Премия рынка

Леван Кадагидзе

Авиатопливная бизнес-единица — «Газпромнефть-Аэро» — представлена в 48 точках мира

«Газпром нефть» уверенно удерживает первое место на внутреннем рынке по объему продаж судового топлива

Продвижение современных битумных материалов и технологий — одна из компетенций профильного департамента

«Газпром нефть» опередила конкурентов по количеству предложенных рынку новейших высокотехнологичных моторных и индустриальных масел, подкрепленных допусками ведущих мировых производителей техники

По итогам 2011 года продажи «Газпром нефти» в премиальных каналах сбыта выросли более чем на 40%. Развитие высокомаржинальных направлений реализации нефтепродуктов остается одним из приоритетов компании и в 2012-м. О планах по развитию авиатопливного, бункерного, битумного бизнеса, нефтехимии и бизнеса масел, а также о других направлениях работы в интервью «Сибирской нефти» рассказал глава коммерческой дирекции «Газпром нефти» Леван Кадагидзе.

Интервью: Ольга Сафина

— Каким для коммерческой дирекции «Газпром нефти» был 2011 год?

— Он был успешным, даже несмотря на ряд неблагоприятных факторов, которые оказали влияние на нашу работу. Нам на меньших по сравнению с другими нефтяными компаниями объемах переработки (третье место в России по этому показателю. — СН) удается получать большую эффективность по каждому премиальному направлению. «Газпром нефть» стала лидером среди российских компаний по объему розничных продаж авиакеросина, уверенно удерживает первое место по объему продаж судового топлива и впервые стала абсолютным лидером по продажам битумных материалов.

Что касается бизнеса масел, «Газпром нефть» опередила конкурентов по количеству предложенных рынку новейших высокотехнологичных моторных и индустриальных масел, подкрепленных допусками ведущих мировых производителей техники: в линейке продукции G-Family в течение года появилось 13 новых наименований. Однако цифры лучше всего характеризуют результаты: рост объемов розничных продаж авиа керосина составил в прошлом году 54% к 2010-му, судовых топлив — 48%, объемы продаж фасованных масел на российском рынке увеличились на 30%, масел семейства G-Family — в два раза относительно 2010 года.

Хочу подчеркнуть, что воспринимаю эти достижения не с точки зрения отдельных сегментов рынка, в каждом из которых продуктовые бизнес-единицы компании занимают ведущие позиции, а с точки зрения глобального продуктового бизнеса группы «Газпром нефть», в котором каждое продуктовое направление является оператором конкретного вида бизнеса компании — авиатопливного, бункерного, битумного, нефтехимического или же бизнеса масел. Лидерство на российском рынке по каждому из этих направлений говорит, в первую очередь, о правильной организации бизнеса, об эффективной команде, которая его развивает.

— Как сформировалась именно такая структура премиального сбыта?

— В 2008 году в компании была разработана долгосрочная стратегия развития, которая, в том числе, предусматривала выделение подразделений коммерческой дирекции, занимавшихся продажами отдельных видов нефтепродуктов, в самостоятельные бизнес-единицы. По этому принципу были созданы «Газпромнефть-Аэро», «Газпромнефть Марин Бункер», «Газпромнефть — смазочные материалы».

Все премиальные направления авиатопливный, бункерный и битумный бизнес, производство масел, нефтехимию — можно сгруппировать по общим признакам, выделив среди них два условных типа: производственнокоммерческие и дистрибьюторские. К примеру, авиатопливная и бункерная бизнес-единицы приобретают на нефтеперерабатывающих заводах «Газпром нефти» готовый продукт и реализуют его в розницу в точках потребления — аэропортах (представлены в 48 точках мира), морских и речных портах (представлены в 35 точках мира), — увеличивая тем самым мира), — увеличивая тем самым добавленную стоимость продукта. «Газпромнефть — смазочные материалы» и битумное направление, несмотря на разницу в организационной структуре, имеют схожую суть работы. «Газпромнефть-СМ» у материнской компании приобретает сырье и далее на собственных мощностях по производству, смешению и затариванию создает новый товарный продукт с высокой добавленной стоимостью.

Эти мощности могут быть выделенными из активов материнской компании (как Омский завод смазочных материалов), построенными (как недавно открытый комплекс смешения и фасовки масел, опять же, в Омске) либо приобретенными на рынке (как Московский завод смазочных материалов или завод по производству масел в Бари, Италия). У битумного направления принцип работы такой же. Разница лишь в том, что это направление находится в периметре коммерческой дирекции и еще не перешло в ту же организационную стадию развития бизнеса, что и масла. Как показывает анализ, инвестиции в эти сегменты бизнеса оказались высокоэффективными и более чем оправдали себя.

— Битумный бизнес пока не выделен в самостоятельную бизнесединицу, однако в прошлом году битумное управление было преобразовано в департамент. Чем была вызвана необходимость реструктуризации?

— В прошлом году мы оценили потенциал развития этого направления и сделали вывод, что существующая организационная структура сдерживает эффективность битумного бизнеса и возможность в полной мере обеспечить его прогрессивное развитие. В результате организационных изменений департамент обрел новые компетенции. Одно из направлений — активное взаимодействие с дорожными структурами (в том числе с Министерством транспорта РФ, ФДА Росавтодор), профильными НИИ, совместная разработка предложений по вопросам государственного нормирования на нефтяные битумы (ГОСТ), обеспечивающих интересы компании, и продвижение современных полимерно- битумных вяжущих (ПБВ) и битумных эмульсий. Другими направлениями, требующими более глубокого подхода, стали нишевый маркетинг, работа с ассортиментом, разработка новых логистических схем и услуг, а также управление проектами развития.

На 2012 год в части проектной деятельности у нас большие планы. В завершающей стадии находится решение вопроса о приобретении битумного производств в Республике Казахстан. По схеме давальческой переработки гудрона на сторонней площадке мы сейчас работаем в Южном федеральном округе — присутствие в местах интенсивного дорожного строительства, каким сейчас является юг России, заложено в стратегии развития битумного бизнеса до 2020 года. Сейчас прорабатывается вопрос целесообразности дальнейшей интеграции предприятия.

В нынешнем году в семь раз — до 10 тыс. тонн — должен вырасти объем премиальных продаж полимерно-битумных вяжущих и битумных эмульсий — с 1,5 тыс. тонн в 2011-м, когда начался промышленный выпуск этих продуктов. Сейчас мы совместно с СИБУРом, единственным в России специализирующимся на полимерах, необходимых для производства ПБВ, ведем мониторинг дорожных участков, построенных с использованием материалов производства Омского НПЗ.

— Омский НПЗ — единственный завод в Сибири, который производит эту продукцию. Есть ли планы по созданию производства полимерно-битумных вяжущих на Московском НПЗ?

— Да, совместно с дирекцией нефтепереработки и Московским НПЗ мы защитили «Проект организации производства ПБВ на Московском НПЗ». Выпуск первой партии современных модифицированных битумных материалов запланирован на II квартал 2013 года. Здесь у «Газпром нефти» тоже масштабные планы: сейчас идут переговоры с французской группой Total о создании премиальных битумных продуктов на нашем московском перерабатывающем активе. Total является глобальным поставщиком продукции для строительной группы Vinci — одного из концессионеров строительства первого участка трассы М-11 (Москва — Петербург).

Очевидно, что группа Total заинтересована в организации в России производства своего фирменного продукта Styrelf, применяемого в строительстве дорог. При этом «Газпром нефть», в свою очередь, заинтересована в участии в новых проектах, которые для нашего государства являются приоритетными.

— В прошлом году компания подписала сетевой контракт с Air Total International по обмену аэропортами присутствия. Планируемый проект с Total — это продолжение взаимоотношений, — которые возникли в рамках сотрудничества в авиа топливном сегменте?

— Мы взаимодействуем с Total по многим направлениям и рассматриваем разные варианты развития сотрудничества. Обсуждаем, например, производство спецжидкостей — для этого используются узкие фракции, из которых получаются весьма дорогостоящие продукты. Такие продукты Total импортирует в Россию со своих заводов, но логистика получается очень сложной. Сейчас совместно с коллегами из дирекции нефтепереработки изучаем технологическую возможность производства, после чего будем оценивать экономику проекта.

— Как в целом развивается нефтехимический бизнес «Газпром нефти»?

— Развитие этого бизнеса идет в неразрывной связке с развитием нефтехимического производства на перерабатывающих заводах «Газпром нефти». С точки зрения модели бизнеса нефтехимический ближе к производственно-коммерческим направлениям. Но от битумного направления и смазочных материалов нефтехимия отличается значительной капиталоемкостью — все проекты очень масштабны, объемны по инвестициям и технологиям. Поэтому в стратегии развития нефтехимического бизнеса, которую «Газпром нефть» приняла в 2008 году, заложено важное условие: развитие этого бизнеса должно идти по пути кооперации с лидерами нефтехимического рынка.

Это связано с тем, что производимые «Газпром нефтью» нефтехимические продукты — ксилол, бензол и ППФ — являются сырьем для дальнейшей продукции, которая, в свою очередь, выступает как сырье для других продуктов. Передел одного сырья в другое дает большую добавочную стоимость. Но делать это, имея одно лишь сырье, рискованно. Поэтому мы пошли по пути альянса с крупнейшими игроками нефтехимического рынка.

— Речь идет, в первую очередь, о СИБУРе?

— Да, и пилотный проект, на котором мы отработали эту модель, — производство полипропилена на Московском НПЗ — реализовывался совместно с СИБУРом на базе НПП «Нефтехимия». Партнерство получилось успешным — и сейчас мы совместно с СИБУРом и группой «Титан» работаем над следующим проектом по производству полипропилена в Омске на базе строящегося завода «Полиом». Но наиболее масштабный проект, который планируется реализовать совместно с СИБУРом в ближайшие годы, — строительство производства терефталевой кислоты (ТФК) и полиэтилентерефталата (ПЭТФ).

Сейчас «Газпром нефть» также находится в активной фазе переговоров с одним из ведущих мировых производителей пленок — обсуждаем возможность совместного производства востребованных рынком пленок на базе мощностей, находящихся на территории Московского НПЗ.

На 2012 год объем инвестиций в нефтехимический бизнес запланирован на уровне 3 млрд рублей. То есть рост очень активный, требующий реорганизации и этого направления. Мы рассматриваем два варианта: усиление структуры в рамках коммерческой дирекции либо создание юридического лица, которое будет управлять в интересах «Газпром нефти» совместными нефтехимическими активами.

— Нефтехимия — относительно новое для компании направление — активно растет. А насколько активно развиваются направления, уже ставшие для компании традиционными?

— Я уже сказал о росте объемов продаж всех трех дочерних продуктовых предприятий, или, если быть более точным, групп компаний. Начался международный этап развития премиальных бизнес-единиц, а чтобы быть интересными зарубежным потребителям, наши предприятия должны наращивать свое присутствие в ключевых точках. «Газпромнефть — смазочные материалы», к примеру, сегодня реализуют свою продукцию в 35 странах мира. По итогам 2011 года компания увеличила свое присутствие на одном из ключевых для «Газпромнефть-СМ» европейских рынках — в Италии, где находится наш завод по производству масел. Сегодня мы занимаем уже 3% итальянского рынка смазочных материалов — и это хороший результат, поскольку европейские рынки в принципе являются достаточно закрытыми для новых брендов.

Активно идет развитие бизнеса и в Средней Азии: сейчас «Газпромнефть-СМ» занимает более 45% рынка смазочных материалов Казахстана, наращивает присутствие в регионе за счет продаж продукции в Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Монголию.

«Газпромнефть-Аэро» и «Газпромнефть Марин Бункер» также эффективно выполняют зарубежные операции, постепенно трансформируясь из региональных в международные топливозаправочные компании. А глобальное присутствие предполагает глобальное партнерство, цель которого — иметь собственный продукт в любой точке мира, куда пойдет покупатель, будь то авиакомпании или судовладельцы. По этому принципу, к примеру, и развиваются партнерские отношения «Газпромнефть-Аэро» с Air Total International. В ближайшее время мы завершим подготовку материалов, необходимых для открытия подразделений этих бизнес-единиц в дальнем зарубежье.

— Переезд штаб-квартиры «Газпром нефти» в Санкт-Петербург оказал влияние на работу коммерческой дирекции?

— Безусловно, произошли серьезные перемены: состав дирекции обновился на 50%, поэтому для нас крайне важно было сохранить все достижения. И я считаю, мы не потеряли, а только приобрели в процессе переезда — новые идеи, новые подходы, обновленная команда. Это касается и упра вления процессинга и балансов нефтепродуктов, которое находится на передовом краю взаимодействия с заводами компании, и управления экспорта, которое совместно с «Газпромнефть Трейдингом» ведет работу на международном рынке нефтепродуктов. Сейчас наша команда уже полностью сформирована — и я с гордостью могу сказать, что это команда единомышленников. Конечно, это был в каком-то смысле вызов — и мы его приняли. И, не снижая темпов, продолжаем движение вперед.