В пятый класс экстерном

В пятый класс экстерном

С 1 июля ЯНОС полностью перешел на выпуск топлива пятого класса,
завершив выполнение программы повышения качества.

Нефтеперерабатывающий завод «Славнефть-ЯНОС» с 1 июля 2012 года полностью перешел на выпуск топлива пятого экологического класса. Программа повышения качества завершена. Теперь здесь работают над дальнейшим увеличением глубины переработки и производительности.

РАБОТА НАД КАЧЕСТВОМ

Первая очередь Ново-Ярославского НПЗ, которая возводилась энтузиастами всесоюзной комсомольской стройки, была запущена в 1961 году. Своему сокращенному имени — ЯНОС — предприятие обязано созданному в 1976 году производственному объединению «Ярославнефтеоргсинтез», в которое вошли головное предприятие Ново-Ярославский НПЗ, Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Менделеева и Ярославский завод нефтяной тары. Сегодня ЯНОС на паритетных началах принадлежит «Газпром нефти» и ТНК-BP.

В последнее десятилетие завод активно модернизируется. Помимо экологических требований, изложенных в техрегламенте, этому способствует и рыночная ситуация. В Центральном и Северо-Западном регионах, где завод занимает лидирующие позиции, год от года увеличивается спрос на высокооктановые бензины с улучшенными характеристиками и низкосернистое дизельное топливо. Поэтому основной задачей ЯНОСа стало именно удовлетворение потребности региона в соответствующих нефтепродуктах. На первом этапе модернизации с 1997 по 2001 гг. были реконструированы установка каталитического крекинга 1А-1М и установка сернокислотного алкилирования, введен в эксплуатацию комплекс по производству метилтретбутилового эфира, построены станция налива светлых нефтепродуктов в автоцистерны с производительностью до 5 тыс. тонн в сутки и узел по производству авиационного турбинного керосина.

Александр Князьков,
Генеральный директор ОАО «Славнефть-Янос»
Наш завод перешел на качественно новый этап развития, раньше других российских нефтеперерабатывающих предприятий мы наладили выпуск бензина и дизельного топлива только высокого класса экологической безопасности — пятого. При этом у нас есть планы по дальнейшей модернизации предприятия, связанные с увеличением глубины переработки. В ближайшей перспективе нам предстоит ввести в эксплуатацию установку гидроочистки дизельного топлива. А самый серьезный проект — строительство установки гидрокрекинга гудрона. Сейчас мы выбираем лицензиара этого проекта.

Главным итогом второго этапа, длившегося до 2006 года, стало строительство современного Комплекса глубокой переработки нефти (КГПН). В рамках этого проекта было возведено 25 новых производственных объектов, в том числе три основных установки — гидрокрекинга, висбрекинга и каталитического риформинга. Ввод в эксплуатацию КГПН позволил ЯНОСу увеличить глубину переработки нефти и существенно нарастить объемы выпуска светлых нефтепродуктов.

В последующие годы на ЯНОСе были введены в эксплуатацию комплекс сооружений и резервуаров для хранения сырой нефти, эстакада герметичного налива ароматических углеводородов и насосная станция для установки точечного налива светлых нефтепродуктов в железнодорожные цистерны, станция глубокой доочистки сточных вод, эстакада герметичного налива темных нефтепродуктов в автотранспорт.

В конце 2006 года была закончена реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива Л 24/6, на которой был начат промышленный выпуск дизельного топлива, соответствующего стандарту Евро-5. В 2009 году реализован последний этап реконструкции установки гидроочистки дизельного топлива ЛЧ 24/7, что также позволило выпускать на этом объекте дизтопливо пятого класса.

Чтобы обеспечить потребности действующих и строящихся объектов в водороде, в августе и сентябре 2009 года были введены в эксплуатацию установки химводоподготовки и производства водорода высокой степени чистоты.

А в марте 2010 года на ЯНОСе запустили новую установку первичной переработки нефти ЭЛОУ АТ мощностью 4 млн тонн в год, что позволило вывести из эксплуатации устаревшие установки АВТ-1 и АВТ-2.

В октябре прошлого года на ЯНОСе запущена мощная установка изомеризации бензиновых фракций С5-С6 «Изомалк-2», предназначенная для получения высокооктановых компонентов товарных бензинов без примесей серы и ароматических углеводородов. Установка состоит из трех основных секций: гидроочистки, фракционирования и изомеризации, разместившихся на площади 40 тыс. кв. м. Производительность «Изомалк-2» составляет 600,8 тыс. тонн в год.

На финансирование этого проекта было направлено 4,5 млрд рублей.

А в самом конце 2011 года на НПЗ введена в эксплуатацию установка гидроочистки бензина каткрекинга мощностью 870 тыс. тонн в год. Она предназначена для снижения содержания серы в бензине с сохранением его высокого октанового числа. Установка состоит из девяти связанных между собой блоков: пяти основных (селективного гидрирования, фракционирования, гидрообессеривания, стабилизации, регенерации амина) и четырех вспомогательных. Инвестиции в этот проект составили 5,2 млрд рублей.

Ввод в эксплуатацию «Изомалка-2» и установки гидроочистки позволит увеличить объем производства высокооктановых бензинов: с 2,086 млн тонн в 2011 году до 2,48 млн в 2012 году.

На протяжении последних десяти лет общий объем инвестиций в реконструкцию и модернизацию производственных мощностей «Славнефть-ЯНОСа» превысил $1,5 млрд.

В следующем году в эксплуатацию планируется запустить новую установку гидроочистки дизельного топлива, что позволит увеличить выпуск топлива пятого класса и дополнительно загрузить гидрокрекинг, обеспечив баланс по сырью и увеличив глубину переработки.

Всего до 2014 года «Славнефть» намерена построить и ввести в эксплуатацию установки гидроочистки дизельного топлива, производства базовых масел III группы, блока каталитической депарафинизации дизтоплива.



ВПЕРЕД И В ГЛУБИНУ

Задачу повышения глубины переработки изначально планировалось решить за счет строительства установки гидрокрекинга гудрона (ГКГ). Однако когда стало ясно, что экспортировать мазут больше невыгодно, специалисты пришли к выводу, что необходимо строить комбинированную установку — дополнить установку ГКГ процессом замедленного коксования. Производимый кокс по качеству будет ниже омского, но предполагается, что спрос на него также будет достаточно высок, в том числе у предприятий алюминиевой промышленности.

В результате будет достигнута глубина переработки более 90%, выход светлых нефтепродуктов — около 80%.

В более далекой перспективе на ЯНОСе планируется реконструировать и построить установки октано-повышающих процессов для обеспечения растущих потребностей российского рынка в 95-м и 98-м бензине.

СПРАВКА

В 2011 году на ЯНОСе переработано 14,8 млн тонн нефти. Глубина переработки составила 65,59%. Выпущено 8,3 млн тонн светлых нефтепродуктов, в том числе 2,35 млн тонн автомобильных бензинов, 4,45 млн тонн дизельного топлива, 842,5 тыс. тонн керосинов. Выпуск нефтяных битумов за этот период составил 385,3 тыс. тонн, смазочных масел — 248,4 тыс. тонн, мазута — 4,68 млн тонн.