На суше и на море

Компания «Газпромнефть — смазочные материалы» подписала лицензионное соглашение с американской Chevron.

Компания «Газпромнефть — смазочные материалы» подписала лицензионное соглашение с американской Chevron. Партнерство позволит дочернему предприятию «Газпром нефти» стать поставщиком широкой линейки смазочных материалов для морских и речных судов.

Текст: Ольга Сафина

КОРОТКИЙ ПУТЬ


Современный российский флот состоит в основном из судов иностранного производства, а суда, строящиеся в России, оснащаются импортными двигателями и их компонентами

Совместная работа «Газпромнефть — смазочных материалов» и «Газпром-нефть Марин Бункера» — ключевое условие успешности нового бизнеса

На рынке судовых масел царит глобальная конкуренция: 80% всех смазочных материалов для систем водного транспорта в мире производятся пятью компаниями — Shell, ExxonMobil, BP, Chevron и Total. Годовой объем мирового рынка потребления судовых масел — более 3 млн тонн, на российский рынок приходится около 2,5% от мирового — и выйти на этот рынок очень непросто. Однако в «Газпром нефти» решили, что идти нужно: бизнес по производству судовых масел высокодоходный, спрос на эту продукцию в России растет большими темпами — в среднем на 10% в год. При этом рынок ориентирован на высококачественные судовые масла: современный российский флот активно обновляется, сегодня он состоит в основном из судов иностранного производства, а суда, строящиеся в России, оснащаются, как правило, импортными двигателями и их компонентами.

«Специфика этого бизнеса — в его глобальности, — объясняют специалисты „Газпром нефть — смазочных материалов“ („Газпромнефть-СМ“), — потребителю продукции — владельцу судна принципиально важна возможность пополнить запасы смазочных материалов в любой точке мира, где ходит судно». К тому же ассортимент компании — производителя масел должен покрывать как минимум 90% потребностей судовладельцев, и не только в непосредственно самих судовых смазочных материалах, но и во вспомогательных маслах, которые используются на судне. Еще один ключевой момент: наличие одобрений компаний — производителей двигателей для водного транспорта. Получение таких одобрений возможно только в случае проведения эксплуатационных, то есть полевых, испытаний судовых масел — как правило, этот процесс занимает не меньше года. Но прежде чем приступить к этой работе, от компании — производителя двигателей нужно получить разрешение на проведение испытаний и найти подходящее судно, на котором они будут проходить, — при этом далеко не все судовладельцы готовы идти на риск, соглашаясь тестировать новую продукцию. После того как судно найдено, между производителем смазочных материалов, компанией, выпускающей судовые двигатели, и судовладельцем подписывается трехсторонний контракт. В общей сложности на организацию полноценной работы по производству судовых масел необходимо не менее трех лет.

«Путей вхождения в бизнес судовых масел два: либо проект с нуля, который требует длительной работы по созданию собственного ассортимента, либо организация производства по лицензии глобального рыночного игрока, располагающего всеми необходимыми одобрениями своей продукции и актуальными технологиями производства, — рассказал генеральный директор „Газпромнефть-СМ“ Александр Трухан. — Мы пошли по пути сотрудничества с мировым лидером, которое позволяет нам в короткие сроки и с наименьшими затратами выйти на премиальный рынок судовых смазочных материалов».

Выбор международного партнера в «Газпром- нефть — смазочных материалах» проводили исходя из нескольких ключевых критериев: полноты ассортимента судовых смазочных материалов с высокими эксплуатационными свойствами, обладающих одобрениями всех ключевых производителей судовых двигателей и агрегатов, а также наличия глобальной сети сбыта и широкого присутствия продукции компании в мировых портах. Среди трех крупнейших мировых игроков в сегменте производства судовых смазочных материалов, участвовавших в отборе, фаворитом была признана компания Chevron Lubricants.

КАЧЕСТВЕННОЕ СООТВЕТСТВИЕ

Сегодня на долю Chevron в мировом объеме производства судовых масел приходится порядка 16%, масла этой компании поставляются в 1,5 тыс. портов по всему миру. Подписание лицензионного соглашения открыло «Газпром-нефть — смазочным материалам» дорогу в высококонкурентный бизнес судовых масел: «дочка» «Газпром нефти» стала первой российской компанией, вошедшей в глобальную сеть Chevron по поставке масел.

В марте 2012 года «Газпромнефть-СМ» уже выпустили первую партию судовых масел под брендом Texaco: по условию лицензионного соглашения компания в течение трех лет будет производить смазочные материалы для водного транспорта под брендом компании Chevron. Рецептуры судовых масел, лицензию на производство которых получила российская компания, имеют одобрения ведущих мировых производителей судовых двигателей и систем: MAN-B&W, Sulzer, Wӓrtsilӓ, Caterpillar, Deutz, ABB, Rolls-Royce и так далее.

Выпускаемые на производственных активах «Газпромнефть — смазочных материалов» в Омске и подмосковном Фрязино судовые масла будут распространяться на территории России и Украины. В перспективе к этим производственным площадкам будет подключен и итальянский завод компании в городе Бари. Для получения разрешения на выпуск новой продукции Омский и Московский заводы смазочных материалов, принадлежащие «Газпромнефть-СМ», прошли технический аудит на соответствие требованиям Chevron к площадкам для производства судовых масел. На обоих заводах, которые теперь подключены к программам контроля производства и лабораторий, действующим на предприятиях Chevron, внедрены элементы системы качества компании, в сферу действия которых попадают такие процессы, как анализ продукции, хранение арбитражных проб и документооборот. А в научно-исследовательском центре Chevron, который расположен в бельгийском городе Гент, были проведены тесты базовых масел производства «Газпромнефть-СМ», которые показали полное соответствие продукции требованиям партнера «дочки» «Газпром нефти».

ПРОИЗВОДСТВО И СБЫТ

Филиал «Газпромнефть — смазочных материалов», который обеспечивает координацию процесса производства и реализации судовых масел, расположен в Санкт-Петербурге. Там же находится крупнейший региональный офис другой «дочки» «Газпром нефти» — «Газпром-нефть Марин Бункера», занимающегося реализацией бункеровочного топлива и заправкой судов топливом «в борт».

Совместная работа «Газпромнефть-СМ» и «Газпромнефть Марин Бункера» по организации сбытовой структуры судовых масел в России — ключевое условие успешности этого бизнеса, считает глава коммерческой дирекции «Газпром нефти» Леван Кадагидзе: «Начало производства судовых масел — важный шаг в развитии масляного бизнеса „Газпром нефти“. Сотрудничество с одним из мировых лидеров по выпуску судовых смазочных материалов поможет компании получить новый опыт и современные технологии производства, а синергия с бункеровочным бизнесом „Газпром нефти“ позволит сформировать гарантированный канал сбыта новой продукции».

В бизнесе судовых масел «Газпромнефть Марин Бункер» выступит своего рода проводником для дистрибуции новой линейки продуктов: «Газпромнефть-СМ» будет использовать клиентскую базу судоходных компаний, сбытовую сеть и логистику бункеровочной «дочки» «Газпром нефти», располагающей самой обширной географией деятельности на территории РФ среди отечественных бункерных компаний. В свою очередь клиенты «Газпромнефть Марин Бункера» теперь смогут воспользоваться комплексным предложением, приобретая не только топливо, но и масла. Пока под брендом Texaco, однако уже в горизонте 2014–2015 годов в «Газпромнефть-СМ» планируют начать развитие собственной премиальной линейки масел для систем водного транспорта. А к стратегическому для «Газпром нефти» 2020 году — войти в число международных лидеров бизнеса судовых масел и обеспечивать поставки продукции этого профиля в 200 портов мира.

CHEVRON CORPORATION

Вторая после ExxonMobil интегрированная энергетическая компания США. Основана в 1879 году в городе Пико-Каньон, Калифорния. В 2001 году поглотила компанию Texaco, получив наименование ChevronTexaco. В 2005 году вернулась к прежнему наименованию. В топ-500 крупнейших американских корпораций журнала Fortune по итогам 2011 года занимает третье место. Выручка — $245,621 млрд, прибыль —$26,895 млрд.

История Chevron неразрывно связана с инвестициями в создание дизельных масел для особо тяжелых условий эксплуатации. Смазочные материалы Chevron признаны производителями оборудования во всем мире и превосходят требования международных стандартов, включая API (США), ACEA (Европейский союз), JASO (Япония) и ГОСТ (Россия).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ