Глубина качества

Главный тренд в развитии российских НПЗ — повышение качества моторных топлив и глубины переработки нефти.

Сегодня российские НПЗ вынуждены активно модернизировать производство, чтобы обеспечить требуемый уровень качества и глубины переработки нефти

Чтобы стимулировать глубокую переработку нефти, государство планирует ввести запретительные пошлины на экспорт мазута

С 2016 года на АЗС можно будет продавать топливо только Евро-5

Привести в соответствие с западными экологическими стандартами уровень содержания вредных веществ во всех видах моторного топлива к 2015 году, а также максимально переориентироваться на внутренний рынок — такую задачу поставило перед российскими нефтяниками государство. Сделать это можно, только повысив качество и глубину переработки нефти на НПЗ.

ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ

Чтобы перевести машину отечественной нефтепереработки на новые рельсы, нужно эти самые рельсы сначала построить: необходима модернизация отечественных НПЗ. Процесс запущен несколько лет назад, но протекает в меняющихся политических и экономических условиях, что сказывается на его ходе. «Газпром нефть», например, корректировала свою программу модернизации уже как минимум трижды.

Первый коридор для модернизации был задан государством в 2008 году — тогда была принята первая редакция технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»*. Документ содержал недоработки и не учитывал реальное состояние нефтеперерабатывающего комплекса и сроки, в которые он может быть модернизирован.

Два года ушло на доработку техрегламента, и сегодня содержащиеся в нем формулировки уже не вызывают у специалистов столько негатива, как при обсуждении первой редакции. Например, из документа изъяли совершенно необоснованную привязку экологического класса к октановому числу.

За это время произошло еще одно важное событие. Было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в которое вошли Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Эта организация разработала собственный техрегламент как международный документ, имеющий приоритет над российским. Различия между ними невелики, но все же они есть, а это означает очередную корректировку стратегий модернизации.

Третьей ревизии планы ВИНКов подверглись в связи с изменением налоговой политики государства.

* Далее: технический регламент.

ТОПЛИВО ЕВРОКЛАССА

Экологические характеристики топлива регулируются техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным 27 февраля 2008 года (с учетом изменений от 7 сентября 2011 года).

Класс топлива соответствует аналогичному западному стандарту Евро и определяется в основном по главному показателю — содержанию серы. Согласно документу оборот автомобильного бензина и дизельного топлива допускается в отношении: 

  • класса 2 — до 31 декабря 2012 года; 
  • класса 3 — до 31 декабря 2014 года; 
  • класса 4 — до 31 декабря 2015 года; 
  • класса 5 — срок не ограничен.

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

До недавнего времени налоги на темные неф тепродукты были достаточно низкими — до октября 2011 года экспортная ставка со ставляла всего 40% от экспортной пошлины на нефть, в то время как на светлые нефтепродукты — 70%. Соответственно, было выгодно разогнать нефть на светлые нефтепродукты и мазут, который можно было сразу экспортировать, не вкладывая ни рубля в строительство и реконструкцию оборудования. В результате на мазут тогда приходилось более половины всех экспортируемых в Европу нефтепродуктов — европейцы охотно его брали по цене ниже стоимости сырой нефти и на своих НПЗ получали из него относительно недорогие моторные топлива.

Однако в настоящее время Россия столкнулась с ситуацией, когда добыча не только не прогрессирует, но в ряде случаев даже падает. Согласно прогнозам Министерства экономического развития к 2015 году в России будет перерабатываться на 1,45% меньше нефти, чем в 2012 году, — 258 млн тонн.

При таком положении дел ресурсы для развития отрасли логично искать внутри страны и связывать их с развитием технологий, повышением показателей глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов. Сегодня глубина переработки на некоторых НПЗ едва превышает 50%, а в среднем по стране по итогам 2011 года находится на уровне 70,8%, в то время как в экономически развитых странах превышает 90%.

Первым шагом на этом пути стало введение новой формулы расчета экспортной пошлины, получившей название «60–66», которая фактически уравняла ставки для светлых и темных нефтепродуктов.

Однако уже первый квартал 2012 года показал, что доля жидких топлив, в основном мазута, в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья вопреки ожиданиям достигла рекордных 60%. Эксперты объясняют неэффективность новых ставок тем, что компаниям, по всей вероятности, по-прежнему выгодно экспортировать «богатый» мазут для дальнейшей переработки, но с пошлиной гораздо меньшей, чем пошлина на экспорт сырой нефти.

В свете этого перспектива повышения экспортной пошлины на мазут до уровня ставки пошлины на нефть выглядит вполне реальной. Тем более что эти цифры уже названы в постановлении правительства Российской Федерации № 716 от 26 августа 2011 года.

МАСШТАБНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ

В состав группы «Газпром нефть» входят четыре нефтеперерабатывающих актива, каждый из которых имеет свою специфику и план развития. Речь идет о Московском и Омском нефтеперерабатывающих заводах, предприятии «Славнефть-ЯНОС» (99,7% акций на паритетных началах контролируются «Газпром нефтью» и ТНК-BP) и нефтеперерабатывающем комплексе NIS в Сербии (Naftna Industrija Srbije — компания принадлежит «Газпром нефти» и сербскому правительству).

Согласно стратегии «Газпром нефти» к 2020 году объем переработки по группе должен составить 70 млн тонн нефтяного эквивалента. Из них 40 млн должно приходиться на внутреннее производство, и эта задача уже выполнена, а оставшиеся 30 млн планируется нарастить за счет зарубежных активов.

На эти планы существенное влияние оказывают макроэкономические факторы. В Европе сегмент нефтепереработки сейчас пребывает в депрессии из-за растущих расходов — повышаются цены на нефть, растут налоги, дорожает рабочая сила, год от года увеличиваются затраты на внедрение, поддержание и обеспечение экологической безопасности. В результате хорошие заводы становятся еще лучше, но их никто не продает, а плохие — хуже, покупать их нет смысла. Поэтому сейчас специалисты «Газпром нефти» изучают рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии, где темпы роста значительно выше, чем в Европе.

Стратегия развития существующей нефтепереработки «Газпром нефти» включает три программы: повышения качества топлива, повышения глубины переработки нефти и экологическую программу. Первая из них направлена на повышение качества производимых нефтепродуктов и увеличение доли высокомаржинальной продукции. Масштабы реконструкции и модернизации технологических мощностей определены все тем же техническим регламентом, для соответствия которому реализуется 16 крупных проектов реконструкции и нового строительства на трех НПЗ компании (исключая NIS) до 2014 года. Объем капитальных вложений в эти проекты оценивается в 100 млрд рублей.

Эффект виден уже сейчас — «Газпром нефть» существенно увеличила объем выпуска высокооктановых бензинов, авиационного керосина и дизельного топлива летних и зимних марок. В 2011 году налажено производство высокооктановых бензинов 4-го и 5-го экологических классов, дизельных топлив 4-го класса, а с 2015 года все моторные топлива, выпускаемые на НПЗ компании, будут соответствовать современному стандарту качества Евро-5.

Программа повышения глубины переработки нефти включает девять крупных проектов, размер инвестиций в которые составит 172 млрд рублей. В результате ее выполнения значительно вырастет производство светлых нефтепродуктов — с 62,6 до 77,6%, сократятся объемы производства мазута, а его экспорт будет прекращен. В среднем показатель глубины переработки увеличится с 80 до 93%.

Приоритетной для «Газпром нефти» является экологическая программа, которая реализуется на всех НПЗ компании. В нее планируется инвестировать около 26 млрд рублей. До 2020 года по этой программе будут построены новые очистные сооружения, реконструированы установки производства серы, битумные производства, ликвидировано устаревшее оборудование и проведена рекультивация земельных участков с историческими загрязнениями.

Сегодня первоочередная задача «Газпром нефти» в области нефтепереработки — своевременно и успешно реализовать все три направления в рамках программы модернизации НПЗ и тем самым обеспечить компании устойчивые позиции на внутреннем рынке, любые потребности которого в современных продуктах мирового уровня смогут быть удовлетворены.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛУГОДИЯ

Сегодня в России действуют 27 крупных НПЗ, имеющих годовой объем переработки нефти более 4 млн тонн каждый, и несколько сотен мини-НПЗ. По данным Министерства энергетики России, в первом полугодии 2012 года первичная переработка на НПЗ составила: 

  • нефтяного сырья — почти 130 млн тонн (на 3% больше,
    чем за аналогичный период 2011 года); 
  • производство автомобильного бензина — 18,4 млн тонн (+5,5%); 
  • дизельного топлива — 34 млн тонн (-2,8%); 
  • топочного мазута — 37 млн тонн (+4,9%); 
  • авиакеросина — 4,9 млн тонн (+5,8%).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ