Логичный вывод

Логичный вывод

«Газпром нефть» совершенствует схему обеспечения материально-техническими ресурсами.

Текст: Мария Ермоленко

«Газпром нефть» совершенствует схему обеспечения материально-техническими ресурсами.

Добыча и переработка нефти — процессы не прерывные и ресурсоемкие. Бесперебойное обеспечение предприятий материально-техническими ресурсами, предполагающее отлаженность логистических процессов, — основа эффективности любого крупного нефтяного холдинга. С 2011 года транспортная и складская логистика — сфера ответственности компании «Газпромнефть-Снабжение».

В РУСЛЕ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Реорганизация системы материально-технического обеспечения (МТО) велась в «Газпром нефти» с 2006 года. За несколько этапов реализации проекта были регламентированы процедуры обеспечения дочерних предприятий, стандартизировано управление, сформированы полнофункциональные службы материально-технического обеспечения с типовой структурой и четким разделением зон ответственности. Однако, несмотря на это, по оценке руководства компании, затраты на транспорт и склад оставались высокими, что стало поводом для принятия компанией решения в русле основных рыночных тенденций.

Высокая конкуренция на мировых и региональных рынках вынуждает компании направлять основные ресурсы на повышение ключевых компетенций, а второстепенные — отдавать на аутсорсинг. На Западе наблюдается тенденция полной или частичной передачи функций складирования и транспортировки материально-технических ресурсов в управление так называемому оператору комплексной логистики (ОКЛ), в то время как российские нефтяные компании занимаются этим либо самостоятельно, либо с привлечением подрядчиков, чаще всего аффилированных компаний. Проект ОКЛ подразумевает, что провайдер полностью берет на себя заботу о логистике заказчика и самостоятельно выстраивает для него цепи поставок. При этом компания может использовать как собственные активы, так и возможности субподрядчиков в лице перевозчиков, экспедиторов, складских операторов. Такая модель позволяет решить целый ряд задач: улучшить качество предоставляемых услуг, обеспечить требуемый уровень затрат и реинвестировать прибыль в развитие системы логистики.

Руководствуясь этой логикой, в конце 2010 года правление «Газпром нефти» приняло решение о создании специализированной дочерней структуры — «Газпромнефть-Снабжение». «Прежде всего, специализированное предприятие заинтересовано в формировании культуры, ориентированной на сервис. Такой подход — залог повышения качества и эффективности оказываемых услуг, — объяснил руководитель дирекции по материально-техническому обеспечению и ка питальному строительству „Газпром нефти“ Абдулла Караев. — Кроме этого, мы будем внедрять лучшие практики по организации складского хозяйства и транспортного обеспечения». Учитывая, что затраты на склад и транспорт для «Газпромнефть-Снабжения» являются основными, повышение качества сервиса и эффективности использования ресурсов становится насущной необходимостью.

ВНУТРЕННИЙ ОПЕРАТОР ДЛЯ ВНЕШНЕГО РЫНКА

Новая организация объединила логистический сервис крупнейших «дочек» «Газпром нефти» — «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза», «Муравленковскнефти», «Газпромнефть-Хантоса», «Газпромнефть-Востока» и Омского НПЗ. Соответственно, филиалы компании были созданы в Омске, Томске, Ноябрьске и Ханты-Мансийске. В процессе выделения функций складской и транспортной логистики в отдельный бизнес из состава предприятий основного производства в новую организацию был выведен персонал, занимавшийся складскими и транспортными операциями, и после инвентаризации переданы на ответственное хранение материальные ресурсы со всех складов. С июля 2011 года «Газпромнефть-Снабжение» в полном объеме начало оказывать логистические услуги подразделениям «Газпром нефти».

Первым шагом в направлении развития корпоративной культу- ры стало формулирование миссии и ценностей «Газпром нефти». Они были закреплены в корпоративном кодексе. Ценности — своего рода фундамент, на котором строится компания. У «Газпром нефти» их пять: честность, лидерство, менталитет ответственного собственника, взаимоуважение и доверие, менталитет победителя. «Cмысл существования любой компании — извлечение прибыли, — рассказывает Марк Кукушкин, — но прибыль, заработанная, например, в результате массового травматизма, никому не нужна. Поэтому обычно ценности содержат указание на то, что еще кроме денег важно для компании. И если какое-то решение принимается, опираясь на ценности, а не только на экономические причины, то всем становится понятно: компания может отказаться от денег ради денег, потому что, например, улучшает жизнь людей, а не просто перечисляет дивиденды акционерам». При этом развитие в организации корпоративной культуры на руку не только собственникам бизнеса, но и рядовым сотрудникам. Корпоративные ценности — это такие правила игры, рассчитывать на которые каждый может и в отношении самого себя.

Перед компанией была поставлена конкретная задача — повысить уровень сервиса, обеспечивая требуемый уровень затрат. При этом наряду с выполнением роли эффективного внутреннего оператора «Газпромнефть-Снабжение» должен выйти и на внешний рынок — это является одним из ключевых стратегических ориентиров компании. Его достижение требует расширения набора конкурентных преимуществ: развитой инфраструктуры (наличия автоматизированных складских помещений, эффективного парка техники), опыта работы, профессионального персонала, максимально широкого спектра услуг. Господин Караев считает цель вполне достижимой: «При условии повышения качества внутреннего сервиса и снижения затрат „Газпромнефть-Снабжение“ сможет не только сохранить оптимальные условия обслуживания для предприятий компании, но и обеспечить позицию ведущего логистического оператора в регионах присутствия заказчика, успешно конкурирующего на рынке с другими крупными игроками».

СПИСОК ПРИОРИТЕТОВ

Для реализации планов в «Газпромнефть-Снабжении» сформировали список приоритетов. Первоочередная задача — повышение качества сервиса и эффективности, которое должны обеспечить внедрение системы управления складским хозяйством, реализация программы модернизации и расширения складов, обновление парка техники, внедрение международных сертификатов качества (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001), повышение производительности труда. В рамках развития пакета комплексных услуг с февраля 2012 года в полном объеме ведутся поставки по принципу от склада материально-технических ресурсов до скважины; осуществляются мультимодальные перевозки, когда для перемещения груза используются различные виды транспорта.

Особое внимание уделяется проектам по сопровождению и обеспечению логистической инфраструктурой новых северных активов «Газпром нефти» — Мессояхской группы и Новопортовского месторождения на севере ЯНАО. Предприятие работает над расширением географии и увеличением количества заказчиков, что должно обеспечить снижение удельных затрат на единицу продукции и позволит снизить ставку на услуги до уровня лучших практик. Новый опыт в работе с разными, в том числе внешними, заказчиками будет способствовать повышению качества услуг, ускорению производственных процессов и росту загрузки мощностей.

Сергей Смецкой,
Генеральный директор
ООО «Газпромнефть-Снабжение»
Наша основная задача — эффективное и качественное обеспечение производственных потребностей предприятий компании; решить ее мы можем при условии повышения уровня внутреннего сервиса. В рамках развития предприятия нами сформирована комплексная программа, направленная на улучшение качества предоставляемых услуг, снижение их удельной стоимости и повышение скорости обслуживания. Основной фокус приложения наших усилий, конечно, максимальное удовлетворение потребностей заказчиков. Подтверждение этой направленности — включение в контракты «Индекса удовлетворенности потребителя». Этот показатель отражает лояльность наших заказчиков к компании и к предоставляемым услугам. Расчет индекса удовлетворенности позволяет выявить значение и соотношение цены, качества, доступности и других факторов, влияющих на отношение заказчика. Мониторинг этого показателя и его составляющих позволяет своевременно разрабатывать мероприятия по устранению замечаний и повышать эффективность сотрудничества. Это передовая международная практика, являющаяся для нас ориентиром при развитии предприятия.