История с московской пропиской

История с московской пропиской

Главные вехи в истории и перспективы развития Московского нефтеперерабатывающего завода.





1930-е
Первые годы строительства завода

1940
Закладка заводского сквера

1945
Благоустройство территории завода

1957
Установка №51 карбамидной депарафинизации дизельного топлива

1959–1965
Строительство установки по очистке мягких парафинов

1965
Министр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР Виктор Степанович Федоров в роли грузчика первой тонны отечественного полипропилена

1970-е
Цех переработки полипропилена

1974
Строительство ЭЛОУ АВТ-6

1975
Установка ЭЛОУ АВТ-6 на стадии строительства

Фото: Илья Варламов, Евгений Уваров, архив МНПЗ

Московскому нефтеперерабатывающему заводу — 75 лет. В юбилейный год «Сибирская нефть» вспоминает главные вехи в истории МНПЗ и пытается заглянуть в его будущее.

Текст: София Зорина

НАЧАЛО

1930-е годы, СССР. В стране идет индустриализация, призванная ликвидировать техническую отсталость и создать оборонную промышленность. За годы первой пятилетки (1928–1932) построены сотни заводов и фабрик, возводятся электростанции, в городах развивается общественный транспорт.

К середине 1930-х годов возросшие потребности в моторном топливе в РСФСР обеспечивают всего пять нефтеперерабатывающих заводов. Причем все они расположены в районах добычи нефти. Московский крекинг-завод должен стать первым в истории страны НПЗ, ориентированным на район потребления. Решение о выборе площадки под его строительство утверждается 13 апреля 1935 года приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР № 443. Главная задача будущего МНПЗ — обеспечить потребности Цен трального экономического района СССР и в первую очередь Москвы и Московской области.

К июлю 1935 года под строительство пред приятия отведены поля возле селения Капотня Люберецкого района, ограниченные с одной стороны Москвой-рекой. Выбор определяется возможностью доставлять по реке баржи с бакинским мазутом — сырьем для выработки крекинг бензина. С февраля 1936-го строительство завода идет ударными темпами. За два года возведены несколько цехов, смонтирована крекинг-установка № 1, запущена парокотельная, построены жилые бараки. 1 апреля 1938 года первый директор Московского крекинг-завода Николай Мухин дал команду: «Пуск!»

ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ

Лето 1941 года. Большинство московских предприятий в срочном порядке эвакуируется за Урал. По техническим причинам Московский крекинг завод эвакуации не подлежит.

Уже в июле 1941-го НПЗ начинают бомбить. На завод обрушились сотни зажигательных бомб. «Зажигалки» тушатся силами бойцов охраны и самими рабочими. Чтобы уберечь производство от уничтожения, решено построить фальш-завод. Бутафорские цеха возводят в трех километрах от настоящих, на строительстве задействованы около двух тысяч человек. Обманный маневр удался: на аэрофотоснимках фальшивка практически не отличается от оригинала. После «введения в строй» бутафорского завода налеты на настоящий НПЗ прекращаются.

Девиз «Все для фронта! Все для победы!» в полной мере соответствует духу и настроениям рабочих Московского крекинг-завода, большинство из которых в годы войны составляют женщины. Уже к концу 1941-го завод выпускает четыре новых вида нефтепродуктов, а в 1942-м список продукции пополняют гудрон, спец асфальт, диизобутилен. Многие заводчане работают под лозунгом «Выполнив свою норму, выполни и норму товарища, ушедшего на фронт».

ЗА КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД

Послевоенные годы, четвертая и пятая пяти летки. Главная задача четвертой по счету и первой послевоенной пятилетки (1946–1950), сформулированная Сталиным, гласит: «Восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах». В том числе за пять лет планируется увеличить добычу нефти на 14% (до 35 млн тонн). На практике производство нефти в СССР к 1950 году возросло на 21,7%, к середине 1950-х достигло 60 млн тонн, а к 1960-му — почти 150 млн тонн.

Рост добычи нефти требует новых нефтеперерабатывающих мощностей и модернизации старых. Именно в эти годы (1945–1965) в эксплуатацию вводятся 16 НПЗ — это половина из действующих сегодня в России заводов. Глобальные преобразования затеяны и на крекинг заводе № 413 Миннефтепрома СССР, в сентябре 1952-го переименованном в Московский нефтеперерабатывающий завод.

Коллектив завода поддерживает разворачивающееся в стране движение «За коммунистический труд!» — и берет на себя повышенные обязательства: к 1960 году довести объем пере работки нефти до 4 млн тонн в год — в 1956-м этот показатель составлял 2,9 млн тонн. Повышать производительность труда предполагается не только за счет сознательности рабочих, но и благодаря технологическим усовершенствованиям. Под личным контролем нового директора предприятия — Демида Иванюкова — в крекинг-цехе, на атмосферной трубчатке и в цехе переработки газа начинается реконструкция технологических установок: заменяются отдельные ректификационные колонны, меняются схемы обвязки аппаратов трубопроводами, максимально механизируются трудоемкие работы. По итогам реконструкции мощность завода возросла на 88%.

ПОЛИПРОПИЛЕНОВЫЙ ВЫЗОВ

1954 год. Итальянский химик Джулио Натта и немецкий химик-органик Карл Циглер открывают метод производства самой легкой пластмассы — полипропилена. За это открытие в 1963-м Натта получит Нобелевскую премию по химии. Уже в 1956 году итальянцы начинают производить полипропилен на продажу.

Разработка отечественной технологии производства полипропилена ведется на МНПЗ с конца 1950-х. К 1960-му на заводе впервые в СССР опробован метод получения полипропилена из пропан-пропиленовой фракции, а чуть позже сконструирована опытная установка — прообраз будущего оборудования. В промышленных условиях новый пластик начал выпускаться в 1966 году.

Важность внедрения нового производства хорошо понимает руководство завода. «Этот материал, который известен всем как пластмасса, в недалеком будущем получит в народном хозяйстве такое применение, о котором сегодня многие и не подозревают: он заменит металлы, дерево, даже традиционные ткани. А в будущем, несомненно, производство полипропилена на нашем предприятии станет столь же важным видом продукции, как и бензины!» — предрекает Демид Иванюков — и не ошибается. Сегодня полипропилен по объему производства среди термопластов занимает второе место в мире, уступая только полиэтилену.

В 1970-х годах изготовление полипропилена на заводе продвинулось еще на одну ступень: началось производство нетканых материалов. Из полипропилена на МНПЗ широко выпускаются товары народного потребления: пляжные сумки, буксирные тросы, ковровый корд, армированная пленка и многое другое.

БЕНЗИН ДЛЯ «МОСКВИЧЕЙ»

1967 год, Москва. Конец 1960-х ознаменовался для автомобильной промышленности СССР эпохальным событием — в октябре 1967-го на АЗЛК в серию запускается новая модель — «Москвич-412». Этой полностью отечественной разработке предстоит наряду с «Жигулями» определить «дресс-код» советских магистралей на многие годы вперед. Для нового «Москвича» разработан 1,5-литровый цельноалюминиевый двигатель, заметно повысивший его динамические характеристики. Благодаря достаточно стильному по тем временам дизайну, хорошим ходовым качествам и успехам в международных ралли автомобилю удается не только завоевать советского автолюбителя, но и пользоваться спросом на внешних рынках.

Развитие автомобильной промышленности ставит новую задачу перед нефтеперерабатывающими производствами — современным двигателям требуется современный бензин. Над повышением октанового числа выпускаемо го бензина на МНПЗ работают еще с начала 1960-х. Решить проблему удается с запуском установки каталитического риформинга*. В ноябре 1967 года на предприятии получают первые пар тии неэтилированного бензина Аи-93. Помимо этого к 1970-му в эксплуатацию запущены два десятка новых объектов, изменивших технологическую схему завода и позволивших наладить выпуск 32 видов новой продукции.

АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШАЕТ ВСЕ

Начало 1980-х, Москва. «Советский народ — творец новой, социалистической жизни — проявляет неиссякаемую активность и творческую инициативу в механизации и автоматизации производства», — можно прочитать в передовицах тех лет. Если отбросить советскую риторику, то выяснится, что автоматизация действительно идет. Разные отрасли производства новые веяния захватывают в разной степени, но нефтепереработка в стране на особом счету.

Очередной этап бурного развития МНПЗ начался еще в 1972 году с постановления Совета министров СССР «О реконструкции и расширении завода и доведении его мощности до 12 млн тонн нефти в год». В ходе модернизации не толь ко появляются новые технологические объекты, но и меняются принципы их обслуживания. Впервые в истории нефтеперерабатывающей промышленности на заводе разработан метод программированного обучения рабочих и ИТР технике безопасности — для обучения применяются контролирующие машины, организован специально оборудованный автоматизированный класс и тренажер.

К началу 1980-х автоматизация коснулась и более серьезных процессов: автоматизированная система «Режим» заработала на установках по изготовлению полипропилена, на комплексе химико-технологической защиты от коррозии установки ЭЛОУ АВТ-6 (электрообессоливающая установка), на установке по производству серы. На заводе работает вычислительный центр, ведущий логистические расчеты и учет расхода пара, воды, газа, электроэнергии. Вводится первая система электронного документооборота.

В 1981 году мировые цены на нефть достигают максимума. В то же время в СССР начинают всерьез задумываться о повышении эффективности использования нефти путем углубления ее переработки. 30 августа 1983 года на МНПЗ в строй вступает установка каталитического крекинга — первый объект в серии отечественных комплексов по глубокой переработке нефти. Так же на установке впервые в стране применяется электронно-вычислительный блок для управления реактором каталитического крекинга.

ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

1990-е, от СССР к России. Мировые цены на нефть, начавшие падать еще в 1982 году, в 1990-х продолжают колебаться вокруг минимальных значений, ввергая в кризис российскую экономику. Условием выживания для предприятий во всех отраслях промышленности становится радикальное изменение управленческих и производственных процессов.

В трудные времена завод делает ставку на развитие двух востребованных в «народном хозяйстве» направлений: производство полипропилена и выпуск дорожного и строительно го битума. К середине 1990-х благодаря мобилизации человеческих и финансовых ресурсов на предприятии вводятся в эксплуатацию два новых комплекса. Результат оправдал ожидания — качественный полипропилен успешно идет на экспорт, а производство нефтебитума позволило ликвидировать дефицит этого продукта в Московском регионе.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

В начале 2011 года стопроцентным акционером МНПЗ становится «Газпром нефть». По итогам года завод входит в число наиболее эффективных предприятий России, занимает ведущие позиции в производстве высокооктановых бензинов и дизельных топлив и обеспечивает порядка 40% потребностей Московского региона в нефтепродуктах. Тем временем высокие показатели не освобождают от масштабной модернизации: многие установки предприятия устарели, а постоянно повышающиеся требования к качеству топлива на европейских рынках требуют адекватного изменения в технологии производства. До 2020 года «Газпром нефть» намерена вложить в реконструкцию Московского НПЗ 130 млрд рублей. Завод будущего дол жен стать образцом эффективной переработки нефти и энергопотребления, соблюдения норм промышленной безопасности и бережного отношения к окружающей среде. Ближайшие задачи — наладить выпуск моторных топлив 5-го экологического класса, а к 2017-му увеличить объем переработки до 12 млн тонн нефти в год.

* Риформинг — процесс преобразования линейных и нециклических углеводородов в бензолоподобные аро- матические молекулы. Ароматические углеводороды имеют более высокое октановое число, чем молекулы других углеводородов, и более предпочтительны для производства высокооктанового бензина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ