Запас прочности

Запас прочности

Применение специальной техники на предприятиях компании.

Специфические задачи и внешние условия, в которых работают нефтяники, требуют применения специальной техники. СН начинает серию публикаций о необычных машинах, задействованных на предприятиях «Газпром нефти».

Текст: Наталья Иваненко

«Томскнефть» — это 12 месторождений Стрежевского региона, четыре цеха добычи нефти и газа, тысячи километров внутрипромысловых трубопроводов, большая часть которых находится в зоне ответственности первого цеха текущего обслуживания, ремонта, ликвидации аварий и их последствий. Для решения задач, заложенных в самом названии подразделения, необходим современный парк спецтехники, который в «Томскнефти» сформирован и позволяет вести работу в самых труднодоступных местах.

В цехе два вездехода «Формост-Хаски-8», которые в основном эксплуатируются на Советском месторождении. С их помощью ведется обвалование или локализуется место аварии трубопровода. Как правило, следом за вездеходом подходит самосвал с песком для обустройства подъездных путей и включается в работу машина для откачки нефтесодержащей жидкости КамАЗАКН, а затем КамАЗАроК с манипулятором для сварки или замены участка трубопровода. На Вахском месторождении в менее болотистой местности используется более легкий импортный «Нордвелл», а на Западно-Полуденном — российский «Витязь».

Для нештатных аварийно-спасательных формирований «Томскнефть» приобрела «ГазАСА», оснащенный необходимым комплектом оборудования: автономной электростанцией, прочной механической лебедкой, радиостанцией, средствами индивидуальной защиты, бензопилой, резиновой лодкой, мотопомпой, осветительной мачтой.

Основной критерий подбора спецтехники — соотношение цена-качество. Российские заводы-изготовители при подборе комплектации ориентируются на условия заказчика, однако по некоторым позициям отечественная техника все же не дотягивает до зарубежных аналогов. Не случайно «Томскнефть» взяла на вооружение финский катер «Ламор», предназначенный для сбора нефтесодержащей жидкости с водных поверхностей. Катер оборудован водометом, его можно использовать на мелководье, нефтесборное оборудование оперативно развертывается. В целом парк спецтехники обеспечивает «Томскнефти» необходимый запас прочности практически в любых ситуациях. Хотя пока большинство машин, представленных в материале, выезжали только на учебные тревоги. Просто из-за отсутствия ЧП.

Габаритные размеры:
• длина — 10 400 мм, высота — 2900 мм

Технические характеристики:
• мощность двигателя — 180 л.с. (134 кВт)
• модель двигателя — ЯМЗ 236 м2
• эксплуатационная масса — 28 000 кг
• вместимость ковша — 0,6–1,75 м3
• стандартный ковш — 1,25 м3
• глубина копания — 6300 мм
• радиус копания — 10 000 мм
• давление на грунт — 0,5 кгс/см2
ЭКСКАВАТОР «КРАНЭКС ЕК 270 LC»

Предназначен для ведения земляных работ при выполнении строительно-монтажных и аварийно-восстановительных работ. Высокая проходимость позволяет производить земляные работы в сильно заболоченных местах.

Габаритные размеры:
• длина — 6,5 м, ширина — 2,4 м
• вес (корпус) — 700 кг
• осадка (без двигателя) — 0,3 м

Технические характеристики:
• водоизмещение порожним — 1,3 тонны
• водоизмещение при полной загрузке — 2,4 тонны
• максимальная грузоподъемность — 1,3 тонны
(например: 100 м речных бонов или нефтесборщик с силовым агрегатом)
• максимальное число пассажиров — 2 оператора и 8 пассажиров
• автономность плавания по запасам топлива — 3 часа при движении полным ходом и 5 часов при движении экономическим ходом

КАТЕР LAMOR LC 6500

Предназначен для сбора нефти и нефтепродуктов с водной поверхности водоемов, установки на воде боновых заграждений, перевозки нефтесборного оборудования и людей. Мобильность катера обеспечивает высокую оперативность при сборе нефти и нефтепродуктов. Судно просто в эксплуатации, не требует долговременного обучения работников, надежно и универсально.

Давление на грунт (просадка 1,5 м):
0,21 кг/см2 при нагрузке в 0 тонн
0,23 кг/см2 при нагрузке в 4,5 тонны
0,26 кг/см2 при нагрузке в 9,1 тонны
0,31 кг/см2 при нагрузке в 18,1 тонны


ЭКСКАВАТОР-ВЕЗДЕХОД «ФОРМОСТ-ХАСКИ-8»

Предназначен для выполнения земляных работ при ликвидации аварий и их последствий на трубопроводах.

Оборудован двухместной кабиной V-2000, экскаватором John Deere 590D (номинальная вместимость ковша — 0,63 м3; максимальная глубина копания — 5 м), шкафом для кислородных и пропановых баллонов, газорезательным оборудованием, электродуговым сварочным оборудованием.

Двигатель Caterpillar C13. Арктический пакет всех узлов и агрегатов позволяет эксплуатировать технику в Антарктиде и в районах Крайнего Севера. Высокая проходимость позволяет вести работы по ликвидации аварий и их последствий на трубопроводах в сильно заболоченных местам без привлечения дополнительной спецтехники.

Технические характеристики:
• максимальная глубина опускания — 2,5 м
• максимальная высота подъема — 9,2 м
• вылет стрелы min/max — 2,2/6,0 м
• грузоподъемность на min/max — 2000/740 кг

КАМАЗ-43118:
• колесная формула — 6 × 6
• снаряженная масса — 10,5 тонны
• двигатель — 740.30-260, V-образный, дизельный, с турбонаддувом, 8 цилиндров
• максимальная мощность — 245 л.с.
• рабочий объем — 10,85 л
АГРЕГАТ РЕМОНТА И ОБСЛУЖИВАНИЯ КАЧАЛОК, АРОК

Агрегат ремонта и обслуживания качалок — АРОК на базе шасси КамАЗ-43118 с кран-манипуляторной установкой (гидроманипулятор) ИМ-50 предназначен для технического обслуживания, текущего и среднего ремонта станков-качалок, также может использоваться для ремонта и обслуживания автотехники.

Оснащен сварочным и газорезательным оборудованием, что позволяет выполнять строительномонтажные и аварийно-восстановительные работы на трубопроводах. Преимущества: наличие разностороннего оборудования не требует привлечения дополнительной техники и оперативного транспорта.

Технические характеристики:
• число мест — 5 человек с водителем
• колесная формула — 4 × 4
• двигатель — ММЗ Д-245, дизель, мощность — 117,2 л.с.
• рабочий объем — 4,75 л
• максимальный расход топлива при 80 км/ч — 17 л/100 км
• постоянный клиренс — 315 мм
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ АСА-20 «САДКО» НА БАЗЕ ГАЗ-33081

Предназначен для оснащения аварийного звена и выезда к местам ликвидаций аварий. Преимущества: высокая мобильность, комплектация оборудования позволяет использовать АСА-20 в любых условиях. Среднетоннажный полноприводный грузовик, способный работать в сложных погодных условиях, на дорогах с любым покрытием. Преодолевает крутые (до 31°) подъемы, глубокие броды и топкие места.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ