с НПЗ.

НА БЛИЖНИХ ПОДСТУПАХ

В нынешнем году объем переработки нефти российскими заводами «Газпром нефти» вырос еще на 1 млн тонн. Рост в переработке напрямую связан с увеличением объемов отгрузки нефтепродуктов — как светлых, так и темных. И любые логистические проблемы, достаточно протяженные по времени, несут в себе риск снижения производственных показателей предприятий. Такая проблема существовала в Москве, и именно схема минимизации факторов, мешающих бесперебойной отгрузке, внедренная на Московском НПЗ, пожалуй, стала одним из самых ярких примеров оптимизационных подходов, применяющихся специалистами «Газпромнефть-Логистики».

МНПЗ находится в черте Москвы, поэтому развитие железнодорожной инфраструктуры вширь невозможно физически. Станция Яничкино, примыкающая к заводу, перегружена, и возможности суточного вывоза продукции с завода ограничены 240 вагонами. Для сравнения: на станции Комбинатская, примыкающей к ОНПЗ, объем вывоза составляет 1,1 тыс. вагонов в сутки. Следовательно, любая нештатная ситуация — даже не авария, а просто ошибка оператора при погрузке нефтепродукта в порядке подачи вагонов на эстакаду — влечет за собой сбой ритма работы, что негативно влияет на выполнение плана отгрузки.

Для снижения подобных рисков логисты нашли интересное решение: все вагоны теперь готовятся не на примыкающей станции и заводе, а на подступах к МНПЗ, на станции Перово, а уже оттуда все проверенные вагоны в правильном строевом порядке («дизель — налево, бензин — направо») направляются на завод и подаются под погрузку. За счет этого производительность процесса отгрузки выросла на 15%.

Удалось увеличить и количество отгружаемых темных нефтепродуктов. Благодаря усилиям команды Московского центра отгрузки нефтепродуктов три маршрута «темных» в сутки стали нормой, хотя раньше в возможность этого мало кто верил. В июле был поставлен рекорд отгрузки мазута — 312 тыс. тонн.

Схему с предварительным формированием «порожняка» стали использовать и на Омском НПЗ. Благодаря ее применению время подхода порожних вагонов на завод удалось сократить в среднем на 1,5 суток.

Занимаются логисты компании и доставкой нефти с оренбургских месторождений, интегрированных в структуру компании, на Орский НПЗ «Русснефти». Объем поставок в 2012 году составит порядка 155 тыс. тонн.

НОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ


Технология мониторинга уровня налива с помощью тепловизоров, разработанная компанией «Сэйболт», позволяет избежать недолива до оптимального уровня и избавляет компанию от оплаты «перевозки воздуха»

Параллельно с разработкой схем, позволяющих увеличить объемы отгрузки и обеспечить стабильность процесса, активно повышалась эффективность работы уже имеющихся механизмов. Одна из проблем, на которую логисты обратили особое внимание, — простои груженых цистерн на путях РЖД при одновременной отгрузке с завода продукции для внутреннего рынка и стран СНГ. Если цистерны, двигающиеся за границу и по российским адресам, шли в общей группе, то «местным» приходилось дожидаться, пока будут оформлены таможенные документы для «иностранцев». В итоге весь состав простаивал, а компания платила за это дополнительные деньги.

После ряда изменений в процедуре планирования отгрузки цистерны для экспорта и внутреннего рынка не смешиваются, что сократило издержки от простоев на 30%, а время оформления на 40% — до 4,5 часов.

Устранение еще одной недоработки позволило сэкономить компании десятки миллионов рублей. Речь идет о наполняемости цистерн. По тарифам РЖД стоимость услуг по транспортировке темных нефтепродуктов рассчитывается исходя не из фактического веса перевозимого груза, а из грузоподъемности цистерны. Таким образом в случае недолива до оптимального уровня грузоотправитель оплачивает «перевозку воздуха». Избежать этого позволяет новая технология мониторинга уровня налива с помощью специальных устройств — тепловизоров, — разработанная компанией «Сэйболт». Если до ее внедрения уровень налива составлял в среднем 94% от оптимального, то сейчас — 98%. Максимальный уровень будет достигнут после завершения оптимизации технологии налива.

Экономический эффект от внедрения тепловизоров оценивается в 120 млн рублей в год, а производительность эстакады повышена примерно на 12 тыс. тонн в месяц, что равняется суточному объему производства мазута на Омском НПЗ.

Еще одно направление повышения эффективности — корректировка способа поставок. Согласно действующему законодательству, тариф на транспортировку трубопроводным транспортом не может превышать 70% от железнодорожного на одном и том же участке транспортировки. Пользуясь этим правилом, логисты «Газпром нефти» там, где это выгодно, заменяют железнодорожные отгрузки на трубные прокачки. Еще в 2011 году часть железнодорожных объемов дизельного топлива с ЯНОСа была заменена трубными прокачками до насосной станции Красный Бор. А в 2012 году на доставку трубой были переведены до 50 тыс. тонн ежемесячного объема отгрузки дизельного топлива до Челябинска, что позволило снизить нагрузку на эстакады налива нефтепродуктов на ОНПЗ и за счет этого обеспечить прием газового конденсата, переработку которого начало предприятие. Для чего на одной из эстакад завода была смонтирована схема слива, которая позволяет опорожнять до 20 цистерн в сутки. Внедрение новой схемы принесло годовой экономический эффект порядка 60 млн рублей.

Специфика логистики как связующего звена между производством и потребителем предполагает оперативную реакцию на все происходящие изменения — как внутри компании, так и за ее пределами. А повышение эффективности — не только прямая экономическая выгода, это еще и создание дополнительного запаса прочности. Трансформация логистических схем компании продолжится и в 2013 году. Основные направления развития: повышение точности коммерческого учета, строительство новых автотерминалов и железнодорожных эстакад, совершенствование транспортной инфраструктуры.

ЭФФЕКТИВНОЕ РАСПЫЛЕНИЕ

Задача: снижение сроков и стоимости перевозок нефтепродуктов.

Условия задачи: от пункта А до пунктов Б, Ц и Д можно отправить несколько отдельных групп вагонов по 3–5 штук. Транспортировка малых групп вагонов обладает рядом рисков: цистерны могут потеряться в пути, их могут оставить на одной из станций в ожидании подвода других вагонов, к которым их потом прицепят. В результате вагоны простаивают, а контрагенты не получают продукт вовремя.

Решение: для решения задачи использован «принцип распыления». Если обычно группы вагонов едут разрозненными партиями по разным адресам, то в схеме с распылением весь состав едет до определенной точки по одному адресу и уже потом разбивается на более мелкие группы. Организовав подобные маршруты в распыление, логистическая служба смогла ускорить время доставки груза до получателя, так как РЖД не тратит время на дополнительные маневровые работы, разделение цистерн и их подсоединение к другим составам в пути следования. Это позволило пользоваться и более низким тарифом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ