Большая стройка

Текст: Евгений Третьяков

Московский НПЗ полностью перешел на выпуск высокооктановых бензинов класса 4.

Московский НПЗ полностью перешел на выпуск высокооктановых бензинов класса 4. Пока это результат изменения технологических режимов работы оборудования. Реализация новой программы модернизации производства московского завода позволит вывести МНПЗ на уровень лучших мировых стандартов.

Программа модернизации одного из ключевых перерабатывающих активов «Газпром нефти» предусматривает и строительство новых технологических комплексов, и реконструкцию существующих установок.

Первый проект новостроя — строительство комбинированной установки «Переработка нефти». Входящая в его состав 6‑миллионная установка первичной переработки ЭЛОУ‑АВТ в паре с действующей ЭЛОУ‑АВТ на 6 млн тонн будут определять общий объем переработки — 12 млн тонн нефти в год. Действующие сейчас на заводе менее крупные устаревшие установки первичной переработки нефти будут выведены из технологической цепи.

На площадке с новой ЭЛОУ‑АВТ планируется разместить установки гидроочистки дизельного топлива и каталитического риформинга (СCR). Конфигурация оборудования и коммуникаций рассчитана таким образом, чтобы минимизировать энергопотребление, оптимизировать численность персонала.

На втором этапе реализации инвестпрограммы запланировано строительство комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля (ГК ВГО), включающего установки по производству серы, и водорода, большое количество которого потребляет собственно установка ГК ВГО.

Выбор конфигурации комплекса, который должен быть построен на третьем этапе модернизации и, по сути, замыкать технологическую цепь МНПЗ, значительно повышая глубину переработки, заставил поломать головы специалистов. Изначально речь шла о выборе между гидрокрекингом гудрона (ГКГ) и термическими процессами его переработки, в частности коксования. Анализ показал, что второй вариант предпочтительнее из‑за дороговизны ГКГ, больших сроков строительства установки, нестабильности ее работы с нефтью Urals. Однако для МНПЗ установки замедленного коксования также не подходили: проблемы со складированием, отгрузкой, транспортировкой огромного количества кокса не нужны предприятию, расположенному в черте мегаполиса и, соответственно, максимально ориентированному на защиту окружающей среды. Выход был найден в технологии флексикокинга, результатом переработки гудрона при которой становятся фракции, возвращающиеся на переработку, и флексигаз, который может выступать в качестве топлива для собственного энергоблока завода.

Это одна из самых современных технологий, лицензией на которую сегодня владеет только американский гигант ExxonMobil. В России пока установок флексикокинга нет, а в мире их пять, проект интеграции установки флексикокинга с производством энергии, аналогичный московскому варианту, реализован на одном из японских НПЗ.

Исходя из экономической целесообразности был выбран вариант строительства ТЭЦ для собственных нужд предприятия на 65 МВт, не предполагающий большого объема поставок электроэнергии во внешние электросети.

Эти три крупных проекта позволят довести московский завод до соответствия всем европейским нормам и требованиям. Пока они проходят процедуры утверждения, большая стройка на МНПЗ уже ведется. До конца 2012 года будет завершена реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива ЛЧ‑24—2000, в первом квартале 2013‑го планируется пуск установки изомеризации. Ввод этих объектов в эксплуатацию позволит «Газпромнефть-МНПЗ» перейти на выпуск моторных топлив 5‑го экологического класса.

В апреле стройку посетили мэр Москвы Сергей Собянин и председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. Такое внимание столичных властей к заводу понятно. Ведь речь идет как об обеспечении задыхающейся от автомобильных выхлопов Москвы экологичным топливом, так и о развитии экономики мегаполиса и всего Центрального региона.

Программа модернизации Московского НПЗ разрабатывалась в жесткой привязке к рыночным реалиям и прогнозам: анализировалось то, какие нефтепродукты будут востребованы в регионе и спрос на какие, наоборот, упадет. Например, видны перспективы развития московского авиационного узла, и почти двойной рост производства авиатоплива заложен в инвестпрограмме.

«Московский НПЗ эффективно реализует первый этап масштабной программы модернизации, направленный на улучшение качества производимых нефтепродуктов, — отметил Александр Дюков в ходе апрельского визита на МНПЗ. — Решение этой и других задач, предусматривающих рост показателей глубины переработки и выхода светлых, повышение производственной и экологической эффективности, требует глобальных инвестиций». «Газпром нефть» планирует направить на модернизацию Московского НПЗ до 2020 года 130 млрд рублей. То есть объем финансирования по сравнению с при‑ нятой ранее ранее инвестпрограммой увеличен в два раза.



ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ УСТАНОВОК

На МНПЗ есть участки для размещения установок флексикокинга, гидрокрекинга ВГО и ТЭЦ требуемой мощности. Гидрокрекинг ВГО может быть размещен на площадке, изначально запланированной в генплане МНПЗ, разработанном ВНИПИнефть в 2009 году. Флексикокинг и ТЭЦ могут быть размещены на месте нынешних прудов-отстойников, которые будут ликвидированы, и старого блока оборотного водоснабжения.

ДОСТАТОЧНОСТЬ САНИТАРНОЙ ЗОНЫ

Ближайшие жилые строения находятся на расстоянии более 600 метров от установки гидрокрекинга при нормативе 350 метров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ