Формула независимости

Формула независимости

Обсуждение принципов формирования ставок НДПИ на природный газ.

96-155.jpg

Уровень налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор долгое время остается одной из основных тем обсуждения между отраслью и властью. На сегодня в числе главных тем диалога — рост ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении природного газа. Несмотря на то что для «Газпром нефти» это не основное направление бизнеса, увеличение газового налогового бремени для компании также актуально.

Текст: Антон Понуровский

Налоговые разногласия, периодически возникающие между бизнесом и властью в вопросах налого обложения, вполне объяснимы: для государства налоги на газ и нефтянку — основная статья пополнения бюджета, бизнесу облегчение налогового бремени даст дополнительный денежный поток для инвестиций в развитие.

Весной 2012 года правительство РФ подготовило ряд предложений по коррекции уровня налоговой нагрузки на компании нефтегазового сектора. Как уже рассказывала СН, основные изменения коснулись освоения новых проектов морских месторождений (распоряжение правительства РФ № 443‑р), проектов разработки трудноизвлекаемых запасов нефти (распоряжение правительства РФ № 700‑р), а также изменений ставки НДПИ на горючий природный газ.

Но если целью издания документов по шельфу и трудноизвлекаемым запасам являлся поиск стимулов для активизации процесса освоения новых проектов, что снижает налоговую нагрузку на отрасль, то заявленные правительством РФ на заседании 2 мая 2012 года планы по индексации ставок НДПИ на природный газ, напротив, были направлены прежде всего на увеличение налоговых поступлений в бюджет.

ПО ФОРМАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ

Газовая проблема с НДПИ, конечно, возникла не на майском заседании правительства. Ставка налога увеличилась сразу на 61% еще в 2011 году. В Министерстве финансов рассчитывали получить от этого более 50 млрд рублей за 2012 год, а вместе со следующим, 2013‑м, поступления должны были вырасти до 130 млрд рублей. В эти расчеты был заложен механизм увеличения ставки НДПИ на величину инфляции. Однако актуальными они оставались недолго.

В июне 2011 года правительство приняло решение о росте налоговой нагрузки на отрасль на 150 млрд рублей в 2012 году, на 170 млрд рублей в 2013‑м и на 185 млрд рублей в 2014‑м. Удар по экономике газодобывающих компаний был нанесен серьезный. И в первую очередь по экономике «Газпрома».

Дело в том, что начиная с 2012 года ставки НДПИ на природный газ для группы «Газпром» и для независимых производителей дифференцируются. Разница более чем заметная: «независимая» ставка 251 рубль/1000 м³, в то время как для «Газпрома» — 509 рублей/1000 м³.

В капитале «Газпром нефти» доля «Газпрома» превышает 50%, поэтому компания вынуждена платить повышенную ставку НДПИ на природный газ. При этом экономика газодобычи «Газпром нефти» гораздо ближе к «независимой», чем к газпромовской. Кроме того, объемы добычи природного газа «Газпром нефти» не участвуют в формировании экспортного баланса газа «Газпрома» — весь газ нефтяного крыла энергетического холдинга реализуется в пределах «южного транспортного коридора», включающего газопровод «Уренгой — Челябинск» и систему газопроводов «Газпром трансгаз Томска». А ведь наличие у энергетического холдинга собственной экспортной трубы и было одним из основных аргументов при принятии решения о дифференцировании ставок.

То есть «Газпром нефть» вынуждена платить более высокую ставку НДПИ на природный газ только по формальному признаку принадлежности к группе «Газпром», по сути, ничем не отличаясь от других независимых производителей природного газа, таких как «Новатэк», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», ТНК‑ВР.

КАК УБЕДИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Добыча природного газа для «Газпром нефти» непрофильный бизнес. Однако оставлять ценные углеводороды в недрах разрабатывающихся месторождений компания, претендующая на статус лидера рынка по эффективности, позволить себе, конечно, не может.

В 2011 году предприятия группы «Газпром нефть» добыли около 4,4 млрд кубометров природного газа, в основном на промыслах в Муравленко и Ноябрьске. К 2015-му эта цифра может увеличиться до 10,2 млрд кубометров.

Развитие газового сегмента на фоне ускоренного роста ставок НДПИ обеспечивает компании в 2013–2014 годах 2,5 млрд рублей дополнительной налоговой нагрузки. Работа, направленная на минимизацию негативного эффекта, ведется сразу на двух фронтах: специалисты «Газпром нефти» (в партнерстве с коллегами из других нефтегазодобывающих компаний) общаются с органами госвласти и по поводу снижения темпов индексации ставок НДПИ на газ, и об исключении из периметра налогоплательщиков, уплачивающих НДПИ по повышенным ставкам.

Результатом движения в первом направлении стал законопроект Минфина, предусматривающий существенное замедление темпов роста ставок НДПИ на природный газ по сравнению с майским вариантом. Финансисты предлагают с 1 июля 2013 года увеличить ставки НДПИ для группы «Газпром» на 7% — до 622 рублей за 1000 кубометров, для независимых производителей газа на 52% — до 445 рублей/1000 м³. К 2015 году ставка налога для группы «Газпром» составит 788 рублей/1000 м³, для независимых производителей — 552 рубля/1000 м³. При таких условиях потери «Газпром нефти» от роста ставок НДПИ за 2013–2014 годы сократятся до 1,3 млрд рублей.

Отстаивая свою позицию по поводу неприменимости к компании повышенных ставок НДПИ, «Газпром нефть» в начале октября представила на парламентских слушаниях в Совете Федерации предложения по изменению пп. 11 п. 2 ст. 342 Налогового кодекса, исключающего из «газпромовской группы» налогоплательщиков с долей добычи природного газа менее 35% от общего объема добычи углеводородов.

Впрочем, проблема газового НДПИ, похоже, с уровня обсуждения конкретных цифр в конкретные периоды времени выходит на стратегический уровень смены самих принципов расчета ставок.

ГАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

Магистральная идея — привязка ставки НДПИ на газ к различным условиям с помощью специальной формулы. В июне свой проект формулы представило Минэнерго, включившее в уравнение такие параметры, как цены внутреннего и внешнего рынков, а также сложность разработки и транспортное плечо. Обнародованный вслед за этим вариант Минфина учитывал при расчете ставки НДПИ индекс роста оптовых цен на газ для промышленности. Активно обсуждался проект энергетического центра «Сколково», учитывавший разницу нетбэков реализации природного газа на внутреннем и экспортном направлениях. Однако ни один из этих вариантов не нашел поддержки сразу у всех заинтересованных сторон.

24 сентября интерес к налоговой реформе в газодобыче проявил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, давший поручения проработать вопрос введения формулы расчета ставки НДПИ на природный газ начиная с 2014 года. «Имеется в виду дифференциация этого налога в зависимости от горно‑геологических и географических факторов, что позволит увеличить поступления в федеральный бюджет на сумму порядка 17 миллиардов», — пояснил премьер.

По мнению экономистов «Газпром нефти», итоговый вариант формулы расчета НДПИ на природный газ, если правительство в итоге все же примет решение о необходимости ее внедрения, может заметно отличаться от всех существующих сегодня предложений. «При определении справедливого размера ставок помимо условий, уже обозначенных в формулах, необходимо учитывать такие факторы, как удаленность месторождения от потребителя, степень выработанности запасов, глубина залегания продуктивного пласта, компонентный состава газа и т.д., — пояснила начальник налогового департамента „Газпром нефти“ Инесса Яшнева. — Кроме того, последние заявления Минэнерго России указывают на возможность ухода при расчете формулы НДПИ от дифференциации ставок для „Газпрома“ и независимых производителей».

По мнению экономистов «Газпром нефти», итоговый вариант формулы расчета НДПИ на природный газ, если правительство в итоге все же примет решение о необходимости ее внедрения, может заметно отличаться от всех существующих сегодня предложений. «При определении справедливого размера ставок помимо условий, уже обозначенных в формулах, необходимо учитывать такие факторы, как удаленность месторождения от потребителя, степень выработанности запасов, глубина залегания продуктивного пласта, компонентный состава газа и т.д., — пояснила начальник налогового департамента „Газпром нефти“ Инесса Яшнева. — Кроме того, последние заявления Минэнерго России указывают на возможность ухода при расчете формулы НДПИ от дифференциации ставок для „Газпрома“ и независимых производителей».

Презентованная заместителем министра энергетики Павлом Федоровым на встрече с представителями отрасли 24 октября единая формула расчета выглядит следующим образом:
НДПИ на газ = коэффициент стимулирования новых проектов × доля изъятия × маржа.

Этот проект вызвал критику со стороны Минфина, в основном сводившуюся к чрезвычайной сложности в администрировании применения ставок на основании отдельных залежей и связанных с ними параметров. И 29 октября Минэнерго представило обновленную формулу:
НДПИ = доля изъятия × коэффициент стимулирования × (валовая маржа — нормированные затраты на добычу × коэффициент геологии), где:
  — доля изъятия определена равной 23,5% для всех участков недр;
  — коэффициент стимулирования различен:
    0 — для Восточной Сибири и Дальнего Востока;
    1 — для полуостровов Ямал, Гыдан и европейской части РФ;
    1,5 — для ЯНАО, за исключением Ямала и Гыдана.

Валовая маржа рассчитывается как эффективный нетбэк для каждого производителя природного газа на основании данных ФСТ с учетом средних цен реализации (на внутреннем рынке и на экспорт) и нормированных затрат на транспортировку газа до потребителя в РФ, находящегося между Москвой и Нижним Новгородом. Нормированные затраты на добычу определяются как некие средние по сектору затраты на добычу единицы природного газа и одинаковы для всех плательщиков НДПИ на природный газ. Коэффициент геологии по определению равен 1 для природного газа, добытого из сеноманских залежей, и 3 для газа из несеноманских залежей.

Несмотря на то что представленная формула для 2014 года планируется единой для всех налогоплательщиков, для «Газпрома» ставки будут очевидно выше, чем для независимых производителей газа, из‑за наличия экспортных поставок по ценам, превышающим цены на внутреннем рынке.

Однако, какое бы решение по формуле расчета НДПИ с 2014 года ни было принято, не теряет актуальности и диалог «Газпром нефти» с властями по поводу возможности изменения Налогового кодекса, выводящего из «группы повышенных ставок» компании, имеющие менее 35% газа в общем объеме добычи, так как здесь речь идет о ближайшей перспективе 2013 года.

И конечно, нефтегазодобывающим компаниям совместно с профильными министерствами и ведомствами предстоит проделать большой путь по разработке и законодательному установлению формульного расчета ставки НДПИ на газ.

Кроме того, большие надежды газовая отрасль возлагает на возможность введения специальных мер налогового стимулирования для газовых шельфовых проектов, проектов разработки месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также для проектов глубокой переработки газа. Комитет Совета Федерации по экономической политике уже рекомендовал правительству рассмотреть этот вопрос.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ