Закрыть очистку

Закрыть очистку

Строительство технологических объектов на Московском НПЗ

Текст: Екатерина Миронова

На Московском нефтеперерабатывающем заводе начались пусконаладочные работы на новых очистных сооружениях закрытого типа и установке для производства битумов. В рамках рабочего визита эти объекты посетил мэр Москвы Сергей Собянин.

В последний раз столичный мэр приезжал на Московский НПЗ весной, и менее чем через полгода новый визит — мало какое из предприятий московского промышленного комплекса может похвастаться столь пристальным вниманием со стороны муниципальной власти. Внимание это не ослабело и после того, как столичное правительство вышло из числа акционеров завода, что, впрочем, легко объяснить: от нефтеперерабатывающего комплекса «Газпром нефти» во многом зависит топливное благополучие мегаполиса. При этом расположенный в пределах Московской кольцевой автодороги завод, как любой НПЗ, входит в число опасных производств — а значит, всегда находится в сфере повышенного интереса экологов. Тематически нынешний визит Сергея Собянина охватил оба этих направления.

Столичный градоначальник пообщался с руководством «Газпром нефти» и МНПЗ по поводу предстоящего ремонта установок большого кольца, один лишь анонс которого вызвал в СМИ целую бурю под лозунгом «Москва останется без бензина». Как показало время, страхи оказались беспочвенными — топливный кризис столицу не поразил. Спокойнее спать и глубже дышать теперь могут и жители расположенных рядом с заводом микрорайонов: новые механические очистные сооружения (МОС) и реконструированная битумная установка стали первыми реализованными проектами программы модернизации МНПЗ, несущими в себе серьезную экологическую составляющую.

СТОКИ НА ПОТОК

До строительства новых очистных сооружений на МНПЗ применялась открытая система очистки стоков. Оборотная вода попадала в буферные пруды, где отстаивалась, — таким образом проводились очистка от механических примесей и отделение нефтепродуктов. Далее предварительно очищенные сточные воды сбрасывались на Курьяновскую станцию очистки. Однако понятно, что такой метод очистки малоэффективен. В первую очередь качество очищенной заводом воды не удовлетворяло Мосводоканал: 9,2 мг нефтепродуктов на литр более чем вдвое превышали нормативный показатель (4 мг/л). Кроме того, эксплуатация открытых очистных сооружений способствовала накоплению нефтесодержащих отходов в буферном пруду, загрязнению водоохранной зоны и акватории реки Москва, а также образованию загрязненных нефтепродуктами грунтов на территории завода. Все это несло риски не только природе, но и финансовому благополучию МНПЗ — штрафы в случае возникновения нештатных ситуаций могли превысить 15 млрд рублей. Плюс к этому из-за необходимости хранить нефтешламы, остающиеся после очистки, площадь старых очистных составляла 15 га, которые могли быть использованы для развития предприятия, но вместо этого оставались источником выбросов вредных веществ в атмосферу. Ввод в эксплуатацию закрытых сооружений позволит снизить количество выбросов на 258,8 тонн в год.

По поточной схеме работы новых МОС все промышленные стоки предприятия попадают на блок предварительной грубой очистки от механических примесей. Далее в блоке физико-химической очистки с помощью сепараторов, флотаторов и фильтров с ореховой скорлупой производится тонкая очистка. Прошедшие эти этапы стоки в зависимости от того, достигают они уровня требуемой очистки или нет, попадают либо на Курьяновскую станцию аэрации, либо на блок дополнительной очистки, оборудованный 10 сорбционными фильтрами с активированным углем. Образовавшийся в результате очистки нефтезагрязненный осадок подается на блок обез воживания, где при помощи центрифуг разделяется на нефтепродукт и обезвоженный оса- док (кек). Нефтепродукт идет на повторную переработку, а кек — на утилизацию.

По словам генерального директора МНПЗ Аркадия Егизарьяна, запуск новых очистных сооружений, инвестиции в строительство которых составили 3,6 млрд рублей, позволит сократить и стабилизировать границы санитарнозащитной зоны предприятия. Благодаря новой системе очистки вредные выбросы в атмосферу снизятся на 97%, а содержание нефтепродуктов в сточных водах уменьшится в шесть раз — до 1,5 мг на литр.

БИТУМНОЕ ОМОЛОЖЕНИЕ

Реконструкция установки производства битума, несмотря на, казалось бы, исключительно промышленную направленность проекта, также стала составной частью экологической программы МНПЗ. Действующее битумное производство на Московском НПЗ производительностью 1,211 млн тонн в год (3,6 тыс. тонн в сутки), если бы не реконструкция, совсем скоро могло отметить вековой юбилей. Одна из двух битумных установок завода — малая — была построена в начале 1930-х годов. Понятно, что технологии, применявшиеся в битумном производстве, были уже очень далеки от передовых.

На малой битумной не было железнодорожного налива, а большая располагала лишь одним коллектором налива битумов. Кроме того, подавался битум на налив самотеком из резервуаров, и вредные пары беспрепятственно попадали в атмосферу.

В ходе реконструкции узел налива битумов в железнодорожные и автомобильные цистерны модернизируется, малая битумная полностью демонтируется. Главными бизнес-результатами модернизации должны стать повышение качества продукции и выпуск и отгрузка одновременно нескольких марок битумов.

Сырье на новую установку теперь поступает по двум трубопроводам, что позволяет повысить производительность оборудования. Появилась возможность регулировки температуры и вязкости сырья в процессе производства, соответственно добиваясь необходимых параметров продукта на выходе. Газы окисления, которые образуются при производстве битума, теперь сжигаются в котле-утилизаторе, давая заводу дополнительную энергию. Это обеспечивает предприятие 50 тоннами пара в час, сокращая расходы на топливо.

Важное новшество — возможность получения переокисленного битума. Дорожный битум БНД 60/90 станет одновременно готовым товарным продуктом и сырьем для следующей стадии — выпуска строительного битума марки БН 90/10. С помощью поточных смесителей в БН 90/10 можно будет добавлять гудрон, получая любую марку битума под конкретные заказы потребителей.

Новая установка будет одновременно производить и отгружать три марки битума. Она оснащена герметичным наливом, выделяющиеся в процессе отгрузки едкие испарения будут отводиться в печь для утилизации. За счет реконструкции выбросы вредных веществ в атмосферу планируется снизить на 90%.

Инвестиции в проект реконструкции битумных мощностей составят 3,2 млрд рублей. Его реализация началась в IV квартале 2011 года, сегодня на большой битумной установке ведутся пусконаладочные работы. Проектная мощность технологического объекта — 1,7 млн тонн в год.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЛОК-СХЕМА ЗАКРЫТЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

ПОСЛЕДНИЙ БАРЬЕР

Вводом в эксплуатацию механических очистных сооружений и большой битумной установки проекты МНПЗ с ярко выраженной экологической составляющей не завершаются. На очереди строительство финальных очистных сооружений (ФОС). «Новый комплекс механической очистки воды не дает возможность возвращать ее обратно на завод для повторного использования, — рассказал начальник управления охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды МНПЗ Юрий Ерохин. — Именно финальные очистные сооружения позволят до очистить воду от разнообразных химических веществ и 80% стоков вернуть обратно на технологические установки МНПЗ».

ГАЗОМОТОРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Как и любой экологический проект, строительство ФОС даст и серьезный экономический эффект. Строительство финальных очистных позволит сократить ежегодную плату Мосводоканалу за водопользование и сброс загрязняющих веществ более чем на 80%. Экономия будет достигаться не только за счет сокращения сброса на Курьяновские очистные сооружения, но и за счет подпитки собственных систем оборотного водоснабжения.

Проект доочистки сточных вод предполагает использование метода обратного осмоса. Это мембранная технология, позволяющая обессоливать воду и повторно использовать ее в системах оборотного водоснабжения. В основе метода — использование мембраны, которая представляет собой фильтр с чрезвычайно мелкой ячейкой. Когда на мембрану подается вода под давлением, она пропускает молекулы чистой воды, а молекулы загрязнителя задерживает. Не менее важна задача доочистки сточных вод — устранения таких веществ, как ароматические углеводороды и сероводород. Именно для этого в состав финальных очистных сооружений предполагается ввести блок предварительной доочистки перед обратным осмосом. Мембраны очень чувствительны и просто перестанут работать, если воду предварительно не доочистить. Это будут либо биологические технологии, так называемый «мембранный биореактор», либо физикохимические методы доочистки — к примеру, окисление загрязнителей с помощью различных реагентов.

«На нынешнем этапе реализации проекта главная задача — выбрать технологию предварительной доочистки, чтобы подготовить воду к ее обработке на обратном осмосе, — уточнил Юрий Ерохин. — Уже прошел тендер, выбраны организации — разработчики базового проекта на две технологии предварительной доочистки».

Реализовать проект ФОС планируется в 2015 году. А до 2014-го «Газпром нефть» инвестирует в выполнение экологических мероприятий, а также в строительство и реконструкцию объектов, оказывающих непосредственное влияние на экологическую эффективность завода, порядка 14 млрд рублей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ