Дизельная модернизация

Дизельная модернизация

Обновление установки гидроочистки дизельного топлива на Московском НПЗ.

Текст: Екатерина Миронова

Программа модернизации Московского НПЗ набирает обороты. В ходе планового капитального ремонта «большого кольца» проведена реконструкция нескольких ключевых установок, в том числе установки гидроочистки дизельного топлива ЛЧ-24-2000.

Процесс гидроочистки дизельного топлива был введен в технологическую схему Московского НПЗ в 1988 году. Задача обеспечения Москвы и Московской области малосернистым дизельным топливом стояла еще тогда. Реализация этого проекта положительно сказалась и на эффективности производства: ввод гидроочистки позволил заводу без увеличения штатной численности в полтора раза повысить производительность труда и более чем в шесть раз увеличить прибыль.

Установка гидроочистки дизельного топлива ЛЧ-24-2000 мощностью 2 млн тонн в год строилась совместно с чешскими специалистами известной компании ЧКД. «Двухмиллионка» стала одной из лучших установок ГО ДТ из задействованных в те годы на нефтеперерабатывающих заводах Советского Союза.

Сергей Кузнецов,
Главный технолог
«Газпромнефть-МНПЗ»
На заводе есть группа установок, определяющих возможность завода перейти на выпуск топлив 5-го класса. ЛЧ-24-2000 — одна из них. Согласно программе модернизации завода «двухмиллионка» будет реконструирована, что позволит производить дизельное топливо 5-го экологического класса.

К 2017 году будет возведен еще один комплекс — комбинированная установка по переработке нефти, также предусматривающая в своем составе гидроочистку дизельного топлива и позволяющая выпускать топливо 5-го класса. Соответственно, на МНПЗ будут действовать две гидроочистки дизтоплив, производящих по 2 млн тонн топлива 5-го класса. А установка ЛЧ-24/5, состоящая из двух блоков очистки дизельного и авиационного топлива, перейдет на выпуск керосина.

ОЧИСТКА В КОМПЛЕКСЕ

Времена меняются, прогресс в нефтепереработке идет семимильными шагами, и то, что в 1980-х было технологическим прорывом, сегодня не дотягивает даже до внутрироссийских стандартов эффективности. Конечно, оборудование «двухмиллионки» регулярно приводилось в соответствие с действующими нормами и правилами, но перемены требовались кардинальные.

В 2010 году на МНПЗ был разработан комплекс мероприятий по реконструкции ЛЧ-24-2000 в рамках реализации среднесрочной инвестиционной программы на 2011–2013 годы. За счет этого планировалось добиться снижения содержания серы в товарном дизельном топливе до 10 ppm, что отвечает требованиям экологического 5-го класса (что в свою очередь соответствует «Евро-5»).

Модернизация «двухмиллионки» была разбита на несколько этапов. Выйти на запланированный уровень содержания серы в топливе планировалось главным образом за счет монтажа дополнительного реактора. Кроме того, в планах была замена циркуляционного компрессора на современный, позволяющий увеличить давление в реакторном газовом тракте и уменьшить мощность электродвигателя.

Обеспечивать установку водородом чистотой 99,9% об. призван блок короткоцикловой абсорбции (КЦА) риформингов. А катализаторы, обеспечивающие получение дизельного топлива требуемого качества, подбирались с учетом межрегенерационных пробегов не менее двух лет.

На блоке аминовой очистки газов планируется заменить термосифонный ребойлер для улучшения качества регенерированного амина и снижения содержания сульфидов. Также предусмотрена автоматизация технологических процессов с возможностью перевода управления в единую операторную. А нынешней осенью в рамках ремонта «большого кольца» на ЛЧ-24-2000 был смонтирован корпус новой печи.

КПД — 90

Печь П-201 предназначена для нагрева газосырьевой смеси перед реакторами гидроочистки. Помимо этого она нагревает газ для поддува в колонну стабилизации установки. Новый агрегат для МНПЗ изготовила международная компания Heurtey Petrochem — один из лидеров рынка в области проектирования и изготовления технологических печей для нефтеперерабатывающей и химической промышленности.

В целях повышения эффективности работы новая печь оснащена системой подогрева воздуха. Воздух на горение подается одним из двух дутьевых вентиляторов (один работает, другой в резерве) через паровой воздухоподогреватель, затем через основной газовый подогреватель к горелкам. Уходящие газы выходят из верха секции конвекции печи и проходят через воздухоподогреватель, где охлаждаются, тем самым увеличивая экономичность установки. После этого газы возвращаются в дымовую трубу.

Использование новой печи позволит увеличить межремонтный пробег установки до четырех лет и сократить расход топлива с 1819 до 1717 кг/ч. Кроме того, в процессе эксплуатации будет обеспечена ремонтопригодность воздухоподогревателя и его защита от низкотемпературной кислотной коррозии. КПД новой печи увеличен до 90%.

Проект модернизации ЛЧ-24-2000 завершится в феврале 2013 года.