Омск в авангарде

Омск в авангарде

Модернизация одного из крупнейших российских НПЗ — Омского — нацелена на дальнейшее повышение глубины переработки нефти.

«Газпромнефть — Омский НПЗ» — один из крупнейших в России заводов, обладающий высокими показателями качества и глубины переработки нефти. Однако масштабная модернизация коснулась и его.

ПЕРЕРАБОТКА С РАЗМАХОМ

Первая установка переработки нефти на Омском НПЗ, атмосферно-вакуумная, была запущена 5 сентября 1955 года — именно этот день считается днем рождения завода. Производство развивалось семимильными шагами. Уже в первое десятилетие было построено более 50 технологических установок. Мощность завода быстро достигла 3 млн тонн перерабатываемого сырья. Нефть поступала с месторождений в Башкирии, а с 1964 года ее стали транспортировать из Сибири — сначала речными танкерами, а позже по трубопроводу Усть-Балык — Омск. Открытие тюменских месторождений позволило заводу стать одним из лидеров отечественной нефтепереработки, остается он им и сегодня.

В мае 2011 года на Омском НПЗ была переработана миллиардная с момента основания тонна нефти. Сегодня здесь выпускается около 50 наименований продукции. В этом основное отличие и преимущество омского завода перед другими НПЗ — здесь производят практически все возможные виды продуктов нефтепереработки, которые востребованы рынком. В основном это разные виды топлива: автомобильное, дизельное, судовое, котельное. Летом 2011 года Омский НПЗ приступил к производству бензина Супер-Евро-98, соответствующего пятому экологическому классу — на четыре года раньше срока, определенного техническим регламентом. Это стало возможным благодаря запуску установки изомеризации легких бензиновых фракций «Изомалк-2», выпускающей изомеризат — высокооктановый компонент моторного топлива, не содержащий олефиновых и ароматических углеводородов и позволяющий производить более экологически чистый бензин.

Тогда же на Омском НПЗ начался выпуск дизельного топлива третьего экологического класса. Массовая доля серы, влияющая на уровень вредных выбросов, в нем снижена по сравнению со вторым классом с 500 до 350 мг/кг, цетановое число, определяющее воспламеняемость топлива, повышено с 45 до 51.

Значительную долю в структуре производства завода составляют ароматические углеводороды: бензол, параксилол, ортоксилол — сырье для промышленности нефтехимии и органического синтеза. Усовершенствованный технологический процесс позволяет выпускать на комплексе «Ароматика» ортоксилол чистоты 99,6%, бензол чистоты 99,98%, параксилол чистоты до 99,95% — эти показатели одни из самых высоких в мире.

Олег Белявский,
Директор «Газпромнефть — Омский НПЗ»
Сейчас золотая пора нефтепереработки. Нужно пользоваться сложившимся положением, вкладывать в развитие, чтобы создать качественный задел на следующие десятилетия. В прошлом, 2011 году была утверждена программа развития завода до 2020 года, реализация которой позволит нам обеспечить потребителя более качественными и экологичными продуктами.


НОВАЯ ВЫСОТА

На фоне других отечественных НПЗ Омский и так выглядит достаточно неплохо. Однако прогнозы развития экономики, ужесточение экологических норм и растущие потребности рынка не позволяют ему остаться в стороне от происходящих в отрасли процессов модернизации.

Она идет полным ходом: построена уже упоминавшаяся крупнейшая в России и Европе установка изомеризации легких бензиновых фракций «Изомалк-2», реконструирована установка гидроочистки дизельного топлива Л-24/7, на которой внедрен процесс депарафинизации, позволяю щий вырабатывать зимнее дизельное топливо из летнего. Эта технология дает заводу возможность увеличивать производство зимнего дизтоплива в периоды сезонного повышения спроса более чем на 32 тыс. тонн в месяц.

В 2011 году завершена реконструкция комплекса КТ-1/1 производства глубокой переработки нефти и алкилирования бензинов.

Всего до 2020 года «Газпром нефть» планирует инвестировать в развитие Омского НПЗ более 115 млрд рублей. За это время будут модернизированы шесть существующих и введены в эксплуатацию восемь новых производственных объектов.

Основной упор планируется делать на дальнейшее повышение глубины переработки, которая должна превысить 96% (в 2011 году 84%). Этого планируется достичь, в частности, за счет переработки мазута методами замедленного коксования и гидрокрекинга.

Производство светлых нефтепродуктов — бензина и дизельного топлива — возрастет с нынешних 64 до 88–89%. При этом доля дизтоплива будет постепенно увеличиваться. Для этого намечено строительство большой установки гидрокрекинга, который будет не совсем «классическим» — помимо дизтоплива, на нем будет вырабатываться и высокий процент нафты для производства автомобильных бензинов. Сегодня в России примерное соотношение бензинового и дизельного транспорта составляет 70 на 30. Согласно прогнозам, в ближайшие 10–15 лет оно приблизится к значению 50 на 50, на уровне которого, скорее всего, и стабилизируется. Всеобщей «дизелизации», подобной европейской, ждать не приходится: в России слишком холодный климат.

Попутно на Омском НПЗ будет налажено производство высококачественного нефтяного кокса. Дефицит этого продукта на рынке, восполняемый сегодня импортом, составляет примерно 500 тыс. тонн в год. У «Газпром нефти» уже заключены долгосрочные соглашения на поставку кокса для алюминиевой промышленности с «Русалом», который готов покупать у Омского НПЗ весь производимый объем. Почти в два раза — до 800 тыс. тонн в год — планируется увеличить производство битумов.



БЕЗ ОПАСНОСТИ

Как и на остальных НПЗ «Газпром нефти», на Омском заводе уделяют повышенное внимание вопросам промышленной и экологической безопасности. Была модернизирована азотно-кислородная станция, построены парки для темных нефтепродуктов, для сырья при производстве битумов и кокса, парк сжиженных углеводородных газов, парк серной кислоты и парк щелочи, реконструированы хозяйственные стоки на очистных сооружениях. Ведется строительство блока очистки технологического конденсата, который позволит снизить затраты на приобретение свежей воды для производственных нужд.

На комплексе Г-43-6 освоена технология производства бицеолитных катализаторов каталитического крекинга — компонентов, использующихся для производства высокооктановых бензинов 4-го и 5-го экологических классов. Других производителей катализаторов каталитического крекинга в России сегодня нет.

Система экологического мониторинга, созданная на заводе, включает контроль за загрязнением подземных вод, промышленных стоков, воздушной среды, отходами производства и потребления. В результате при ежегодном росте производства воздействие ОНПЗ на окружающую среду остается стабильно низким, а по ряду показателей продолжает сокращаться. В целом предпринятые меры позволили заводу за последние 20 лет вчетверо снизить общий объем выбросов в атмосферу.

СПРАВКА

Установленная мощность «Газпромнефть-ОНПЗ» — 20 млн тонн нефти в год. Глубина переработки в 2011 году составила 84,05%, выпущено 4,1 млн тонн автомобильных бензинов. Доля высокооктановых бензинов составила 86%. Летом 2011 года Омский НПЗ приступил к выпуску бензина Супер-Евро-98 пятого экологического класса. Более чем на 55% за прошлый год увеличился объем выпуска судового топлива — до 1,63 млн тонн.