Скидка за сложность

Скидка за сложность

Российское правительство продолжает реформу налогообложения нефтяной отрасли — до конца 2012 года планируется законодательно закрепить ряд налоговых преференций для шельфовых проектов и месторождений, содержащих трудноизвлекаемые запасы нефти.

Текст: Евгений Третьяков

Российское правительство продолжает реформу налогообложения нефтяной отрасли — до конца 2012 года планируется законодательно закрепить ряд налоговых преференций для шельфовых проектов и месторождений, содержащих трудноизвлекаемые запасы нефти.

До 1 октября в соответствии с распоряжениями правительства ключевым федеральным органам исполнительной власти поручено подготовить поправки в Налоговый кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты, которые законодательно закрепили бы налоговые льготы для разработки шельфовых месторождений и трудноизвлекаемых запасов. Кроме того, Министерство энергетики России должно разработать единую методику предоставления пониженных ставок экспортных пошлин на нефть, добываемую на новых месторождениях углеводородов, а также вернуться к вопросу введения налога на финансовый результат для нефтяного сектора — так называемый НДД. В случае, если все эти инициативы не будут реализованы, возможно существенное падение объемов добычи, полагает глава ведомства Александр Новак.



НА СУШЕ И НА МОРЕ

Весной нынешнего года российское правительство приняло сразу два распоряжения с перечнем мероприятий по введению льготных режимов налогообложения нефтедобычи. В апреле был подписан документ о стимулировании разработки месторождений на шельфе. Он вводит классификацию проектов (четыре уровня) с учетом сложности технологических решений, природно-климатических условий и ледовой обстановки, глубины моря, геологической сложности открытых и перспективных месторождений, удаленности от берега и наличия объектов береговой инфраструктуры. Распоряжение предполагает освобождение добывающих компаний от налога на имущество, от вывозной таможенной пошлины, ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость (НДС) при ввозе технологического оборудования. Предусматривается также введение пониженных ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от категории сложности на новых морских месторождениях. При этом предусматривается неизменность условий системы такого налогового стимулирования для шельфовых проектов в течение 5–15 лет в зависимости от категории сложности (но не позднее 2042 года).

Второе ключевое распоряжение по налоговым льготам было подписано в мае 2012 года. Оно касается стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов нефти и по аналогии с «шельфовым» документом предполагает градацию проектов по сложности, исходя из геологических условий, с установлением пониженных ставок НДПИ в зависимости от категории сложности, а также пониженной ставки экспортной пошлины для сверхвязкой нефти с вязкостью в пластовых условиях более 10 000 мПа х с. Классификации проектов осуществляется на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти. Ставки НДПИ могут быть понижены на 50% и достигать 0% от законодательно установленной. При этом срок неизменности налоговых условий составляет 5, 7 и 10 лет (но не позднее 2025 года) в зависимости от категории проекта. Ставки вывозной таможенной пошлины для сверхвязкой нефти устанавливаются в размере 10% от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую сроком на 10 лет с момента начала применения указанной ставки, но не позднее 1 января 2023 года.

Конечной целью этих налоговых новаций, по расчетам Минэнерго, будет являться вовлечение в активную разработку дополнительно 2,5 млрд тонн запасов. Что касается льгот по шельфовым проектам, то энергетическое ведомство считает, что эти меры будут способствовать началу активной геологоразведки в регионе с прогнозными ресурсами углеводородов в 100 млрд тонн условного топлива. Распоряжения правительства России — фактически временные документы и требуют внесения изменений в различные нормативно-правовые акты, прежде всего в Налоговый кодекс РФ. Кабинет министров поставил срок разработки таких поправок — 1 октября 2012 года. Если Минэнерго, Минфин и другие ведомства выдержат этот график, то Государственная дума РФ сможет принять их до конца текущего года и ввести в действие с 1 января 2013 года. Стоит отметить, что на настоящий момент в России действует ряд налоговых льгот для нефтяной отрасли. Так, установлена нулевая ставка НДПИ для ряда новых проектов на территории Якутии, Иркутской области, Красноярского края, Ямало-Ненецкого АО, на континентальном шельфе. Также для отдельных проектов с 2009 года используется практика введения пониженных ставок экспортной пошлины на сырую нефть.

Однако эти льготы носят фрагментарный (точечный) неуниверсальный характер. Именно поэтому новые механизмы по шельфу и тяжелой нефти нуждаются в законодательном закреплении. Сейчас же, подчеркивает Александр Новак, возникает ситуация, когда нефтяные компании принимают решения об откладывании принятия инвестиционных задач по крупнейшим новым проектам. В связи с этим 13 июня текущего года на совещании по вопросам налогообложения нефтегазовой отрасли под председательством премьер-министра России Дмитрия Медведева было принято решение о разработке Минэнерго, Минфином и Минэкономразвития единой методики предоставления льгот по вывозным таможенным пошлинам на нефть, добываемую на новых месторождениях углеводородов, промышленная добыча на которых будет начата до 1 января 2016 года. «В рамках этой методики до конца года уже необходимо будет принять решение по ряду инвестиционных проектов. Я хотел бы обратить особое внимание, что методику нужно принять до конца года и по некоторым проектам уже принять решение о возможных льготах», — отметил Александр Новак.

С ОБОРОТА НА РЕЗУЛЬТАТ

На совещании был одобрен ряд весьма важных решений, которые касались, впрочем, прежде всего газовой сферы. В частности, по его итогам Дмитрий Медведев поручил Минэнерго, Минфину, Минэкономразвития и Федеральной службе по тарифам совместно с нефтегазовыми компаниями до 1 марта 2013 года подготовить и представить в правительство предложения по установлению начиная с 2014 года формулы расчета ставки НДПИ на природный газ, которая будет учитывать многокомпонентный состав газа, макроэкономические показатели, ценовую конъюнктуру на целевых рынках сбыта, а также показатели экономической эффективности проектов по добыче природного газа.

«Мы начали работу, подготовим предложения по корректировке налогового режима нефтегазовой отрасли. Формула требует детальной проработки, к сентябрю будут представлены все необходимые предложения, чтобы в ходе осенней сессии начать работу с депутатами», — сообщил вицепремьер РФ Аркадий Дворкович, курирующий работу правительственной комиссии по энергетической политике. Он пояснил, что все наработки по формуле необходимо принять в ходе весенней сессии Государственной думы в следующем году.

В отношении нефтяной отрасли столь глобальных решений принято не было. Но помимо упоминавшейся выше инициативы относительно разработки методики снижения экспортных пошлин было высказано несколько принципиально важных замечаний. Дмитрий Медведев заявил, что введенный с 1 сентября прошлого года таможенный режим «60–66» не полностью оправдал ожидания правительства. «Определенный эффект эти решения принесли, но, наверное, это не тот эффект, на который мы все рассчитывали», — подчеркнул он и поручил ведомствам обеспечить мониторинг выполнения нефтяными компаниями планов по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.

Глава Минэнерго Александр Новак в своем выступлении вновь поднял вопрос о коренной модернизации принципов налогообложения нефтяной отрасли. На сегодня уровень фискальной нагрузки на нефтяную промышленность России является самым высоким, и не только по отношению к другим отраслям, но и в сравнении с другими странами, подчеркнул он. «Ключевая проблема действующей налоговой системы заключается в том, что налогами и сборами облагается не финансовый результат, а абсолютные показатели выручки компании. Несмотря на то что такой подход в свое время позволил упростить администрирование и собираемость налогов, он не учитывает в первую очередь экономику отрасли и фактически препятствует притоку в нее инвестиций. Так, существующее налоговое регулирование делает нерентабельной добычу значительного объема запасов как на новых, так и на уже разрабатываемых месторождениях», — говорит Александр Новак. Министр выразил уверенность, что «необходимо еще раз вернуться к рассмотрению перехода на обложение отрасли налогом на добавочный доход». В противном случае в отрасли может быть спровоцировано падение добычи уже в самое ближайшее время. В результате в следующие 20–30 лет из тех 22 млрд тонн запасов, которые мы на сегодняшний день имеем по нефти, добытыми могут оказаться лишь 11 млрд тонн. Добыча нефти может упасть с 500 млн до 370 млн тонн.

Пока согласованного решения в правительстве нет, разные ведомства имеют разные взгляды на этот вопрос. Вероятнее всего, налог на добавочный доход (НДД) может быть введен в том или ином виде для новых проектов. Но как скоро это может произойти, сказать сложно. Вполне возможно, кабинет министров сочтет принятые решения достаточными, с учетом текущей сложной экономической ситуации в мире. Но нельзя не отметить, что движение государства в сторону принятия мер по стимулированию инвестиционного процесса в нефтегазовой отрасли уже можно считать весьма позитивным фактором. Другой ключевой момент — правительство четко осознает, что время разовых мер прошло и нужны системные решения. «Когда налоговый режим меняется очень часто, это хоть и объясняется государственными интересами, но такая ситуация вредит инвестиционному потенциалу. Нужно создать правила, которые будут рассчитаны на долгосрочную перспективу», — говорит Дмитрий Медведев. Какими будут эти правила и насколько они будут учитывать мнение нефтегазовых компаний, мы узнаем уже этой осенью.

Александр Шубин,
начальник управления налоговой политики «Газпром нефти»
— Исходя из критериев, определенных Минэнерго по начальной выработанности и категоризации запасов по проницаемости (первая категория «менее 1 миллидарси», вторая — «от 1 до 2 миллидарси»), под действие налоговых преференций потенциально подпадают три месторождения «Газпром нефти» в Ямало-Ненецком автономном округе: Вынгаяхинское, Крайное и Суторминское.

По предварительным подсчетам специалистов «Газпром нефти», эффект от применения льготы по НДПИ по нефти из трудноизвлекаемых запасов (в части низкой проницаемости коллекторов) составит для Вынгаяхинского месторождения 15 млрд рублей за период разработки, для Крайнего и Суторминского — 10,9 млрд рублей за период разработки.

Эти подсчеты нельзя назвать точными с той точки зрения, что льготу планируется ограничивать по времени, а эффект рассчитан исходя из всего срока эксплуатации месторождений. Кроме того, Минэнерго не определилось с начальным порогом выработанности, при недостижении которого лицензионные участки подпадают под льготу. Пока Минэнерго просило исключить проекты с выработанностью более 1%, однако если условия изменятся, то в периметр действия налоговых преференций может попасть Пальяновское месторождение с показателем выработанности до 3%. Для него эффект составит 8,5 млрд рублей.

Отдельно следует остановиться на понятии «льготируемый объект добычи». На рабочих совещаниях с участием нефтяных компаний в Минэнерго обсуждалась инициатива, согласно которой льготироваться должна будет нефть, добываемая из пласта, соответствующего указанным характеристикам по проницаемости и выработанности. Таким образом, речь следует вести о льготе по НДПИ, предоставленной для нефти, добытой из определенного пласта, состоящего на государственном балансе в качестве обособленного объекта, а не в целом по лицензионному участку, к которому такой пласт относится.

Есть еще один важный аспект: распоряжением 700-р предусматривается необходимость ведения прямого раздельного учета, предполагающего возведение на льготируемых лицензионных участках обособленной инфраструктуры по подготовке сырой нефти и доведению ее до стандарта качества — товарной нефти, соответствующей ГОСТу и подлежащей обложению НДПИ. Такое строительство — мероприятие весьма затратное, и необходимые для этого расходы могут быть не покрыты тем объемом льгот, который получат недропользователи.

Кроме того, для выхода ряда проектов по добыче трудноизвлекаемых запасов нефти на окупаемость недостаточно только предлагаемых льгот по НДПИ. Для таких проектов необходимо дополнительное льготирование в виде пониженной экспортной пошлины на нефть. Впрочем, распоряжением 700-р предусмотрена возможность (необходимость) выработки дополнительных мер налогового и таможеннотарифного стимулирования, что может быть использовано при подготовке предложений по предоставлению пониженной ставки экспортной пошлины на нефть, добываемую из трудноизвлекаемых запасов.

В целом это важное и перспективное решение и еще один шаг в направлении улучшения инвестиционного климата в российской нефтедобыче. При условии полноценной доработки законодательной и нормативно-правовой базы и доведения процесса до логического завершения это может дать вторую жизнь многим из действующих месторождений и вовлечь в разработку новые запасы, существенно обновив технологический арсенал отрасли.