Прямые поставки

Прямые поставки

Сотрудничество компании «Газпромнефть — смазочные материалы» с предприятиями «Газпрома»

Компания «Газпромнефть — смазочные материалы» успешно развивает партнерские отношения с предприятиями «Газпрома». Основные направления сотрудничества — организация поставок турбинных, моторных, трансмиссионных и специализированных масел, а также реализация технических и сервисных программ.

Текст: Сергей Орлов



















НАДЕЖНОСТЬ ЦЕПИ

Газотранспортная система «Газпрома» — это более 160 тыс. км магистральных газопроводов и отводов, 291 компрессорная станция, более 4,3 тыс. газоперекачивающих агрегатов, 25 подземных хранилищ газа. Сохранение стабильности работы системы требует бесперебойного обеспечения оборудования турбинными, индустриальными, компрессорными и специализированными маслами и смазками. Высокие нагрузки и сложные условия эксплуатации предъявляют повышенные требования к качеству смазочных материалов. Они должны обладать набором таких характеристик, как устойчивость к окислению и коррозии, отсутствие осадка, способность предотвращать образование отложений. Специализированные турбинные масла с высокими эксплуатационными характеристиками вырабатываются только из высококачественной нефти, с обязательным применением технологических операций глубокой очистки сырьевых компонентов.

Последствия применения некачественных масел могут быть весьма серьезными. Убытки от выхода из строя газоперекачивающего агрегата (ГПА), в том числе самого важного и дорогостоящего его узла — приводного двигателя, не ограничатся только капитальным ремонтом оборудования стоимостью во многие миллионы рублей. Поскольку ГПА работают в общей схеме, остановка одного из них в момент максимальной нагрузки может привести к нарушению графиков поставок газа, срыву сроков и договорных обязательств, в том числе по зарубежным контрактам.

В 2010 году «Газпромнефть-СМ» получила допуск «Газпром ВНИИГАЗа» на использование улучшенного масла Тп-22 С марки 1 в газоперекачивающих агрегатах газотранспортной системы «Газпрома». Масло Тп-22 С марки 1 изготовлено из малосернистой нефти Западно-Сибирского месторождения на глубокоочищенной минеральной основе, имеет в своем составе эффективную композицию присадок, разработанных европейскими компаниями — лидерами рынка, обладает высоким уровнем эксплуатационных свойств.

«В 2010 году для активно развивающейся „Газпромнефть-СМ“ сотрудничество с департаментом по транспортировке, подземному хранению и использованию газа „Газпрома“ стало важным шагом в становлении нашего масляного бизнеса, — отметил директор коммерческой дирекции „Газпром нефти“ Леван Кадагидзе. — Перед нами стояла задача по замещению импортных масел, которые использовались на тот момент в оборудовании газотранспортной системы „Газпрома“, поэтому для разработки новых продуктов были привлечены лучшие специалисты отрасли и найдены оптимальные технологические решения и рецептуры. Сегодня мы можем констатировать, что специалисты компании с этой задачей справились».

Сейчас «Газпромнефть-СМ» поставляет высококачественное турбинное масло практически во все дочерние предприятия «Газпрома», занимающиеся добычей, транспортировкой и хранением природного газа. Суммарный объем поставок за неполные три года превысил 14 тыс. тонн.

МАСЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Система транспортировки газа непрерывно совершенствуется. Большая часть работ связана с обновлением оборудования компрессорных станций, а это подразумевает повышение мощности и теплонапряженности агрегатов. Такие условия эксплуатации предъявляют особые требования, в первую очередь к такому параметру смазочных материалов, как термоокислительная стабильность. Кроме того, повышаются требования и к классу чистоты масла, который должен обеспечиваться как в процессе производства, так и при транспортировке и хранении.

Технологические задачи решаются в рамках совместной программы сотрудничества «Газпрома», «Газпром нефти» и «Газпром ВНИИГАЗа» на 2012–2016 годы. На технологической базе «Газпромнефть — смазочных материалов» разрабатываются альтернативные составы масел МС-8п (авиационное), «Петрим» (для теплонапряженных двигателей), МГД-20М (альтернатива масла МС-20), турбинных масел нового поколения, полиметилсилоксановых жидкостей для запорной арматуры.

Испытания масла МГД-20 М на предприятиях «Газпрома» уже ведутся. После прохождения экватора шестимесячного испытательного срока уже получены первые отчеты, свидетельствующие о высоком качестве эксплуатационных свойств МГД-20 М. Кроме того, в «Газпром ВНИИГАЗе» ведется разработка аналога масла «Петрим» для теплонапряженных двигателей — началась подготовка испытаний образцов базовых компонентов. А для составления новой рецептуры жидкости для запорной арматуры специалисты «Газпромнефть-СМ» изучают условия эксплуатации жидкостей этого типа.

Преимущества, которые получает «Газпром» от комплексного применения смазочных материалов одного производителя очевидны, — это сокращение логистических издержек и затрат на хранение, снижение вероятности смешения смазочных материалов, негативно сказывающегося на надежности узлов и агрегатов. Все это гарантирует стабильность производственных процессов.

«В „Газпроме“ максимально эффективно должна работать программа сотрудничества предприятий, входящих в группу, — это абсолютно логичное и экономически целесообразное решение, — подчеркнул заместитель начальника департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа „Газпрома“ Александр Шайхутдинов. — Достойный пример последних лет — организация поставок масел и смазок производства „Газпромнефть-СМ“ предприятиям и дочерним обществам группы. Это наш надежный поставщик, который знает и изучает потребности и особенности работы газотранспортной системы, оперативно реагирует на запросы производства, стремится развивать сотрудничество, улучшая эксплуатационные качества масел».

С ЗАПАСОМ

Сотрудничество «Газпромнефть-СМ» с предприятиями «Газпрома» не ограничивается только поставками индустриальных масел. Моторными, трансмиссионными и специализированными маслами обеспечиваются парки автомобильной техники дочерних обществ энергетического холдинга. Эта техника зачастую эксплуатируется в крайне суровых условиях: низкие температуры, форсированные режимы при преодолении бездорожья... Все это требует регулярного проведения испытательных циклов изучения свойств моторных и трансмиссионных масел, позволяющих совершенство- вать рецептуру.

Один из таких циклов прошел в начале нынешнего года в «Газпром трансгаз Югорске». В испытаниях были задействованы вахтовые автобусы, тяжелые грузовики и строительная техника на базе КамАЗов, которые после заправки моторными, трансмиссионными и гидравлическими маслами производства «Газпромнефть-СМ» выполняли повседневные задачи. Динамика изменения свойств масел оценивалась в специализированной лаборатории Омского государственного технического университета (ОмГТУ). Изменение содержания элементов присадок, оценка изменения физико-химических свойств, накопление элементов износа и загрязнений — все эти данные позволили определить работоспособность продуктов в реальных условиях эксплуатации в Ханты-Мансийском автономном округе. Масла выдержали заявленные сроки замены, продемонстрировав существенный запас эксплуатационных свойств.

ГАЗОМОТОРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Программа технического сотрудничества между «Газпромом» и «Газпромнефть-СМ» развивается. В том числе в направлении, которое глава «Газпрома» Алексей Миллер обозначил на июльском межотраслевом совещании: речь шла о развитии парка техники, работающей на газомоторном топливе. В линейке продукции «Газпромнефть-СМ» уже присутствует масло, предназначенное для использования в двигателях мобильной техники, работающей на сжатом природном газе (CNG-Compressed Natural Gas), — G-Profi CNG 15W-40. Этот продукт производится на основе высококачественного базового масла и малозольного пакета присадок, что позволяет обеспечить высокий уровень эксплуатационных свойств: защиту от окисления и нитрования масла, образования отложений и износа деталей двигателя. «Газпромнефть — смазочные материалы», КамАЗ и «Газпром трансгаз Югорск» уже наметили на 2013 год проведение эксплуатационных испытаний этого масла. Итогом совместной работы должно стать использование G-Profi CNG 15W-40 в качестве масла первой заливки на конвейере КамАЗа в специализированные газовые двигатели автобусов НефАЗ.

В планах «Газпромнефть-СМ» работы по созданию следующего поколения улучшенных турбинных масел для газоперекачивающей техники «Газпрома», завершение реализации программы импортозамещения масел для мобильной техники газовиков, создание специализированных низкотемпературных смазок для проведения работ на шельфе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ