Без отрыва от производства

Без отрыва от производства

На Московском НПЗ совершенствуют подходы к модернизации действующих установок.



Опыт, необходимый для совершенствования процесса реконструкции и модернизации действующих мощностей, специалисты МНПЗ нарабатывали в ходе кап ремонта установок «малого кольца» осенью 2011 года

Стартом программы совершенствования подходов к модернизации действующих установок стала практически полная перестройка установки стабилизации и вторичной перегонки бензина 22/4

На Московском НПЗ совершенствуют подходы к модернизации действующих установок.

Текст: Татьяна Дмитриева

Российская нефтепереработка активно перевооружается: для выхода на показатели качества нефтепродуктов, оговоренные Техническим регламентом*, и эффективности производства, заложенные в стратегиях развития лидеров рынка, необходимо внедрение новых технологий. При существующем среднем уровне отечественных НПЗ нефтяным компаниям, по сути, необходимо строить новые заводы. Это, конечно, невозможно — да и нецелесообразно, — и параллельно с новым строительством ведется реконструкция действующих мощностей, которую можно сравнить с пересадкой из поезда в поезд на полном ходу: проведение усовершенствований должно минимально влиять на объем выпуска продукции. Эту задачу приходится решать и специалистам «Газпром нефти». Одним из примеров использования новых подходов стала практически полная перестройка установки стабилизации и вторичной перегонки бензина 22/4 на Московском НПЗ в короткий период остановки на капремонт. Этот пилотный проект дал старт программе совершенствования подобной работы на предприятии.

РАБОТА С ОГРАНИЧЕНИЯМИ

Суммарная мощность первичной переработки нефти 35 крупных нефтеперерабатывающих заводов, работающих сегодня в России, — 278 млн тонн в год. При этом средний возраст их технологического оборудования — 30 лет. Московский НПЗ — одно из старейших отечественных предприятий отрасли, а значит, актуальность реализации программы модернизации производства здесь крайне высока и глубокая реконструкция действующих мощностей составляет значительную часть среднесрочной инвестиционной программы предприятия. Совершенствуется производство и точечно — в рамках программ по замене морально устаревшего оборудования (ЗМУО) и в рамках общей программы повышения эффективности. А вопрос, модернизировать или менять, решается исходя из экономических расчетов и сопоставления затрат и выгоды на несколько лет вперед. «Новое строительство всегда легче, — отметил заместитель генерального директора „Газпромнефть-МНПЗ“ по развитию производства и капитальному строительству Сергей Рождественских. — Чтобы реализовать проект по реконструкции старой установки, нужно приложить дополнительные усилия для освидетельствования и диагностики, сбора информации о действующем оборудовании. После этого проектная организация должна подтвердить, что оборудование сможет дальше работать на новых условиях». При этом, по его словам, глубокая реконструкция оборудования иногда может стоить дороже строительства нового объекта: «Если речь идет о реконструкции действующей установки на уровне полного восстановления, то внедрение современных технических решений попросту не всегда возможно, а если возможно, то нередко сопряжено с переделкой фундаментов, полной переобвязкой оборудования и так далее, причем работы приходится вести на ограниченной площадке». Впрочем, и это, пожалуй, не самая главная проблема — гораздо важнее ограничение не площадки, на которой ведутся работы, а времени их проведения, так как завод должен работать, производственный план выполняться, — и срок капремонта, за который, как правило, необходимо провести реконструкцию, ограничен максимум полутора месяцами.

ПРОГРАММНОЕ УСКОРЕНИЕ

Анализ прошедшего на Московском НПЗ осенью 2011 года капитального ремонта установок «малого кольца», в рамках которого проводились работы по реконструкции и модернизации действующих мощностей, позволил специалистам предприятия сделать несколько заметок на будущее. «Например, стало ясно, что готовиться к реализации программы необходимо не менее чем за 1–1,5 года до наступления события, — рассказал заместитель генерального директора „Газпромнефть-МНПЗ“ по производству, главный инженер Михаил Трушин. — На этом этапе должны быть определены подрядчики на проведение проектно-изыскательских работ. Через несколько месяцев после получения в полном объеме проектно-сметной документации необходимо выбрать подрядчика для производства строительно-монтажных работ. Должен быть четко оценен объем работ по проекту и самое главное — возможные сроки производства работ. Недооценка такого фактора, как возможность провести строительно-монтажные работы в сроки капремонта, была нами выявлена в 2011 году. Поэтому при реконструкции установки 22/4 в сроки капремонта возникла необходимость концентрации большого количества людей и техники на строительной площадке. Там одновременно находились 300— 400 человек монтажников. Это создавало тесноту при работах, а самое неприятное — повышало риски, прежде всего, нарушения безопасности людей».

Готовность к реализации мероприятий по реконструкции, модернизации и приведению объектов завода к требованиям норм и правил, большинство из которых должны быть реализованы в капремонт «большого кольца» в 2012 году, — выше. В ноябре 2011 года проектно-конструкторский отдел завода выполнил 44 проекта. И уже сейчас проведены необходимые тендерные процедуры по выбору подрядчиков. «Мы имеем разделительные ведомости по комплектации, понимаем, какую часть оборудования покупает завод, а какую — подрядчик, — рассказывает господин Трушин. — Соответственно, подрядная организация может заранее оценить трудоемкость работы, закупить оборудование и сформировать план мобилизации сил. У подрядчика есть время, чтобы поработать совместно с проектным институтом или ПКО уже в поле и до момента наступления ремонта получить оборудование и сделать заготовки на базах, а в период самого ремонта останется только установить максимально скомплектованное оборудование и обвязать его». Кроме того, по мнению главного инженера МНПЗ, необходимо внедрять принцип единого подрядчика, который будет реализовывать и программу ремонта, и ЗМУО, и программу повышения эффективности на отдельно взятом технологическом объекте. Это позволит избежать нестыковок в работе разных подрядных организаций и повысить эффективность планирования и проведения работ.

СМЕНА ПОДХОДОВ

По словам Сергея Рождественских, кардинальное изменение подходов к реконструкции и капстроительству в российской нефтепереработке — тенденция 10— 15 последних лет. Если раньше сначала подготавливалась рабочая документация, потом выпускалась спецификация, закупалось оборудование — и только после этого начиналось строительство, сейчас все процессы ведутся параллельно. «Мы одновременно проектируем, закупаем оборудование и материалы и ведем работы по реконструкции, — рассказал Сергей Рождественских. — Под эти требования современного бизнеса перестроились и проектировщики. Если раньше они выдавали сначала технологическую обвязку, а потом, например, фундаменты, то сейчас рабочая документация выпускается в соответствии с логикой этапов реконструкции или строительства». Еще одним шагом к соответствию МНПЗ мировым требованиям работы в области строительства и реконструкции стала реорганизация заводской службы капитального строительства, направленная на повышение качества работы с проектной документацией, планирования работ. Изменились подходы к договорной работе, к отбору персонала — больших строек на предприятии не было достаточно долго, и соответствующая квалификация была потеряна. По словам Михаила Трушина, необходимость повышения эффективности службы капитального строительства обусловлена возрастающими объемами задач по программам замены морально устаревшего оборудования, повышения эффективности производства и приведению к нормам и правилам объектов завода. «Если в 2011 году по согласованию с компанией на эти цели было выделено 1,5 млрд рублей, то в 2012-м — уже 3 млрд рублей», — сообщил господин Трушин.

* Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ