Преимущества в евро

Программа развития комплекса нефтепереработки NIS выходит на финишную прямую: ключевой объект будет запущен до конца года.

Развитие и модернизация нефтеперерабатывающего комплекса стали ключевыми обязательствами, взятыми на себя «Газпром нефтью» в 2009 году при покупке 51% акций Naftna Industrija Srbije (NIS). Программа выходит на финишную прямую: до конца 2012 года должен быть запущен ключевой объект проекта — новая установка по легкому гидрокрекингу (MHC/DHT) на НПЗ Панчево.

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ

Три года назад оба НПЗ, принадлежавшие сербской NIS и перешедшие вместе с акциями под контроль «Газпром нефти», находились не в лучшей форме. Годы экономических санкций, бомбардировки НАТО в ходе войны за Косово привели к тому, что перерабатывающие мощности компании устарели, и, соответственно, качество нефтепродуктов оставляло желать лучшего.

Несмотря на то что NIS — крупнейший игрок на сербском нефтяном рынке, в течение нескольких лет до появления российского собственника компания работала с убытками, поэтому собственных ресурсов для модернизации обоих заводов попросту не было, а давать деньги в долг убыточному монополисту никто не хотел. В целом, будущее заводов в городах Панчево и Нови-Сад выглядело туманно — изношенное и устаревшее оборудование не позволяло делать позитивных прогнозов как для НПЗ, так и для всей компании в целом.

Ситуация изменилась с приходом «Газпром нефти» — проект по модернизации НПЗ Панчево был включен в межгосударственное соглашение Сербии и России по партнерству в нефтегазовой области и с 2009 года стал одним из приоритетов высшего менеджмента компании. Необходимые финансовые средства в размере более €500 млн были предоставлены NIS российским инвестором. Львиная доля средств — €397 млн — предназначалась на строительство установки MHC/ DHT, еще €60 млн — на экологические проекты, примерно €90 млн планировалось направить на создание на НПЗ инфраструктурных узлов, необходимых для работы в новом формате.

В качестве генерального подрядчика была выбрана интернациональная компания CB & I Lummus, и в 2010 году началась активная фаза строительства установки MHC/DHT на НПЗ компании, расположенном в Панчево. Оперативное строительство гидрокрекинга и его запуск в эксплуатацию были крайне важны для будущего NIS — это позволило бы отказаться от импорта нефтепродуктов европейского качества для нужд розничной сети, полностью перейти на производство продукции стандарта Евро-5 и увеличить объемы производства высококачественного топлива: евродизеля до уровня 1,5 млн тонн в год, бензина — до 640 тыс. тонн в год. Серьезный перевес в пользу дизтоплива объясняется просто — в Сербии автомобильный парк большей частью состоит из машин с дизельными двигателями, как в целом и всюду в Европе.

Одновременно с этим российские и сербские инженеры совершили небольшое чудо — уже в 2009 году, задолго до пуска гидрокрекинга, на мощностях НПЗ Панчево было освоено производство евродизеля, а в 2010 году NIS отказался от выпуска этилированных марок бензина, одновременно предложив рынку бензин европейского качества, но при этом сербского производства.



СТРОЙКА ТОЛЬКО НАЧАЛАСЬ

Есть несколько важных причин, по которым НПЗ Панчево нужно было перевести на производство топлива, соответствующего нормам, принятым в Европейском союзе. Первым мотивом было то, что Сербия вела — и ведет по сей день — активные переговоры о вступлении в ЕС, на территории которого производство и продажа низкокачественного топлива попросту запрещена.

В этой ситуации модернизация НПЗ стала шагом, избежать которого практически невозможно — в противном случае компания не только не смогла бы противостоять конкурентам, реализующим на сербском рынке качественное топливо, но и могла бы столкнуться с целым рядом жестких административных ограничений.

Вторым не менее важным аспектом послужила экологическая ситуация в окрестностях завода. В течение многих лет Панчево было «черной дырой» на экологической карте Сербии. Достаточно сказать, что экологическая ситуация в этом городе стала сюжетом для первого сербского фильма ужасов, где причиной превращения людей в зомби были именно выбросы с расположенных в Панчево промышленных предприятий.

«Только в 2011 году в проекты из области экологии было инвестировано более €20 млн, большая часть этих денег была освоена именно в рамках проекта по модернизации НПЗ, точнее — его очистных сооружений, — рассказал глава блока „Переработка“ NIS Виктор Славин. — В минувшем году построены и запущены сразу несколько очень важных узлов: установки по регенерации отработанной серной кислоты (SARU) и по переработке промышленных вод, идет модернизация системы промышленной канализации завода, гарантирующая защиту земель от возможного загрязнения нефтью и продуктами ее переработки. Итоги нашей работы, можно сказать, видны невооруженным глазом, например, объем выбросов твердых частиц сократился в три раза, улучшился ряд других экологических параметров».

Виктор Славин,
глава блока «Переработка» NIS
По сути, завершение модернизации НПЗ Панчево приведет к увеличению показателя глубины переработки нефти до 84%, а удельная доля светлых нефтепродуктов вырастет до 76%. Думаю, что это станет дополнительным импульсом нашим региональным проектам, прежде всего — в сегменте розничных продаж. Переход на производство топлива, отвечающего требованиям стандарта Евро-5, даст компании и серьезные конкурентные преимущества на внутреннем рынке.

В ШАГЕ ОТ ЦЕЛИ

Маркером, продемонстрировавшим высокую степень готовности проекта по модернизации НПЗ Панчево, стало открытие в ноябре 2011 года нового операционного зала, из которого можно управлять интегрированной производственной площадкой, объединяющей мощности и процессы компании. О важности данного события говорит один только факт: на церемонии запуска операторной присутствовали глава группы «Газпром» Алексей Миллер и Борис Тадич (на тот момент президент Сербии).

СПРАВКА

Нефтеперерабатывающий комплекс NIS состоит из двух НПЗ в Панчево и Нови-Саде, построенных в 1968 году. В 2011 году общий объем переработки составил 2,4 млн тонн сырой нефти, было произведено 700 тысяч тонн дизельного топлива и 430 тысяч тонн бензина, 158 тысяч тонн битума.

После завершения модернизации нефтеперерабатывающего комплекса NIS, в которую было инвестировано более 500 млн евро, объем переработки на нем будет увеличен до 4,8 млн тонн в год, а выпускаемое дизельное топливо и бензин будут отвечать стандарту Евро-5.