Точно в центр

Скоро Московский НПЗ почти полностью преобразится за счет внедрения передовых технологий и новых решений в сфере экологии.

Московский НПЗ в силу своего расположения — актив более чем перспективный, но вместе с тем самый сложный. За несколько лет завод должен почти полностью преобразиться, став передовым предприятием с точки зрения технологий, — выиграют от этого и жители столичного района Капотня, где расположен МНПЗ: экологический аспект в проекте на первом месте.

РОДОМ ИЗ 30-Х

Московский завод за свою историю, которую он ведет с 1935 года, пережил не одну модернизацию. К концу 1980-х это было одно из самых передовых предприятий в отрасли. Однако в последние 20 лет прежние собственники направляли инвестиции в основном на поддержание установок в рабочем состоянии, о комплексном развитии речь всерьез не шла.

До 2008 года оперативное управление предприятием осуществляла компания Sibir Energy совместно с правительством Москвы. В мае 2008 года «Газпром нефть» и структуры, подконтрольные Sibir Energy, зарегистрировали для управления заводом совместное предприятие — Moscow NPZ Holdings B.V., а в 2010-м здесь началась реализация масштабной программы модернизации. В 2011 году «Газпром нефть» установила полный контроль над Sibir Energy, став основным акционером Московского НПЗ.

По итогам прошлого года «Газпромнефть — Московский НПЗ» входит в десятку наиболее эффективных НПЗ России. Он обеспечии на военных аэродромах Московской области. Да и другие объекты московского авиаузла нуждаются в керосине, выпускаемом МНПЗ.

Реагируя на запросы рынка, с апреля 2012 года, то есть почти на три года раньше требуемого техрегламентом срока, завод полностью перешел на выпуск бензинов четвертого экологического класса. А производство дизтоплива четвертого класса началось на заводе еще раньше — 1 января 2011 года. Заложено в инвестпрограмму и почти двукратное увеличение производства авиатоплива.

Аркадий Егизарьян,
Генеральный директор «Газпромнефть — Московский НПЗ»
Наш завод по объему переработки занимает седьмое место в России. По технической оснащенности, параметрам глубины переработки, выходу светлых нефтепродуктов — в первой десятке. После модернизации, надеюсь, МНПЗ попадет в пятерку лучших. Главное не упустить время и возможности. У завода есть колоссальное преимущество: он находится в центре самого крупного рынка — Московского региона, и надо использовать его по максимуму.

ПЕРЕСТРОЙКА

Несмотря на успехи, основной объем работ по модернизации завода еще впереди. На эти цели «Газпром нефть» планирует направить до 2020 года более 130 млрд рублей. Программа повышения качества практически без изменений реализуется с 2010 года и включает строительство комбинированной установки «Переработка нефти». Она состоит из действующей установки первичной переработки ЭЛОУ-АВТ на 6 млн тонн и новой, аналогичной по мощности, а также установки гидроочистки дизтоплива и каталитического риформинга (CCR). Кроме того, ведется строительство установок изомеризации легких бензиновых фракций и гидроочистки бензина каталитического крекинга, что позволит перейти МНПЗ на выпуск бензинов класса 5. При этом устаревшие объекты «первички» будут ликвидированы.

Программа увеличения глубины переработки нефти подверглась в начале 2012 года серьезному пересмотру. Планы по строительству комплекса гидрокрекинга вакуумного га зойля (ГК ВГО), включающего установки по производству серы и водорода, большое ко личество которого потребляет собственно сама установка ГК ВГО, не изменились. Мнения разделились по поводу второй части программы. Когда в 2009 году разрабатывалась первая редакция плана модернизации, в «Газпром нефти» исходили из того, что экспортировать мазут выгодно. После того как ситуация изменилась — перед предприятием встала задача полностью свернуть его производство. Повысить глубину переработки нефти сначала собирались за счет строительства установки гидрокрекинга гудрона и замедленного коксования.

Однако в результате более глубокого экологического анализа было решено использовать технологию флексикокинга, при которой кокс превращается во флексигаз, который можно использовать для генерации энергии. Согласно проекту ее будет достаточно, чтобы обеспечить до 50% потребностей завода в электричестве и 100% потребностей в паре и горячей воде.

Технология флексикокинга на сегодня одна из самых передовых, и лицензией на нее владеет только американская ExxonMobil. В России таких установок пока нет, да и в мире их насчитывается всего пять.

ПРОБКАМ НЕТ

Сегодня МНПЗ располагает тремя путями вывоза готовой продукции: по трубопроводам, автотранспортом и по железной дороге. Авиакеросин уходит с завода по трубопроводу московского топливного кольца, которое обеспечивает столичные аэропорты. Использование железнодорожного транспорта ограничено характеристиками имеющихся на территории эстакад, поэтому обычно жидкие продукты по трубопроводу или автотранспортом доставляются на терминал Володарской станции и уже там загружаются в цистерны.

Таким образом, помимо трубопроводов, в основном используются бензовозы. Почти 47% перевозимого ими топлива имеет пункты назначения в пределах Московского региона, знаменитого своими пробками, которые начинаются для машин еще на заводе. Решить проблему планируется за счет сокращения количества загружаемого на территории транспорта. Топливо будет перекачиваться по трубам на Павелецкую нефтебазу и уже там загружаться в бензовозы.

ВСЕ ЧИСТО

Повышенное внимание при модернизации завода уделяется экологическому аспекту. «В вопросах экологии и промышленной безопасности спрос с МНПЗ в несколько раз выше, чем с любого нефтеперерабатывающего завода в другом регионе России, — отметил генеральный директор „Газпромнефть-МНПЗ“ Аркадий Егизарьян. — Мы как под микроскопом — у населения, контролирующих органов и представителей власти; получаем оперативную реакцию на малейшее отклонение от норм. И тут нам ничего не остается, как стать лучшими в этой области».

В рамках экологической программы в июле 2012 года запущена первая очередь водоочистных сооружений закрытого типа. Их задача — удалять из воды механические примеси, такие как ил, песок, и не допускать испарения и распространения запахов. Правда, для химической очистки стоки придется по-прежнему направлять на городские очистные сооружения, услуги которых совсем недешевы. Поэтому сейчас дорабатывается проект второй очереди очистных, строительство которых позволит на 80% сократить потребление свежей воды. То есть 80% воды будет циркулировать в замкнутом контуре, а остальная будет соответствовать уровню при родоохранных норм для рыбных водоемов. За счет этого Московский НПЗ через три-четыре года планирует сбрасывать в Москву-реку воду лучшего качества, чем из нее потребляет.

Модернизация МНПЗ — не просто мероприятия по повышению эффективности конкретного предприятия; это прежде всего инвестиции в обеспечение более экологичным топливом столичного региона, с учетом его все возрастающих потребностей и потенциала развития.

СПРАВКА:

В 2011 году на Московском НПЗ было переработано 10,8 млн тонн нефти. Глубина переработки по итогам года составила 72,3%, выход светлых нефтепродуктов — 6,1 млн тонн, в том числе 2,2 млн тонн высокооктановых бензинов, что на 9,6% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. В 2011 году завод также произвел 2,6 млн тонн дизельного топлива и 649 тыс. тонн авиакеросина.