Приоритет устойчивости

Приоритет устойчивости

Внешние консультанты (KPMG) отметили значительный прогресс NIS в области устойчивого развития — если отчет компании за 2010 год получил оценку «С+», то оценка отчета об устойчивом развитии балканской «дочки» «Газпром нефти» 2011 года выросла до уровня «В+».

Внешние консультанты (KPMG) отметили значительный прогресс NIS в области устойчивого развития — если отчет компании за 2010 год получил оценку «С+», то оценка отчета об устойчивом развитии балканской «дочки» «Газпром нефти» 2011 года выросла до уровня «В+».

Текст: Анатолий Поморцев

НАЧАЛО ПУТИ


Развитие потенциала сотрудников — приоритетная задача кадровой службы NIS

NIS активно развивает экологические программы

Партнерство с баскетбольным «Партизаном» — важный социальный проект балканской «дочки» «Газпром нефти»

В 2011 году число травм на производстве NIS снизилось почти на 25%, общая направленность работы — максимальное снижение промышленных рисков

СН не раз писала о том, в каком состоянии находилась NIS в момент своего перехода под контроль «Газпром нефти» в начале 2009 года: накопленные баснословные долги и убытки, устаревшие технологии и оборудование, серьезные репутационные провалы, раздутый и малоэффективный штат. В оперативно сформированной новыми менеджерами стратегии оздоровления компании отдельное (и далеко не последнее) место заняла практика устойчивого развития. Причина очевидна: мировой опыт корпоративного управления не позволяет сомневаться в том, что развитие этого направления обязательно для каждой компании, желающей стать успешной и прогрессивной.

К реализации проекта NIS подошла крайне системно — погасив «пожар» в 2009 году, в 2010‑м и 2011‑м компания работала под знаком развития социального направления. Отчеты компании об устойчивом развитии и в 2010‑м, и в 2011 году готовились в строгом соответствии с международными стандартами, разработанными организацией GRI (Global Reporting Initiative), под пристальным контролем международных аудиторов из компании KPMG. Именно NIS стала первой компанией, работающей в Сербии, которая подготовила и представила общественности и бизнес‑сообществу полноценный социальный отчет, — другие субъекты сербской экономики обратили внимание на эту сферу только после того, как в 2010 году была реализована первая инициатива NIS.

ДИАЛОГ КАК ИНСТРУМЕНТ

Без тесного взаимодействия с внешней средой и пристального внимания к социальному сегменту успешный бизнес построить нельзя — в западной деловой среде это тезис уже давно стал аксиомой. Международные компании активно вкладывают средства в культуру, спорт, благотворительные проекты, развитие собственного персонала, экологию и другие направления, которые зачастую не имеют отношения к профильной деятельности, однако крайне важны для общества — среды, в которой развивается бизнес. «Безусловно, наиболее ярко эти процессы видны в странах Западной Европы — институты общества, способные влиять на репутацию, а тем самым и на рентабельность бизнеса, тут довольно сильны, — отметил старший пар‑ тнер консалтинговой компании „Спутник“ (Белград) Саша Савичевич. — Не обращая внимания на экологию или занимаясь непрозрачными закупками, можно понести серьезный репутационный — а затем и материальный— ущерб. Именно поэтому и кадровая политика, и вопрос взаимодействия с контрагентами, и целый ряд других направлений получают регулярное и подробное освещение со стороны менеджмента крупных и средних европейских компаний». По его словам, начинает меняться и ситуация в постсоциалистических странах: «Еще 10 лет назад говорить о социальной ответственности крупного бизнеса в нашей стране было бы странно — бизнес был государственным, его социальная ответственность измерялась по иной, непубличной шкале. Сейчас, благодаря в том числе и инициативе NIS, ситуация меняется в сторону большей транспарент ности, постепенно приближается к европейским образцам».

Один из самых ярких примеров изменения подходов — произошедшая в 2012 году коррекция формата взаимодействия с муниципалитетами, участвующими в программе социального партнерства с NIS. Если в 2010–2011 годах сред‑ ства, выделявшиеся компанией по этой статье расходов и измерявшиеся в миллионах евро, фактически отдавались в полное распоряжение администраций областей, в которых работает компания, то в 2012 году практика изменилась. Теперь средства распределяются с помощью открытых тендеров, подать заявку на участие в которых может по факту любой желающий. Вопрос же выделения финансирования под проект решает смешанная комиссия, в которую входят как менеджеры NIS, так и представители органов муниципальной власти.

ДИАЛОГ КАК ИНСТРУМЕНТ

Разумеется, определять приоритеты, инструменты и задачи устойчивого развития самостоятельно, исключительно силами компании было бы малоэффективно. Именно поэтому менеджмент NIS принял решение в рамках подготовки соцотчета активно развивать диалог со всеми внешними заинтересованными группами, в число которых входят органы государственной и муниципальной власти, бизнес‑структуры, спортивные и культурные учреждения, различные общественные организации.

Животрепещущих тем в рамках заседаний круглых столов, сопровождавших презентацию отчета, оказалось три: защита здоровья сотрудников и экология, кадровая политика и аспекты взаимодействия компании с поставщиками товаров и услуг.

Что касается первого направления, то прогресс налицо: в 2011 году число травм на производстве NIS снизилось почти на 25%, объем выбросов твердых частиц на НПЗ Панчево сократился втрое, было реконструировано или построено с нуля несколько ключевых объектов экологической инфраструктуры общей сто‑ имостью 2,41 млрд динаров (около 20 млн евро). Серьезная дискуссия развернулась вокруг про‑ блем кадровой политики. О серьезности подхода к решению кадрового вопроса, принятого в NIS, говорит то, насколько внушительные финансовые ресурсы выделаются на обучение и развитие персонала. В 2011 году эта сумма превысила 213 млн динаров (около 2 млн евро), что вдвое больше, чем годом ранее. Участники кругло‑ го стола обсудили новейшие практики из области людских ресурсов, согласились с эффективностью способа организации практики для студентов в качестве источника кадров, указали на необходимость билатеральной коммуникации между сотрудниками компании и ее кадровой службой как на залог сохранения стабильного психологического климата в рабочем коллективе. «Развитие потенциала наших сотрудников — приоритетная задача кадровой службы NIS. Практика показывает, что правильная селекция и инвестиции в собственные кадровые ресурсы зачастую гораздо выгоднее для компании, чем поиск менеджеров на рынке, — отметила заместитель директора функции по организационным вопросам NIS Татьяна Петрук. — Именно поэтому в NIS активно реализуются сразу несколько программ развития персонала, и мы рассчитываем на то, что уже в краткосрочной перспективе они дадут заметные результаты».

Последней — но от этого не менее важной — стала тема организации тендерных процедур и осуществления закупок товаров и услуг для нужд NIS. В этом сегменте главная задача — мотивация поставщиков на постоянное улучшение качества предоставляемых товаров и услуг. Разумеется, без обратной связи сделать это практически невозможно — именно поэтому все, даже не самые приятные темы нашли себе место в ходе диалога сторон. «Прежде всего приход специалистов „Газпром нефти“ в NIS и привнесенные ими практики серьезно упорядочили процессы в нашем сегменте работы, которые до этого не всегда были полностью прозрачны, — пояснил глава функции по материально‑техническому обеспечению NIS Дмитрий Мирсаитов. — Кроме того, крайне важно развитие реальной конкуренции среди наших поставщиков, так как именно конкурентная среда является источником качественных товаров и услуг для нашей компании. Безусловно, именно диалог с бизнес‑сообществом, как в Сербии, так и за ее пределами, — оптимальный инструмент, для того чтобы донести до партнеров наше видение, с чем и как мы хотим и намерены работать, поэтому мы и впредь собираемся пользоваться этим диалогом как инструментом для улучшения качества взаимодействия, не пуская процесс на самотек». При этом господин Мирсаитов подчеркнул, что особое внимание менеджмента будет обращено на уровень бюрократизации собственных процедур — так как, только минимизировав его, можно рассчитывать на эффективное сотрудничество.

Безусловно, для достижения стандартов, используемых в Евросоюзе, компании еще предстоит немалый путь. Однако уже сейчас понятно, какие шаги будут следующими: Сербия интегрируется в ЕС — а значит, необходимо полностью соответствовать набирающим силу в национальном бизнесе трендам. Социальная ответственность, прозрачность, открытость для диалога — один из них.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ