Учимся плавать

Учимся плавать

Минэнерго России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрабатывают законопроект о плавающих акцизах на топливо, который призван сделать налоговую нагрузку на нефтяные компании и автовладельцев более сбалансированной.

Текст: Евгений Третьяков

Идея плавающих акцизов обсуждается в российском правительстве уже не первый месяц. Особую актуальность она приобретает в период повышения стоимости нефти на мировых рынках (и одновременном росте акцизов на нефтепродукты), в результате чего начинает повышаться цена топлива на автозаправках. Недовольство автолюбителей и предпринимателей заставляет искать способы сглаживания ценовых пиков. Пока для этого используются в основном методы административного давления, но всем понятно, что нужны постоянные и прозрачные механизмы, которые действовали бы вне рамок ручного управления. Одним из таких механизмов и являются плавающие акцизы на нефтепродукты. Работают они следующим образом. При росте цен на нефть и нефтепродукты на внешнем рынке до уровня выше $90 за баррель применяется пониженная ставка акцизов на топливо. Когда цены на внешнем рынке снижаются, ставки акцизов повышаются и возвращаются к исходному состоянию.

Государству это, в принципе, не грозит особыми потерями, поскольку в период роста цен на нефть растут и экспортные пошли‑ ны, и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которые привязаны к мировым котировкам на черное золото. Да и в целом роль акцизов (на топливо, табак и алкоголь) в пополнении государственной казны не очень велика: из 9,7 трлн рублей, собранных в 2011 году Федеральной налоговой службой, на долю акцизов пришлось 0,6 триллиона, или 6%. А с нынешнего года сборы от топливных акцизов пойдут не в бюджет, а в дорожные фонды.

РЫНОЧНАЯ РЕАКЦИЯ

Предложение ввести плавающие акцизы высказывалось Федеральной антимонопольной службой еще в прошлом году, но лишь нынешней весной снова стало актуальным, поскольку вновь сошлись все негативные для потребителей факторы: растут мировые цены и повышается налоговая нагрузка. По данным Минэкономразвития, в первом квартале сред‑ нее ценовое значение российской нефти марки Urals превысило $117 за баррель, в апреле котировки на мировых рынках опустились в район $115. При этом продолжится начавшийся в прошлом году рост ставок акцизов — с 1 июля 2012 года предполагается увеличение ставки на не соответствующий 3‑му, 4‑му и 5‑му классам бензин до 8,225 тыс. рублей за тонну, на бензин 3‑го класса — до 7,882 тыс. рублей за тонну, 4‑го класса — до 6,822 тыс. рублей за тонну, 5‑го класса — до 5,143 тыс. рублей за тонну. В среднем это даст прибавку примерно в 1 рубль на литр топлива, что, естественно, скажется на стоимости топлива и в рознице. Российские нефтяные компании стараются не перекладывать всю возросшую нагрузку на потребителей: если цены на нефть, к которым привязана основная налоговая нагрузка нефтяников, выросли с 2007 по 2011 год в 2,2 раза, то цены на бензин в России — лишь в 1,45 раза. Однако абсолютно не реагировать на такие изменения рынок, разумеется, не может.

Тупиковость нынешней фискальной политики очевидна, реакция большинства авто владельцев на преодоление психологи‑ ческой отметки в 30 рублей за литр 95‑го — тоже. По этому ФАС и Минэнерго приступили к реальной работе над законопроектом о плавающих акцизах. В апреле 2012 года заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что документ будет подготовлен в течение месяца‑двух. В антимонопольной службе корреспонденту СН подтвердили, что такая работа ведется и существуют два варианта документа, подготовленных антимонопольной службой и Минэнерго.

МЕЖДУ ДВУХ ЦЕН

Нефтяные компании поддерживают идею введения плавающих акцизов. «Конечно, цены на внутреннем рынке определяет спрос. Но российский рынок — часть мирового рынка нефти и нефтепродуктов, — пояснил председатель правления „Газпром нефти“ Александр Дюков. — В Европе и в мире цены на нефть выросли, за три месяца рост составил порядка $20 за баррель, к марту среднемесячная цена достигла $125 за баррель. Из‑за сезонного снижения спроса зимой в России снизились оптовые цены, и в настоящий момент внутренние цены на 3–6 тыс. рублей ниже, чем экспортная альтернатива. Если ценовой корректировки не произойдет, начнется вымывание нефтепродуктов с внутреннего рынка, есть риск возникновения дефицита. Чтобы сохранить розничные цены на нынешнем уровне, было бы правильно перейти на плавающие акцизы, привязать их к цене на нефть»

Вариант формулы плавающего акциза уже существует. Предлагается рассчитывать две цены Urals. Первая — по итогам месячного мониторинга, вторая — прогнозная. Обе цены переводятся в рубли по курсу Центробанка. Если первое значение будет превышать второе, то на каждый рубль превышения ставка акциза будет уменьшаться на 70 копеек для бензина и на 77 копеек для дизтоплива. При обратном соотношении ставки подрастут на ту же величину. При этом абсолютное значение разницы действующих ставок акцизов не должно превышать размера ставок акциза, соответствующего топливу 5‑го класса.

ВОПРОС ОТКРЫТ

Аналогичный механизм акцизного регулирования уже вводится в действие на Украине. Соответствующий законопроект был внесен правительством в Верховную раду в конце апреля. В документе предложено текущие ставки акцизного налога принять в качестве базовых на период до конца 2012 года. При этом к базовой ставке каждую декаду будет добавляться или вычитаться в зависимости от средней стоимости нефти за предыдущую декаду корректирующая сумма. Плавающий акциз на бензин вводится для стабилизации цен. Если растет цена на нефть, уменьшается акциз, и соответствующим образом стабилизируется цена на бензин«, — пояснил действие властей министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.

Перспективы российских «плавающих» акцизов более туманны. Законопроект хоть и находится в завершающей стадии разработки, но уже понятно, что судьба у него будет непростая. Против выступает Министерство финансов. А когда верстался номер, пришло неожиданное известие, что Минэнерго уже не настаивает на реформе акцизов, выступая за регулирование нетбэков (чистая выручка от продажи нефтепродуктов за вычетом пошлин и транспортных расходов). Актуальность плавающих акцизов «чуть‑чуть угасла». «Так как цены на мировом рынке упали, то такой жесткой диспропорции, которая была раньше по уровню экспортных доходов, у нас нет», — сказал Сергей Шматко, на тот момент возглавлявший Министерство энергетики России.

Позиция не очень понятная, так как изменение цен — процесс постоянный, и абсолютно ясно, что сейчас давление на топливный рынок остается высоким, а значит, цены будут расти вместе с акцизами. Так что, очевидно, вопрос не закрыт, а отложен до новых конъюнктурных всплесков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ